2017-2018гг.
Данное планирование дополнено 17 часами (0,5 ч в неделю Региональный компонент). Часы дополнены из части формируемой участниками образовательных отношений. В дополнительном материале содержится информация краеведческого характера.
№ п/п | Раздел Тема урока | Дата | Деятельность учащихся |
Планируемые результаты | Практические работы |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
1 | Введение (2 час) | | | Знать основные правила ведения дневника погоды | Планировать учебную деятельность | Обладать ответственным отношением к учению | |
2/1 | Путешествие по Хабаровскому краю. | | | | Планировать учебную деятельность | Обладать ответственным отношением к учению | |
3 | Раздел 5. Атмосфера (11 часов +4) Атмосфера и её строение | | Составление и анализ схемы «Значение атмосферы в жизни Земли» | Знать и объяснять существенные признаки понятий «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», свойства воздуха, его состав, строение атмосферы. Характеризовать особенности каждого слоя атмосферы. Описывать значение озонового слоя. Объяснять значение атмосферы | Планировать учебную деятельность, владеть устной и письменной речью. Проводить самостоятельный поиск географической информации | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Уметь вести диалог на основе взаимного уважения | |
4 | Температура воздуха | | Заполнение дневника погоды, составление и анализ графика изменения температур, вычисление средних суточных, месячных температур. | Знать и объяснять существенные признаки понятий «средняя суточная температура», «суточный ход температуры воздуха», «годовой ход температуры воздуха». Знать причины неравномерного нагревания атмосферы. Уметь определять по имеющимся данным средние температуры воздуха | Проводить наблюдение под руководством учителя. Устанавливать причинно-следственные связи | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. |
5 | Зависимость температуры воздуха от географической широты | | Анализ карт, сравнение температур на разных широтах | Уметь определять температуру воздуха по карте с помощью изотерм. Приводить примеры жарких и холодных областей Земли. Описывать зависимость изменения температуры воздуха от угла падения солнечных лучей | Устанавливать причинно-следственные связи. Создавать и преобразовывать схемы для решения задач | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
6 | Влага в атмосфере | | Знакомство с работой гигрометра, решение задач по расчёту абсолютной и относительной влажности, анализ данных дневников погоды | Знать определения понятий «абсолютная влажность», «относительная влажность», «облака». Называть разные виды облаков. Определять визуально разные виды облаков и степень облачности, относительную влажность воздуха. Объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха. Понимать устройство гигрографа | Проводить наблюдения. Планировать пути достижения цели. Осуществлять контроль по результату и способу действия | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
7 | Атмосферные осадки | | Построение и анализ диаграмм осадков | Знать и объяснять существенные признаки понятия «атмосферные осадки». Называть виды атмосферных осадков. Понимать условия распределения атмосферных осадков на земной поверхности. Объяснять образование осадков разного происхождения. Понимать устройство осадкомера, приёмы работы с ним. Вычислять количество осадков за сутки, месяц, год, среднее многолетнее количество. Строить и анализировать диаграммы количества осадков | Проводить наблюдения под руководством учителя. Создавать и преобразовывать модели для решения задач. Формировать действия целеполагания | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
8 | Давление атмосферы | | Знакомство с работой барометра, анализ карт, решение задач по расчёту величины атмосферного давления | Знать определение понятия «атмосферное давление», понимать устройство барометра – анероида, приёмы работы с ним. На основании расчётов определять давление на разной высоте в тропосфере. Описывать и объяснять причины изменения атмосферного давления | Давать определения понятиям. Проводить наблюдения под руководством учителя. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
9 | Ветры | | Знакомство с работой флюгера и анемометра, анализ карт, построение розы ветров | Знать определение понятия «ветер», основные виды ветров. Понимать причины возникновения ветров. Называть ветры разных направлений. Понимать устройство флюгера, приёмы работы с ним. Объяснять образование ветров и их разную скорость. Строить и анализировать розу ветров | Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели | 2. Построение розы ветров для одного месяца |
10/2 | Ветры нашего края | | Построение розы ветров | Знать ветры нашего края; строить розу ветров. | Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам. | Формировать коммуникативную компетенцию в работе со сверстниками. | Построение розы ветров для одного месяца нашей местности |
11 | Погода | | Составление характеристики погоды, чтение карты погоды, обобщение наблюдений за погодой | Знать определение понятия «погода». Знать и объяснять существенные признаки понятия «элементы погоды». Называть источники, на информации которых строится прогноз погоды, метеорологические приборы и инструменты, приёмы работы с ними. Обрабатывать данные собственных наблюдений за погодой. Анализировать состояние погоды и составлять её описание. Работать с синоптической картой | Проводить наблюдения, обрабатывать данные наблюдений и делать выводы. | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
12/3 | Погода нашего края | | Составление характеристики погоды, обобщение наблюдений за погодой | Рассказывать о погоде своей местности. | Сравнивать факты, явления, событий. | Обладать коммуникативной компетентностью в сотрудничестве со сверстниками. | 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа календаря погоды |
13 | Климат | | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по карте | Знать определение понятия «климат», «климатообразующие факторы». Понимать отличие климата от погоды. | Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
14/4 | Знакомство с климатом нашего края. | | Изучение климата нашего края | Объяснять причины изменения климата | Осуществлять сравнение, классифицировать информацию. | Понимание ценности здорового образа жизни | |
15 | Человек и атмосфера | | Поиск дополнительной информации о неблагоприятных атмосферных явлениях | Раскрывать значение атмосферы для человека. Отбирать источники географической информации для объяснения влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Приводить примеры стихийных бедствий в атмосфере и возможных действий в ЧС | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения | Отстаивать свою позицию невраждебным для оппонента образом. Понимать ценность жизни и здоровья | |
16/5 | Времена года | | Влияние погоды на здоровье человека | Составлять описание погоды в разные времена года. | Сравнивать , аргументировать свою точку зрения. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
17 | Атмосфера. Итоговый урок | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» | Знать содержание всей темы | Осуществлять расширенный поиск информации. Формировать готовность к самообразованию | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности | |
18 | Раздел 6. Гидросфера (12 часов) Вода на земле. Круговорот воды в природе | | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме, выявление взаимосвязей между составными частями гидросферы | Знать и раскрывать существенные признаки понятий «гидросфера», «круговорот воды». Называть части гидросферы. Объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, значение круговорота для природы Земли. Доказывать единство гидросферы | Преобразовывать схему для решения задачи. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения, корректно отстаивать свою позицию | |
19 | Мировой океан – основная часть гидросферы | | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов. Работа с к/к | Знать определения понятий «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров». Называть и показывать на карте части Мирового океана. Определять географическое положение океанов, морей, заливов, проливов | Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | 4. Обозначение на контурной карте объектов гидросферы, течений в Мировом океане |
20 | Свойства океанических вод | | Анализ карт, выявление закономерностей в изменении температуры, солёности вод океана | Знать свойства вод мирового океана. Определять по карте температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана в разных частях Земли | Осуществлять сравнение. Формировать действия целеполагания (в том числе преобразование практической задачи в познавательную) | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | 5. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт |
21 | Движения воды в океане. Волны | | Заполнение таблицы, работа с картами | Знать и раскрывать существенные признаки понятий «волна», прилив», «отлив», «цунами», «течение». Назвать виды волн и океанических течений. Раскрывать причины образования ветровых волн и цунами. Показывать на карте течения | Осуществлять логическую операцию установления родовитых отношений, ограничение понятия. Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
22 | Течения | | Определение по картам крупнейших тёплых и холодных течений, работа с к/к | Знать и раскрывать существенные признаки понятия «течение». Показывать на карте течения. Приводить примеры параметров тёплых и холодных течений | Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
23/6 | По морям Хабаровского края | | Определение по картам моря Хабаровского края, работа с к/к | Называть и показывать на карте части моря. | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Формировать ответственное отношение к труду | |
24 | Воды суши. Реки | | Определение по карте истока и устья, притоков, бассейна реки, водораздела, работа с к/к | Знать определения понятий «река», «исток», «устье», русло», речная система», водораздел», «речной бассейн». Знать части реки, источники питания рек. Называть и показывать на карте крупнейшие реки мира и России | Давать определения понятиям. Планировать пути достижения цели. | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
25 | Жизнь рек | | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану, сравнение рек | Знать определение понятий «речная долина», «пойма», «русло». Называть типы рек по характеру течения. Приводить примеры рек, различных по характеру течения. Объяснять различия в характере течения горной и равнинной реки. Описывать режим рек России. Объяснять зависимость питания и режима рек от климата | Осуществлять сравнение, логическую операцию установления родовитых отношений, ограничения понятия. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Уметь вести диалог на основе взаимного уважения и принятия. Корректно отстаивать свою позицию | |
26/7 | По рекам Хабаровского края. | | Определение по картам рек Хабаровского края, работа с к/к | Называть и показывать на карте части рек | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы | Формировать ответственное отношение к труду | |
27 | Озёра и болота | | Определение по карте географического положения крупных озёр, работа с к/к | Знать определение понятия «озеро». Знать и объяснять существенные признаки понятий «болото», водохранилище», «пруд». Знать виды озёр, способы образования их котловин. Называть и показывать на карте озёра. Описывать по карте озеро | Осуществлять сравнение. Владеть устной речью, строить монологической высказывание | Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | |
28/8 | По озёрам и болотам Хабаровского края | | Определение по картам озёра Хабаровского края, работа с к/к | Знать виды озёр, способы образования их котловин. Называть и показывать на карте озёра. | Владеть устной речью, строить монологической высказывание | Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию | |
29 | Подземные воды | | Поиск дополнительной информации о разных видах подземных вод и их значении | Знать и объяснять существенные признаки понятий «подземные воды», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «гейзер». Называть причины образования подземных вод, их виды. Приводить примеры водопроницаемых и водоупорных пород | Осуществлять сравнение. Планировать пути достижения цели | Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию | |
30 | Ледники. Многолетняя мерзлота | | Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и мерзлоты, построение столбчатой диаграммы | Знать определение понятия «ледник», «многолетняя мерзлота». Знать типы ледников и причины их образования. Называть и показывать области распространения ледников на Земле. Приводить примеры крупнейших областей оледенения. | Формирование действий целеполагания. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Уметь вести диалог, корректно отстаивать свою позицию. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | |
31 | Человек и гидросфера | | Поиск информации и подготовка сообщений об объектах гидросферы | Называть основные причины нехватки пресной воды на Земле, основные источники загрязнения гидросферы, стихийные явления в гидросфере. Раскрывать направления охраны гидросферы. Знать правила поведения в ЧС | Осуществлять расширенный поиск информации. Аргументировать свою точку зрения | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей. Формировать потребность в самореализации и самовыражении, социальном признании. Понимать ценности жизни и здоровья | |
32 | Гидросфера. Итоговый урок | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» | Знать содержание всей темы | Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности | |
33 | Раздел 7. Биосфера (7 часов) Биосфера и её роль | | Составление и анализ схемы биологического круговорота веществ | Знать и объяснять существенные признаки понятия «биосфера». Называть границы биосферы и её состав. Описывать этапы расширения биосферы. Раскрывать роль круговорота вещества в биосфере | Планировать учебную деятельность при изучении темы. Самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ставить новые учебные цели и задачи | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
34 | Жизнь в океане | | Подготовка сообщений, презентаций | Знать основные факторы, влияющие на распространение организмов в Мировом океане. Называть группы водных организмов, представителей морских организмов | Владеть устной (письменной) речью, строить монологические высказывания. Структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществлять отбор информации | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | |
35 | Жизнь на поверхности суши. Леса | | Подготовка сообщений, презентаций | Знать основные факторы, влияющие на распространение организмов на суше. Раскрывать зависимость растительного и животного мира от климата | |
36/9 | Леса Хабаровского края | | Подготовка сообщений, презентаций | |
37 | Жизнь в безлесных пространствах | | Подготовка сообщений, презентаций | |
38 | Почва | | Изучение образцов почв, сравнение почвенных профилей | Знать определение понятия «почва». Знать и объяснять существенные признаки понятий «почва», «плодородие», «перегной», состав и строение почвы.причины разной степени плодородия почв. Описывать строение почв | Создавать и преобразовывать схемы (модели) для решения задач. Планировать пути достижения цели | Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | 6. Определение состава (строения) почвы |
39/10 | Почвы Хабаровского края | | Изучение образцов почв своей местности, сравнение почвенных профилей | Приводить примеры наиболее распространённых почв Хабаровского края. Объяснять условия образования почвы, | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении | Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | |
40 | Человек и биосфера | | Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности | Наблюдать за животным и растительным миром с целью определения качества среды | Проводить наблюдение под руководством учителя. Объяснять явления, выявленные в ходе наблюдения | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | |
41 | Биосфера. Итоговый урок | | Подготовка на основе дополнительных источников информации обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и её охраны на территории НСО | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. Раскрывать сущность антропогенного воздействия на природу. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу на примере своей местности | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении | Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основные принципы и правила отношения к природе. Понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | |
42/11 | В мир растений Хабаровского края | | Изучение природных зон нашего края и растительный мир | Высказывать мнение о воздействии человека на растительный мир на примере своей местности | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении | Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основные принципы и правила отношения к природе. | |
43/12 | В мир животных Хабаровского края | | Изучение природных зон нашего края и растительный мир | Высказывать мнение о воздействии человека на животный мир на примере своей местности | Устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Участвовать в коллективном обсуждении | Понимать высокую ценность жизни во всех её проявлениях. Знать основные принципы и правила отношения к природе. | |
44/13 | Заповедные уголки нашего края | | Изучение заповедников своего края | Составлять описание заповедников | Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях | Формирование экологической культуры | |
45 | Раздел 8. Географическая оболочка (4 часа) Географическая оболочка, её особенности | | Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке | Знать определение понятия «географическая оболочка». Называть свойства географической оболочки, её границы. Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах ГО. Объяснять уникальность ГО. | Адекватно использовать речевые средства для объяснения содержания совершаемых действий | Вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | |
46 | Территориальные комплексы | | Анализ тематических карт | Знать определение понятия «природный комплекс». Называть компоненты и приводить примеры ПК | Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей | Формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения | |
47/14 | По городам Хабаровского края | | Знакомство с городами Хабаровского края | Участвовать в совместной работе | Работать с текстом | Формировать ответственное отношение к труду | |
48/15 | Знакомство с коренными народами края | | Знакомство с коренными народами Хабаровского края | Участвовать в совместной работе | Работать с текстом | Формировать ответственное отношение к труду | |
49/16 | Территориальные комплексы своей местности | | Анализ тематических карт, составление описания ПТК своей местности | Описывать ПК | Проводить наблюдения под руководством учителя. Планировать пути достижения цели. | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | |
50/17 | Территориальные комплексы своей местности | | Анализ тематических карт, составление описания ПТК своей местности | Описывать ПК | Адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели | 7. Характеристика компонентов природы и установление взаимосвязей между ними на примере своей местности |
51 | Повторение курса географии в 6 классе | | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по курсу Выполнение тестовых заданий | Знать содержание курса географии 6 класса | Осуществлять контроль по результату и способу действия. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, готовность к самообразованию | Адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности | |
52 | Резервный час Повторение | | | | | | |