№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты | Материально-техническое оснащение |
По плану | По факту | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | | |
| Введение | 1 ч | | | | | | | | |
1 | Символика района (города), в котором я живу. | 1 | | | Оценивать духовно – нравственный смысл понятия «малая родина», характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. | Познание героического прошлого своей страны и народа. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Презентация «Символы Кубани», ИД, компьютер |
| Природа моей местности | 13 ч | | | | | | | | |
2 | Годовой исследовательский проект сезонных измене-ний. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 1 | | | Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия | Физическая карта Краснодарского края, иллюстрации с изображением равнинного и горного пейзажей, ИД |
3 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 1 | | | Развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели. | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Репродукции картин, учебник-тетрадь |
4 | Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. | 1 | | | Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Разучивать стихи поэта В. Нестеренко. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. | Развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели. | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Карта края, таблица «Схема реки», ИД |
5 | Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. | 1 | | | Презентация «Водоёмы Краснодарского края» |
6 | Разнообразный растительный мир моей местности. | 1 | | | Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. | Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Определять план выполнения заданий на уроках, жизненных ситуациях под руководством учителя. | Растения края (гербарий), книги о растениях края |
7 | Разнообразный растительный мир моей местности. | 1 | | | Поиск (в том числе с помощью компьютерных средств) и выделение необходимой информации. | Умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемой теме; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста. | Растения края (гербарий). Презентация «Растения края», ИД |
8 | Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений. | 1 | | | Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Составлять книжку-малышку «Народные рецепты». | Мотивировать свои действия; выражать го-товность в лю-бой ситуации поступить в со-ответствии с правилами по-ведения. | Растения края (гербарий). Презентация «Лекарственные растения края», ИД |
9 | Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. | 1 | | | Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. | Проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. | Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. | Атлас-определитель растений |
10 | Животный мир моей местности. | 1 | | | Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своем любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Атлас-определитель животных, ИД, компьютер |
11 | Животный мир моей местности. | 1 | | | Атлас-определитель животных, ИД, компьютер |
12 | Красная книга Краснодарского края. | 1 | | | Знать названия некоторых растений и животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. | Проявлять ин-терес к изучае-мому предмету; оценивать жиз-ненные ситуа-ции с точки зрения обще-принятых норм и ценностей, особенности взаимоотноше-ний со взрос-лыми, сверст-никами. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | Презентация «Красная книга Кубани», красная книга России», ИД, компьютер Презентация «Природа и человек», компьютер |
13 | Правила защитников природы. | 1 | | | Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы. | Проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. | Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | Умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемой теме; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста. | Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
14 | Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей». | 1 | | | Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. | ИД, компьютер |
| Населённые пункты | 7 ч | | | | | | | | |
15 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. | 1 | | | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населенного пункта. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. | Произведения писателей о зиме |
16 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город. Улицы моего населённого пункта. | 1 | | | Рассказывать об улице своего населённого пункта, записывать её название; узнать историю названия своей улицы; составлять рассказ об одной из улиц; обсуждать с одноклассниками безопасный маршрут из дома в школу и обратно. | Развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятель-ность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить. | Выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи. | Уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. | Компьютер. Репродукции картин с зимними пейзажами. |
17 | История образования города (района). | 1 | | | Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани» |
18 | Населённые пункты моего района. | 1 | | | Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. Разучивать наизусть стихи об Анапе, Новороссийске. | Поиск (в том числе с помощью компьютерных средств) и выделение необходимой информации. | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
19 | Населённые пункты моего района. | 1 | | | М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани» |
20 | Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» | 1 | | | Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. | Развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. | ИД, компьютер |
21 | Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» | 1 | | | Самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок. | ИД, компьютер |
| Труд и быт моих земляков | 13 ч | | | | | | | | |
22 | Казачья станица. | 1 | | | Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. | Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | Учиться высказы-вать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани» |
23 | Религиозные традиции моих земляков. | 1 | | | Называть храмы, культурные сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Рассказывать о православных праздниках, которые отмечают в семье. | М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани» |
24 | Особенности казачьего быта. | 1 | | | Рассматривать дома на картине И. Пугача; находить на карте населённые пункты, названия которых связаны с названиями рек; рассказывать о строительстве саманных домов на Кубани. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. | Самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок. | М.В.Мирук, Т.А.Науменко «Введение в историю Кубани» |
25 | Особенности казачьего быта. | 1 | | | Изучать устройство казачьей хаты; рассказывать о гостеприимстве казаков; объяснять смысл кубанских пословиц; знакомиться с рецептами блюд традиционной кубанской кухни; записывать любимые семейные рецепты; записывать народные песни. | Презентация «В кубанской семье» |
26 | Уклад кубанской семьи. | 1 | | | Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. | Оценивать жизненные си-туации с точки зрения обще-принятых норм и ценностей | Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух. | Уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. | Самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок. | Презентация «В кубанской семье» |
27 | Ремёсла, распространённые в моём районе. | 1 | | | Перечислять ремёсла, расположенные в своей местности. Знакомиться с гончарным ремеслом, ткачеством, вышивкой, плетением кружев. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. | | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому материалу. | Проговаривать последовательность действий на уроке. | Презентация «Ремесла на Кубани», ИД, компьютер |
28 | Труженики родной земли. | 1 | | | Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». | Развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. | Презентация «Профессии тружеников Кубани», компьютер |
29 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. | 1 | | | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. | Признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Подробно и кратко пересказывать прочитанное. | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Составление плана и последователь-ности действий. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). | Презентация «Профессии моих родных», ИД |
30 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. | 1 | | | Презентация «Профессии моих родных», компьютер |
31 | Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | | Слушать рассказ о защитниках Кубани в годы Великой Отечественной войны. Планировать беседу с родными и близкими. | Проявлять уважение к семье, традициям своего народа, к своей малой родине, ценить взаимопомощь и взаимопод-держку членов общества. | Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках. | Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность | Презентация «В те грозные годы», ИД, компьютер |
32 | Семья и семейные традиции. | 1 | | | Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. | | | | Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. | ИД, компьютер |
33 | Творческий проект «Труд в моей семье». | 1 | | | Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. | | | | ИД, компьютер |
34 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». | 1 | | | Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. | Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности | Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | ИД, компьютер |
| Итого: | 34 часа | | | Исследовательских проектов – 6 Творческих проектов –1 | |