СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста по теме "Лексика и фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по данной теме поможет ученику проверить знания русского языка, связанные с темой "Лексика и фразеология", умение выполнять тестовые задания. 

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста по теме "Лексика и фразеология"»

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5 -6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.

Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.

-Возьмите, - сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.

Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Укажите ошибочное утверждение.

1)Лексика – совокупность слов языка.

2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.

3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.

8. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

9.Распределите в два столбика.

Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ









10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.

1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука

2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный

11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

А)победа – поражение 1)синонимы

Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы

В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова

Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа







12. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, - это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.

Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.

13. В каком выражении использовано слово научного стиля?

1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.

2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.

14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

15. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

1) Проба пера – первый литературный опыт. 2) Жить своим умом – быть хитрым.

3) Ждать у моря погоды – бездействовать. 4) Проще пареной репы – очень просто.

16. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: разреветься, заплакать, возрыдать; рука, длань, лапа.

Нейтральные слова употребляются в ______________


Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в ____________________________

есть

вкушать

лопать









17.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

1) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

2) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

18. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

1) Из штурманской рубки вышел человек.

2) В романе изображена жизнь столичного дворянства.































ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. 5-6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

2 ВАРИАНТ

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

За деревней весело играла кошка со своими котятами.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный степной орёл. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва насмерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества: крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Орёл покинул поле битвы, а кошка, забыв свои собственные раны, принялась облизывать израненного котёнка. (По К. Ушинскому)

  1. Озаглавьте текст.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. На что указывает название (на тему, основную мысль)?

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца заимствованное слово.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Выпишите из предложений третьего абзаца синонимы.

Ответ: _________________________________________________________________________________________

  1. Попробуйте определить роль этих синонимов в тексте.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите ошибочное утверждение.

1)Многозначные слова имеют несколько лексических значений.

2)Лексическое значение многозначного слова правильно понять можно в его сочетании с другими словами или в предложении.

3)Значения многозначного слова не связаны между собой.

4)Среди значений многозначного слова есть переносное.

7. Являются ли выделенные слова омонимами? Ответ подчеркните.

Выйти на аллею. - От стыда я алею. ДА – НЕТ

Ответьте: выделенные слова ________________________________ омонимами, потому что____________________________________________________________________________________________

  1. Распределите в два столбика.

Ножка стула, снег идёт, дорога змейкой вьётся.

МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ









  1. В каком ряду предложения соединяются с помощью антонимов?

  1. Как воет ветер! Как стонет ветер!

  2. Впереди бежал белый пудель Арго. За собакой плёлся уставший мальчик.

  3. Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!

  4. Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей. Потом улыбнулся Володя.

10. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

А)вверх – вниз 1)синонимы

Б)большой – огромный 2) антонимы

В)идти (в школу) – (часы) идут 3) многозначные слова

Г)приятное лицо – лицо глагола 4) омонимы

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа







11. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, - это__________________________________________________________________________________

Подчеркните такие прилагательные.

Мороз сильный, январский, трескучий.

Туча свинцовая, грозовая, тёмная.

12. В каком выражении использовано слово научного стиля?

1) драгоценный камень 3) выполнить упражнение

2) грамматическая основа 4) прибрежные камыши

13. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?

1) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.

2) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.

3) ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.

4) ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.

14. В каком примере значение фразеологизма определено неверно?

1) Не лезть за словом в карман – молчать. 2) Ждать у моря погоды – бездействовать.

3) Ни пуха ни пера – пожелание удачи, успеха. 4) Далеко пойти – добиться больших успехов.

15. Синонимы могут различаться своей стилистической окраской и в зависимости от этого использоваться в различных ситуациях. Рассмотрите таблицу и дополните её. Используйте слова: клянчить, просить, ходатайствовать; идти, топать, шествовать.

Нейтральные слова употребляются в ______________


Книжные слова употребляются в ______________________________

Разговорные слова употребляются в _____________

есть

вкушать

лопать









16.Укажите предложение с диалектным словом. Подчеркните его.

1) Было морозно и колко, но с вечера стало замолаживать (по Л. Толстому)

2) Девочка держит на руках маленького ребёнка.

17. Укажите предложение с профессиональным словом. Подчеркните его.

1) В романе изображена жизнь столичного дворянства.

2)Из штурманской рубки вышел человек.

18. Укажите предложение с фразеологизмом. Подчеркните его.

1) У меня голова идёт кругом, я ничего сообразить не могу. (И.С. Тургенев)

2) Он занимал просторную и светлую комнату. (по А.К. Воронскому)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!