Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Аревик»
Конспект открытого занятия для детей старшего группы общеразвивающей направленности «Цветочки» по ФЭМП «Путешествие в зимний лес»
Выполнила: воспитатель
Тарханян С.А.
х. Шаумяновский, 2023г.
Цель:
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Задачи:
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо. Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Развивать в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Воспитывать интерес к математики.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал: Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.
Раздаточный материал: Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до 10 кругов. Шаблон елочной игрушки, клей карандаш, клеенка для аппликации, салфетки на каждого ребенка.
Ход открытого занятия
Дети заходят в зал вместе с воспитателем. Берутся за руки и образуют круг.
Приветствие
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(улыбаются друг другу)
Воспитатель: Дети сегодня к нам пришли гости, давайте улыбнемся и поздоровайтесь с ними.
Дети: Здравствуйте! (улыбаются)
Воспитатель: Ребята сегодня я получила письмо от Лесовичка. После того как он уехал в отпуск Баба Яга решила по хозяйничать вместо него. В итоге в лесу полный беспорядок и неразбериха. До него дошли слухи, что воспитанники старшей группы «Цветочки» очень ответственные и умные дети. Поэтому он просит восстановить порядок и помочь бедным лесным жителям. На пути нас могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, надо уметь: считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении. Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь! Только прежде нам надо одеться по погоде. Какое время года сейчас? (ответ детей) Какой сейчас месяц и число? (ответь детей) Какую одежду одевают зимой? (ответ детей) Молодцы давайте оденемся и в путь! Воспитатель и дети имитируют одевание верхней одежды. Шагают под звуки леса.
Воспитатель: Мы почти на месте и прежде, чем идти дальше нам надо сперва вспомнить правила поведения в лесу. Давайте вспомним эти правила.
Дети: Не шуметь, не ломать ветки, не трогать животных, не уносить их домой, не трогать гнезда, не раскидывать еду, не мусорить, не разводить костер… и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно! А теперь в путь! Ребята, чтобы навести порядок в лесу нам надо выполнить несколько заданий. Давайте начнем.
Игровое упражнение «Считай дальше»
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 10) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7 … 8 и т. д.).
Воспитатель: Молодцы вы выполнили задание! Продолжим наше путешествие?
Дети: Да! (Компания шагает дальше к следующему заданию.)
Воспитатель: Следующее задание помочь этой птичке вернутся на свое дерево. Нам надо отгадать загадку и тогда птичка вернется к себе.
Загадка
В лесу слышу тук-тук-тук,
Издает там птица звук,
Клювом по коре стучит,
Сделать дырку норовит.
Эту птицу мне скажи,
Про нее все расскажи.
Дети: Дятел!
Воспитатель: Молодцы правильно! А теперь предлагаю немного поиграть.
Игровое упражнение «Звуки леса».
Ход игры:
На столах у детей лежат карточки, на которых нарисовано от 1 до 10 кругов. Воспитатель показывает детям картинку с изображением дятла, сидящего на дереве (дети называют птицу и рассказывают, какую пользу она приносит). Затем предлагает закрыть глаза и определить, сколько раз дятел постучал по дереву (воспитатель стучит по дощечке за ширмой). Дети открывают глаза, показывают карточку с определенным количеством кругов и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз»).
Воспитатель: Прежде чем продолжить наше путешествие давайте немного разомнем наши ручки и ножки.
Физминутка:
«Мы к лесной лужайке вышли»
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, (прыжки на месте)
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал - (хлопки в ладоши)
Не споткнулся, не упал.
Воспитатель: Теперь мы размялись, теперь продолжим наше путешествие. (Компания продолжила свой путь) Ребята белочка расстроена, потому что Баба Яга колдовством переставила местами елочки и, по - этому белочка не может попасть к себе домой. Давайте поможем ей?
Дети: Да!
Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов по порядку. После выполнения задания рассказывают о последовательности расположения елочек по высоте. Затем воспитатель может предложить детям расставить елочки в возрастающем порядке.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили и это задание! Продолжим наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Дети следующее наше задание – чтобы попасть к елочке нам надо пройти по следам животных. Давайте начнем.
Игровое упражнение «Идем по следам».
Ход игры
Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т. д.). Под елочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.
Воспитатель: Вот мы почти выполнили все задания осталось сделать последнее. Скажите ребята какой праздник скоро наступит?
Дети: Новый год!
Воспитатель: Правильно Новый год! Лесовичок написал, что Баба Яга не только напугала лесных жителей, но и спрятала все елочные игрушки для новогодней елки. И Лесовичок просит нас смастерить украшения для елки. Поможем ребята?
Дети: Да! Поможем!
Воспитатель: Очень хорошо, в таком случае давайте приступим. (дети присаживаются на свои места, где уже все готово к аппликации). Прежде чем начать мастерить, давайте приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»)
Спать легли (ладошки под щечку).
Аппликация «Украшение для елочки».
Ход аппликации:
Воспитатель показывает геометрические фигуры и просит их назвать. После этого предлагает детям сесть за стол и украсить елочную игрушку из картона.
Воспитатель: Молодцы ребята у нас все готово. Теперь мы можем украсить елочку. Пойдемте. (Дети начали вешать игрушки на елку, когда последнюю игрушку вешают звучит звук фанфар и фейерверка) Ребята смотрите под елкой лежит шкатулка, давайте посмотрим, что там (воспитатель понимает шкатулку ставит на стол и открывает). ребята здесь записка (читает).
Записка Лесовичка
Дорогие дети, спасибо вам за то, что вы помогли лесным жителям.
Навели порядок в лесу, нарядили елку, спугнули Бабу ягу. Больше она не будет так себя вести. За то что вы такие умные, ловкие, сильные и трудолюбивые примите от меня эти медали.
Рефлексия: Вот мы прогулялись в лес дети. Вам понравилась наша прогулка? (ответ детей). А что больше всего понравилось в нашем путешествие? (ответ детей) и мне понравилось, а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем к нам в группу.
Дети: До свидания. (дети уходят)