СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по математике "Построение отрезков заданной длины" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по математике "Построение отрезков заданной длины" (2 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Математика

Класс: 2

ФИО студента:

Тема урока

«Построение отрезков заданной длины»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок закрепления (УР)

Цель

Создание условий для закрепления и повторения умений у младших школьников строить отрезки определенной длины с помощью линейки.

Задачи урока

Образовательные: закрепить знания о построении отрезков заданной длины; закрепить умения строить отрезки при помощи линейки; формировать навыки письменных вычислений, решения текстовых задач; способствовать формированию умений перевода единиц измерения длины.

Развивающие: развивать логическое мышление, при выполнении заданий на сравнение, обобщение; развивать внимание и память при выполнении устного счёта, самостоятельных и фронтальных заданий; развивать умение планирования деятельности на уроке при помощи постановки цели и задач; совершенствовать вычислительные навыки при выполнении практических заданий; развивать умение работать с информацией при помощи учителя, при выполнении самостоятельной и парной работы; развивать умение давать самооценку при выполнении самостоятельной работы.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к учебному материалу при помощи занимательных задач; воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи с помощью парной и фронтальной работы.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают алгоритм построения отрезков заданной длины; умеют строить отрезки при помощи линейки; тренируют навыки письменных вычислений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий; умеют сравнивать и переводить единицы длины в другие.

КУУД: оформляют свои мысли в устной форме; умеют формулировать собственное мнение; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

ПУУД: развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи в ходе решения задач на координатную плоскость и задач на скорость.

РУУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; умеют принимать и сохранять учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; умеют проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке.



Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование

Учебник математики 2 класса Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. 1 часть, презентация PowerPoint, конспект урока, школьная доска, рабочие тетради, карточки с упражнениями.

Методы и приемы

Словесный метод: приветствие учеников, составление целей и задач урока, дискуссия, беседа, вопросы, устные задачи, инструкция по выполнению заданий, устный разбор задач, вопросы для подведения итогов.

Практический метод: устный счет; решение уравнений; определение правильной последовательности пунктов плана; определение правильной последовательности пунктов алгоритма построения отрезков заданной длины; анализ предложенных примеров; решение задач; оценка работоспособности на уроке.

Наглядный метод: демонстрация презентации и упражнений; использование школьной доски.

Формы обучения

Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа.

Формы контроля

Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, устный разбор задач, самопроверка, вопросы для подведения итогов.

Ход урока:


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия


Методические примечания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация

- Прозвенел урок веселый.

Мы урок начать готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть! Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я у вас буду вести этот необычный урок.

- Садитесь, пожалуйста.

(Вешаю пословицу на доску)

- Ребята, прочитайте пословицу, что вы видите на доске. Как вы думаете, что она означает?

Труд человека кормит, а лень портит.

- Верно, а почему вы так считаете?

- Согласитесь, что, если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Если же не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет, он станет ленивым человеком.

- Так давайте на этом уроке активно работать: отвечать на вопросы, много рассуждать и решать задачи, чтобы потом мы смогли с легкостью найти нужные ответы.

(Убираю высказывание)










Садятся на места.



Высказывают свои предположения.



Отвечают на вопрос

Материалы работы находятся у учителя.

Учебники и тетради учащихся закрыты.

Презентация выключена.

На доске записано дата урока и «классная работа», к ней прикреплена карточка с пословицей «Труд человека кормит, а лень портит».


  1. Актуализация

(Включаю презентацию)

- А чтобы с лёгкостью одолеть все задания, давайте проведём разминку для ума – устный счет. На слайде презентации представлены выражения, ваша задача найти их значение среди представленных ниже вариантов ответа. После того, как мы с вами правильно ответим на все задания, мы сможем собрать с вами слово.

1) Найди сумму чисел 80 и 20.

2) На сколько 47 больше, чем 30?

3) Назови самое большее двузначное число.

4) Назовите число, состоящие из 5 единиц и 4 десятков.

5) На сколько 18 меньше 36?

6) Уменьшаемое 60, вычитаемое 41. Чему равна разность?

7) Какая цифра стоит в разряде десяток в числе 94?

- Какое число у вас получилось? У всех так? Кто не согласен? Почему?

- Вы все решили верно! Молодцы!

- Какое слово у вас получилось?

(Выключаю презентацию)

- Все верно! Ребята, какие единицы длины вы знаете?

- Отлично! Посмотрите на доску. Скажите, какие единицы длины у нас получатся при переводе их из см в мм и т.д.? Какие результаты у вас получились? Все согласны?

6м =_____см                              23см =____дм____см

1 км = … м

1 м = … дм

1 дм = … см

1 см = … мм

1 дм = … мм

- Отлично! Вы отлично постарались!

Внимательно читают выражения, по цепочке называют выбранные ответы из предложенных вариантов. Из правильных ответов собирают слово: «ЕДИНИЦА».

- 1) 100;

2) 17;

3) 99;

4) 45;

5) 18;

6) 11;

7) 9.







Разбирают полученные результаты вместе учителем.




- Единица.



- Километр, метр, сантиметр, миллиметр и т.д.

Переводят единицы длины в см, в мм, в соответствии с заданием, после чего озвучивают ответ учительниц.

1 м = … дм

1 дм = … см

1 см = … мм

1 дм = … мм



Разбирают полученные результаты вместе учителем.


Материалы работы находятся у учителя.

Учебники и тетради учащихся закрыты.

Презентация включена.

При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке.

Задача про единицы длины решается на доске при помощи подставления картинок с единицами длины таким образом, чтобы выражение было верным.



  1. Локализация индивидуальных затруднений

- Ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Читайте задания внимательно, старайтесь не отвлекаться. Свои ответы запишите в тетрадь.

Перечерти в тетради отрезкок А, который соответствуют длине 3 см. Скольки равен отрезок В, который больше отрезка А на 4 см? Начерти его.

- Ребята, кто уже справился с работой? Какие отрезки у вас получились? Чему равен отрезок в? Все согласны с данным ответом? Сравните результаты с правильными ответами на данном слайде.

- Верно. Скажите, у кого-то были допущены ошибки при решении данных заданий? Если да, то, где вы их допустили? Почему?

- Скажите, строя отрезки заданной длины, какому правилу или алгоритму вы придерживались?

- Значит, что нам с вами нужно повторить?

(Выключаю презентацию)

Записывают в своих тетрадях число и классную работу. После чего решают упражнение, определяя длину отрезка и записывая правильный ответ в тетрадь.




- а = 3 см и 5 мм; в = 7 см 5 мм.

Делятся своими мыслями.



- К алгоритму построения отрезков заданной длины.

- Повторить ранее изученный материал.

Материалы работы находятся у учителя.

Тетради учащихся отрыты.

Презентация выключена. Включается только для проверки ответов работы учащахся.

При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке. При допущенной ошибке учитель исправляет ошибку серией вопросов классу.

  1. Целеполагание и построения проекта коррекции

- Я думаю, что вы уже поняли тему нашего занятия. Как она звучит?

- Верно! Какую цель мы можем себе поставить?



- Отлично! Но чтобы мы могли успешно провести наше занятие, нам нужен план. Посмотрите на доску и скажите, какие задачи мы можем поставить сегодня на уроке.

  • Повторим:

  • Закрепим:

  • Проверим:


- Вы все ответили верно. Молодцы!

- Построение отрезков заданной длины.



- Повторить и закрепить умения строить отрезки заданной длины.

- План работы:

  • Повторим: алгоритм построения отрезков.

  • Закрепим: умения строить отрезки при помощи линейки.

  • Проверим: умения правильно строить отрезки по заданной длине.


Презентация выключена.

По ходу ответов учеников на вопросы учитель вешает картинки с темой и целью урока, задачами урока.

Тема: Построение отрезков заданной длины.

Цель: ….

Повторим: …

Закрепим: …

Проверим: …


  1. Реализация построенного проекта-коррекции выявленных затруднений 

(Включаю презентацию)

- Взгляните на слайд, видите перед собой алгоритм? Это алгоритм построения отрезков заданной длины, но к сожалению пункты нашего алгоритма перепутались. Давайте подумаем, как же правильно должен выглядеть этот алгоритм.

1. Прикладываю нуль линейки к началу отрезка.

2. Отмечаю начало отрезка.

3. Обозначаю конец отрезка.

4. Провожу по линейке линию от начала до нужной отметки.

- Вижу, что многие уже закончили составлять алгоритмы построения отрезков заданной длины. Какие результаты у вас получились? Все согласны? У кого ошибки?





- Вы все правильно сказали! Отличная работа!

(Выключаю презентацию)



Смотрят на слайд и определяют правильную последовательность пунктов алгоритма, записывая правильную последовательность чисел пунктов плана.







- Алгоритм построения отрезков по заданной длине:

  1. Отмечаю начало отрезка.

  2. Прикладываю нуль линейки к началу отрезка.

  3. Провожу по линейке линию от начала до нужной отметки.

  4. Обозначаю конец отрезка

Материалы работы находятся у учителя.

Учебники и тетради учащихся закрыты.

Презентация включена.

При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке.

Учитель следит за дисциплиной в классе.

  1. Обобщения затруднений во внешней речи

- Сейчас я попрошу двое учеников выйти к доске и помочь мне с построением двух разных отрезков, которые будут равны 3 см и 4 см соответственно. Остальные ребята будут работать с нами в своих тетрадях и помогать, если у отвечающих будут ошибки.

- Как вы считаете, какие действия должны быть выполнены первыми? Какие сложности возникли? Какой результат у вас получился?













- Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Скажите, какие правила должны соблюдаться?




(Раздаю по одной карточке на парту)

- Правильно! Вы все верно сказали, давайте теперь ознакомимся с самим заданием. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить каждый отрезок в его длиной, которую вы можете увидеть с правой стороны карточки. После того, как вы поймете, какая длина у каждого отрезка, вы сможете отгадать слово, которое наши друзья для нас подготовили. На это задание у вас 3 минуты. Приступайте.

- Заканчиваем работу. Итак, а теперь давайте проверим наши работы. Скажите, какое слово у вас получилось? У всех так получилось? У кого были ошибки? Исправьте их.

- Все верно! Хорошая работа! Вы все решили правильно и поэтому мы получили уже третью часть ключа. Еще немного и можно будет открывать сундучок!

*Физминутка*

- Но перед этим, давайте мы с вами немного разомнемся и отдохнем. Встаем из-за своих мест!

К сказке в гости мы пришли.

Сундучок с замком нашли.

Справа заглянули,

Слева заглянули,

И присели, и привстали,

И зайчонком поскакали.

Ручки наши разомнем,

И замочки отопрем!

- Садитесь.

Разбирают примеры построения отрезков заданной длины. При возникновении вопросов, дети обсуждают их с учителем.


- Первым делом мы отмечаем начало отрезка точкой. После этого, прикладывая 0 линейки к началу точки, проводим по линейке ручкой (мелом) до нужной отметки, отмечая ее. Сложность состоится в том, что без линейки невозможно правильно построить отрезки. К тому же можно неправильно отметить ее начало, из-за чего все отмеры длины будут неправильными.



- Примерные правила работы в парах:

  • Работать должны оба;

  • Один говорит, другой слушает;

  • Свое несогласие высказывай вежливо;

  • Работать тихо, не мешать другим.



Берут листок и вместе с одноклассником измеряют длину отрезков и соединяют их с одним из вариантов длин отрезков, получая при этом слово. При возникновении вопросов, дети обсуждают их с учителем.




- Друг.










Встают из-за своих парт. Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.






Материалы работы находятся у учащихся.

Учебники закрыты, тетради учащихся открыты.

Презентация выключена.

При проверке ответов ученики должны отвечать только по правильно поднятой руке.

Учитель следит за дисциплиной в классе.








  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Включаю презентацию)

- Ребята, предлагаю вам выполнить самостоятельное задание. Вы должны построить отрезок а, который не больше 11 см и не меньше 9 см, а также отрезок в, который меньше 1 дм и больше 8 см. Потом мы с вами проверим ваши ответы через эталон. На это задание вам дается 2 минуты.

- Не забудьте, что во время работы мы сидим прямо, локоть находятся на столе.

- Итак, наше время подходит к концу, попрошу вас всех заканчивать свои работы, сейчас будем проверять. Скажите, ребята, были ли у вас трудности во время выполнения этого упражнения? Если да, тогда советую вам решить дома еще несколько похожих упражнений, они всем нам пойдут только на пользу!

- Ну, а теперь давайте же проверим ваши решения при помощи эталона. Скажите, у всех так получилось? У кого были ошибки? Исправьте.

- Молодцы!


Дети, опираясь на слайд с заданием, чертят 2 отрезка в своих тетрадях с длиной а = 10 см, в = 9 см. После окончания времени, дети проверяют свои ответы со слайдом.








Сверяют свои ответы с ответами на и слайде.

Учебники учащихся закрыты.

Презентация включена.

Учитель следит за тем, чтобы дети не перешептывались и не списывали ответы. Следит за дисциплиной в классе.

  1. Включения в систему знаний и повторения

- Ребята, давайте с вами посмотрим на задачу и попробуем ее решить:

Здравствуйте, добрые путешественники. Помогите найти мне сокровище, которое мой брат спрятал. Он находится в 11 м и 300 см от моего дома к дереву.

- Давайте вместе с вами построим отрезок от дома, который покажет нам его местоположение. Кто хочет выйти к доске и найти наше сокровище? Остальные будут работать в тетради.

- Скажите, нам известна длина нашего пути? Какова она?

- Удобно ли нам строить отрезок с такими числами? Что нам следует сделать?

- Все верно! Отличная работа! Скажите, где мы будем ставить исходную точку: у дома или возле дерева?

- Отмерив нужное количество, мы сразу отмечаем конечную точку или делаем это после того, как проведем отрезок по линейке?

- Как мы проводим линию? Почему?



- Все верно! Ребята, посмотрите, верный ли у нас отрезок? У всех получилось? Были ли сложности с выполнением задания? Если да, то, на каком моменте?

- Не забудьте подписать длину нашего отрезка буквами А и В.

(Включаю презентацию)

- А теперь давайте разберем следующее задание. Посмотрите на презентацию:

Высота березы 20 м и 5 дм, а высота клена – 33 м и 2 дм. Определите разницу между кленом и березой, выразив их в см.


- Ребята, кто хочет выйти к доске и решить данную задачу?

- Скажите, о чем говорится в задаче?

- Что нам известно о высоте деревьев?


- Что неизвестно? Что требуется найти?




- Можем ли мы сразу найти ответ на данную задачу?

- Давайте составим краткую запись.





- Отлично! Какие результаты мы узнали из наших действий? Что нам надо сделать, чтобы найти разницу в высоте деревьев?


- Верно. Все ли данные нам известны?

- Тогда давайте запишем решение.

- Переведем высоту березы в см. Сколько у вас получилось? Все согласны? У кого ошибки? Исправьте их.

- Переведем высоту клена в см. Сколько у вас получилось? Все согласны? У кого ошибки? Исправьте их.

- Все верно! Ребята, а как нам теперь найти разницу между высотой клена и березы? Какое действие здесь будет выполнено? Все согласны с данным решением? Кто хочет что-то добавить?


- Какой у нас ответ?

- Замечательно! Вы все отлично постарались.

Читают задание вместе с учителем.










- Длина отрезка 11 м и 300 см.

- Надо перевести см в м. Получится 11 м и 3 м, что равно 13 м пути.

- У дома.



- После того, как мы проведем отрезок по линейке.


- Мы проводим линии при помощи линейки, так как без нее отрезок получится некрасивым и неправильным.

Сравнивают полученные результаты с доской.






Читают задание с презентации.








- Про высоту деревьев.

- Высота березы – 20 м и 5 дм, высота клена – 33 м и 2 дм.

- Требуется найти разницу между высотами деревьев.


- Нет.

- Дано:

Береза – 20 м и 5 дм.

Клен - 33 м и 2 дм

Разница в высоте – ? см.

- Надо перевести высоту деревьев в одни единицы длины (в см) и сравнить их, вычислив из высоты клена высоту березы.


- Да.


Записывают слово «решение», после того, как оформили условия задачи.

  1. 20 м + 5 дм = 200 см + 50 см = 250 (см) – высота березы.

  2. 33 м + 2 дм = 330 см + 20 см = 350 (см) – высота клена.

  3. 350 см – 250 см = 100 (см) – разница в высотах деревьев.





- Ответ: 100 см.

Разбирают полученные результаты вместе учителем.

Учебники закрыты, тетради учащихся открыты.

Презентация включена только в момент ознакомления с заданием.

Учитель следит за тем, чтобы дети не перешептывались и не списывали ответы. Следит за дисциплиной в классе.

Материалы работы после работы ложатся на край стола.



















  1. Рефлексия деятельности на уроке

- Наше занятие уже подходит к концу. Какое высказывание мы читали в начале урока? Кто помнит? Как она звучала? В чем ее смысл?

- Скажите, ребята, о чем мы с вами говорили на уроке? Как звучит тема урока?

- Отлично. А какую цель мы преследовали на занятии? Была ли она достигнута?

- Вспомните наш план работы. Все ли пункты нашего плана мы выполнили?

- Великолепно! А теперь я предлагаю вам оценить свою работоспособность на уроке при помощи «Лесенки успеха»:

  1. Поднимите руки, кто находится на последней ступени - вы плохо работали на уроке, вам было многое непонятно.

  2. Поднимите руки, кто стоит на средней ступеньке – вы работали на уроке, но вам было что-то непонятно.

  3. Кто находится на самой высокой ступеньке, означающей, что вы работали активно и было все понятно, поднимите руки!

- Замечательно! Вижу, что многие ребята смогли сегодня справиться с преградами новых знаний и подняться уже на новую вершину.

- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! До скорых встреч!

Отвечают на вопросы рефлексии.











Оценивают свою работоспособность на уроке при помощи «Лесенки успеха».















Прощаются с учителем.

Материалы работы находятся у учителя.

Презентация выключена до слов «Давайте оценим работу на уроке», после чего включается слайд с предложениями и прощальный слайд.