Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа поселка МИС
Интегрированный урок русского языка и ма тематики
во 2-м классе.
Тема: Решение задач. Знакомство с составной задачей на нахождение разности. Проверка написания слов с парными согласными на конце слова.
Подготовила и провела Савельева М.А.
Цели:
познакомить учащихся с решением задач нового вида;
закрепить их умение решать задачи изученных видов;
развить умение сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное слово;
продолжить обучение работе в парах сменного состава.
Ход урока
1. Вступительная часть
Приветствие. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня все вы будете учеными. А чем занимаются ученые? (Ответ: наукой.) Вы тоже будете заниматься наукой – математикой, а еще мы обратимся к науке о языке.
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Сегодня вам как ученым предстоит рассмотреть различные тексты с точки зрения русского языка и математики, научиться решать задачу нового вида, потренироваться в проверке написания слов с парными согласными на конце.
3. Устный счет
Учитель: Решите задачи, откройте карточки с номером, который соответствует ответу.
У Игоря и Жени 9 голубей. У Жени 7 голубей. Сколько голубей у Игоря? (Ответ: 2 голубя.)
На одном этаже 9 жильцов, а на другом – на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже? (Ответ: 7 жильцов.)
Летом засушили 4 кг и засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили? (Ответ: на 6 кг.)
Дети учатся в школе 4 месяца до Нового года и 5 месяцев после него. Сколько всего месяцев дети учатся в школе? (Ответ: 9 месяцев.)
4. Работа над новым материалом
Учитель: Прочитайте слова, которые появились на доске. Что у них общего?
Дети: Все оканчиваются на парные согласные.
Учитель: Верно. Написание слов отличается от произношения. Как проверить написание парных согласных на конце слова?
Дети: Нужно подобрать проверочное слово.
Учитель: Какие слова являются проверочными?
Дети: Те, в которых после согласного произносится гласный.
Учитель: Устно подберите проверочные слова, а я запишу их на доске. (Дети подбирают.) Теперь составьте предложения с некоторыми из этих слов. Можно эти предложения назвать текстом? Почему?
Дети: Нельзя. Потому что они не связаны по смыслу.
Учитель: Прочитайте то, что написано на доске: "Прошлым летом мы отдыхали на даче. Возле дома был небольшой сад. В нем росли яблони и вишни". Что вы прочитали?
Дети: Текст.
Учитель: Докажите. Найдите в тексте слово с парной согласной на конце. Запишите в тетрадь, подберите проверочное слово.
Дети: Слово "сад", проверочное слово – "сады".
Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?
Дети: Нельзя. Потому что нет данных и вопроса.
Учитель: Измените текст так, чтобы в нем появились эти данные: 15, на 5 меньше.
Дети: В саду растет 15 яблонь, а вишен на 5 меньше.
Учитель: Можно этот текст назвать задачей? Почему?
Дети: Нельзя, потому что нужен вопрос.
Учитель: Какой вопрос можно задать? Еще?
Дети: Сколько в саду росло вишен? Сколько всего деревьев росло в саду?
Учитель: Составьте краткую запись задачи. Можно сразу ответить на вопрос задачи?
Дети: Да.
Учитель: Каким действием мы узнаем, сколько было вишен?
Дети: Вычитанием.
Учитель: Мы узнали, сколько в саду вишен, знаем, сколько яблонь. Можно ответить на главный вопрос задачи? Каким действием?
Дети: Сложением.
Учитель: Запишите решение. Сформулируйте и запишите ответ задачи. Запишите решение задачи одним выражением. Для слова, найденного в тексте, найдите проверочное слово в задаче.
5. Самостоятельная работа
Учитель: Приготовьте строчку учета для шести карточек.
Учитель: Сначала вспомним порядок работы: выполнить задание, указанное на твоей карточке; обвести в листке учета номер карточки кружочком; найти ученика с карточкой под другим номером; обсудить с этим учеником свое задание и выслушать его; после обсуждения отметить крестиком номер своей карточки; обменяться друг с другом карточками; приступить к работе по новой карточке. Старайтесь изучить как можно больше карточек. Работу закончите по моему сигналу.
(Дети работают по карточкам в парах сменного состава.)
Образец задания в карточках
Запишите решение и ответ задачи. К выделенному слову подберите проверочное слово: "На кустике земляники висело 8 яго*. Когда некоторые созрели и упали, осталось 6 яго*. Сколько яго* упало?"
(Подведение итогов самостоятельной работы.)
Учитель: А сейчас, уважаемые ученые, мы послушаем доклады о вашей работе.
6. Рефлексия
Учитель: У вас на партах лежат полоски разного цвета. Если урок был вам интересен – поднимите красную; если он был для вас поучителен – зеленую; если было скучно – желтую полоску. Вложите полоски в свои тетради. Затем отступите три клеточки для оценки и напишите несколько предложений о том, что у вас получилось и что не получилось на уроке.
7. Подведение итогов урока, задание на дом