Правила этикета: Как вести себя в театре
Цель: прививать детям навыки культурного поведения в общественных местах.
Форма проведения: практикум.
Ход классного часа
Учитель. Сегодня такой великолепный день! Отправимся с вами в театр. В какой театр вы предпочтете отправиться?
– Но почему вы оделись в театр, как на прогулку?
Новый спортивный костюм и ваш теплый свитер здесь неуместны. Спортивную одежду носим на уроке физкультуры, деловой стиль в одежде – для школы, театра, а супермодные вещи надеваем, когда идём на вечеринки, в гости.
У меня есть волшебная палочка, при помощи ее силы мы перенесемся в театр.
– Крибле-крабле-бумс…
Гаснет свет, звучит оперная музыка.
– Спектакль уже идет. Слышите знакомую музыку?
– Садитесь на места согласно вашим билетам.
Желательно стулья расставить в несколько рядов.
П р а в и л а поведения в театре:
В театре не шумят.
Если вы проходите к своему месту, то идти надо лицом к сидящему, а не спиной.
Не мешайте людям слушать спектакль, сидите спокойно.
Во время действия запрещается есть, шуршать фантиками (обёртками) от конфет. Для этого существует антракт (перерыв), во время которого можно пройти в буфет или фойе театра.
Стыдно зевать во время действия, этим вы обижаете артиста, показываете, что вам не нравится спектакль.
Аплодировать нужно в конце действия, перед антрактом.
Невежливо сразу после окончания спектакля, когда все ещё хлопают артистам, пробираться к выходу, бежать в гардеробную.
Учитель (обобщает). Прошу вас, запомните, что в театре надо вести себя так, чтобы всем удобно и приятно было смотреть на сцену, а артистам было приятно играть для вас спектакль.
– Послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Замазка».
– Определите, какие ошибки допустили ребята, находясь в кинотеатре.
Чтение отрывка из рассказа.
Замазка
Стало тихо.
Костя уже хотел смотреть кино, но тут послышался шепот Шурика:
– Ты уже съел свой пряник?
– Нет еще. А ты?
– Я тоже нет. Давай есть.
– Давай.
Послышалось чавканье. Костя вдруг плюнул и прохрипел:
– Послушай, у тебя пряник вкусный?
– Угу.
– А у меня невкусный. Мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.
– А замазка где?
– Замазка вот, в кармане… Только постой! Это не замазка, а пряник. Тьфу! В темноте перепутал, понимаешь, замазку и пряник. Тьфу! То-то я гляжу, что она невкусная!
Костя со злости швырнул замазку на пол.
– Зачем же ты ее бросил? – спросил Шурик.
– А на что она мне?
– Тебе не нужна, а мне нужна, – проворчал Шурик и полез под стул искать замазку. – Где же она? – сердился он. – Вот ищи теперь.
– Сейчас я найду, – сказал Костя и тоже исчез под стулом.
– Ай! – послышалось вдруг откуда-то снизу. – Дядя, пустите!
– Кто это там?
– Это я.
– Кто – я?
– Я, Костя. Пустите меня!
– Да я ведь не держу тебя.
– Вы мне на руку наступили!
– Что ж ты полез под стул?
– Я замазку ищу.
Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу.
– Кто это? – испугался он.
– Это я, Шурик.
– А это я, Костя.
– Нашел?
– Ничего не нашел.
– И я не нашел.
– Давай лучше кино смотреть, а то все пугаются, в лицо ногами тыкают, думают – собака.
Костя и Шурик пролезли под стульями и уселись на свои места.
Перед ними на экране мелькнула надпись: «Конец».
Н. Носов
Дети обсуждают, правильно ли герои рассказа вели себя в кинотеатре.
Учитель обобщает.
Также можно предложить обсуждение поведения девочек из стихотворения А. Барто «В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
1938 г.