
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 5
«Мир детства» (ул. Бондаренко, д. 25)
Психопрофилактическое занятие
с детьми старшего дошкольного возраста
(подготовительная группа ДОУ),
посвященное Дню толерантности по теме:
«Все люди разные»
Подготовил: педагог-психолог
МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства»
(ул. Бондаренко, д.25)
Александрова М.О.
Дата проведения: 16.11.2018 г.
Тула, 2018
Цель: способствовать формированию ценностных ориентаций толерантной личности, навыков толерантного общения детей друг с другом и окружающими людьми.
Задачи:
- закрепить представления детей о разных народах, проживающих рядом с ними,
- способствовать формированию принимающей позиции на основе личного опыта оценки различий между людьми в их внешних и внутренних проявлениях,
- развивать способность к эмпатии и сочувствию,
- формировать личностно устойчивую позицию «я – хороший, ты – хороший» и адекватную самооценку у дошкольников,
- развивать коммуникативные навыки и способствовать формированию хороших отношений между детьми.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена, просмотр и обсуждение презентации «Народы мира», обсуждение понятия «личностные качества человека».
Оборудование:
Мяч для рефлексии; презентация и интерактивная игра «Что ты знаешь обо мне?» о народах мира, их жилище, обычаях, занятиях; краткая презентация с картинами по основным моментам сказки «Гадкий утенок»; 5 чистых листов, 5 и 5 карандашей, 5 листов с изображениями нескольких геометрических фигур для образца рисования; клубок толстых ниток.
Занятие рассчитано на тренинговую группу не более 10 чел.
Ход занятия
Орг. момент. (2 мин.)
Дети стоят в кругу. Психолог дает задание детям назвать личностные качества или особенные внешние черты ребенка, стоящего справа от него и передать ему мяч. Каждый по очереди называет качества своего соседа, передавая при этом мяч по кругу.
В итоге психолог обращает внимание детей, что внешние различия гораздо легче найти, чем внутренние, и что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними качествами.

Основная часть
Интерактивная игра «Что ты знаешь обо мне?» (5 мин.)
Дети садятся на стулья перед интерактивной доской. Психолог предлагает дошкольникам сыграть в интерактивную игру, в которой ребятам необходимо подобрать традиционное жилище и занятие для людей разной национальности.
Предварительно с воспитанниками должен быть рассмотрен вопрос о разных народах, их особенностях, костюмах, домах, занятиях, блюдах.

Инсценировка «Гадкий утенок» (5 мин.)
Психолог предлагает детям вспомнить сказку «Гадкий утенок», напоминает краткое содержание сказки и демонстрирует слайды с основными моментами произведения.
Далее из группы необходимо выбрать одного ребенка – «Утенка». Ребенок, изображающий утенка, постепенно меняет движениями, жестами свою походку, выражение лица, и по знаку психолога превращается в «Лебедя». Остальные дети – «птичий двор» в это время сидят на стульях – «спят».
После слов «Утенка»: «Я – лебедь» все «птицы» просыпаются, подлетают к нему по-очереди и говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!».
После инсценирования с детьми необходимо обсудить вопрос: «Можно ли обижать кого-то, не похожего на тебя?».
Далее проводится аукцион идей: детям по очереди необходимо закончить фразу: «Хорошо, что люди разные, потому что …».

«Рисуем по подсказке» (7 мин.)
Психолог говорит детям, что все люди разные и для того, чтобы меньше ссориться очень важно научиться понимать другого человека. Самое главное, что необходимо для этого: уметь выслушать и уметь объяснить.
Для того, чтобы потренироваться во взаимопонимании, можно сыграть в игру «Рисуем по подсказке».
Для игры дети делятся парами. Первым номерам из пар психолог дает простой рисунок из геометрических фигур.
Вторые номера из пар получают чистый лист, карандаш и садятся за столы, при этом им нельзя смотреть на рисунок первых номеров. Первые номера садятся на стулья спиной к сидящим за столами.
По команде психолога первые номера должны объяснить вторым, что нарисовано на их рисунке, а вторые номера должны внимательно выслушать первых и нарисовать то, о чем им говорят.
На выполнение задания отводится 3 мин.
В итоге необходимо сравнить рисунки первых и вторых номеров, понять похожи ли они друг на друга.
С детьми обсуждается вопрос: «Что сложнее: слушать или объяснять?»: необходимо, чтобы высказались несколько ребят из «первых» и «вторых» номеров.

Завершение занятия
«Ты мне нравишься» (5 мин.)
Дети стоят в кругу. У психолога в руках – клубок ниток.
Психолог говорит, что каждому нужно выбрать одного человека из группы, которому тот хотел бы сказать что-то приятное. Нужно взять клубок ниток в руки, оставить у себя часть нитки в руках, размотать клубок и передать его в руки того ребенка, которого выбрал, сказав при этом: «Ты мне нравишься». Следующий участник игры, у которого остался клубок в руках, также оставляет у себя в руках часть нитки, разматывает клубок и передает клубок тому, кто нравится ему. «Паутина» из нитки формируется пока у всех детей не окажется нитки в руках.

Рефлексия (2 мин.)
Психолог спрашивает у детей, что им больше всего понравилось и запомнилось на занятии. Дети высказываются по-очереди, передавая по кругу мяч.