ТЕМА: Л. Каминский. «Сочинение». Анализ рассказа.
ЦЕЛЬ: формирование умения осваивать художественную идею произведения и расширение представлений о нравственных качествах человека.
Основные: «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть.
Дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.
Этап урока Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие Проверка готовности | Поприветствуйте гостей. Тихо, красиво садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Вам понадобятся учебник, ручка и карандаш, дневник, лист с заданиями теста. У кого всё готово, покажите правильной осанкой. | Приветствуют гостей. Садятся. Проверяют готовность. Демонстрируют правильную посадку за партой. | Р1 Л4 |
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения. Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, доброту людей. Распахнём своё сердце для добра – подарим друг – другу радость. | Слушают. Выполняют советы учителя. | Р1 Л4 |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Фронтальный опрос Выборочное чтение Индивидуальный опрос ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Сообщение темы и задач урока | СЛАЙД 2 Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? Какие произведения из этого раздела мы уже прочитали? Чем похожи эти рассказы? Чему учат эти произведения? Откройте текст «Не надо врать», найдите и зачитайте, какие слова отца Котька запомнил на всю жизнь. Я бы хотела, чтобы и вы их не забывали. Послушайте стихи, которые прочитают вам одноклассники. 1 ученик Хоть мама ещё не вернулась с работы, Нетрудно узнать её думы-заботы: «Вернусь – хорошо бы пошить, почитать, Да надо с уборкой возиться опять». И ты совершаешь весёлое чудо: Ковёр засверкал, засияла посуда! И ахнула мама, вернувшись домой: - Да это как в сказке! Волшебник ты мой! | 2 ученик Мама усталой приходит домой. Ну как же ей не помочь? Себе говорю я: «Посуду помой И вынеси мусор прочь, Постель застели, - я себе говорю, - Обед на плите разогрей» И всё потому, что я маму люблю. Я жду. Пусть приходит скорей. | Чем похожи стихи? Какой одинаковый заголовок подойдёт к этим произведениям? Откройте учебник на с.26 Прочитайте название произведения. Какое значение может иметь слово сочинение? В словаре С.И. Ожегова приводятся следующие значения: СЛАЙД 3 Сочинение – литературное или музыкальное произведение; - вид письменной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. | Жизнь дана на добрые дела. «Огурцы» «Не надо врать» Это юмористические рассказы. В них повествуется о бесчестных поступках детей. Быть честными, не брать чужого, не врать. Читают наизусть. Слушают. «Помощь маме» Открывают учебник. Читают. Высказывают предположения. Рассматривают слайд. | Р1-3 К2 П2 П3 Л1-3 Р1-3 К2 П2 П3 Л1-3 |
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ Подготовка к восприятию А) рассказ учителя о писателе Б) демонстрация книги Первичное чтение текста учителем и сильными учащимися Проверка первичного восприятия Словарная работа Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением | Леонид Давидович Каминский много лет изучал школьные сочинения ребят и на основе детских текстов создавал свои сочинения: стихи и рассказы. Писателя часто называли Учителем смеха. Как вы думаете, почему? СЛАЙД 4 - Учил детей смеяться с пользой: - писал юмористические рассказы СЛАЙД 5- - учил находить ошибки в сочинениях - рисовал к ним смешные рисунки СЛАЙД - выступал на сцене театра «Эксперимент» в городе Санкт-Петербурге в своём спектакле «Урок смеха» более 15 лет. Леонид Давидович любил общаться с детьми. Его часто приглашали на встречи со школьниками, а произведения печатали в детских журналах. В 1998 году писатель стал дипломантом международной премии «Золотой Остап» в номинации «Юмор для детей». К сожалению, 10 лет назад Леонида Давидовича не стало. Зато его произведения будут жить ещё множество лет. СЛАЙД Рассмотрите изображения книг. Запомните их названия и прочтите на досуге. Это будет время, проведённое с пользой. Итак, займёмся полезным делом – будем читать рассказ «Сочинение». Я начну, а кто-то продолжит. Следите внимательно. - Кто является главной героиней произведения? - Какие чувства вызывает у вас Лена? Нравится ли она вам? Почему? Давайте составим словесную характеристику героини – выполним задание 3 на с.28 СЛАЙД Итак, несколько качеств мы выявили. Какие слова предлагаете добавить в этот список? Выберите из текста предложения, которые Лена написала в своём сочинении. Зачитайте их. Кто прочёл это сочинение раньше всех? Что сказала Оля подруге? Вы согласны с этим мнением? Как Лена объяснила слово «сочинение»? Всегда ли можно поставить знак «равно» между словами: фантазия, вымысел, обман? СЛАЙД | Слушают. Высказывают предположения. Рассматривают. Следят за чтением по тексту. Девочка Лена. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. исполнительность находчивость лень Неряшливость, грубость. Выбирают и зачитывают предложения. Одноклассница Оля. Ты всё наврала. | Р1 К3-4 Л1 П1-3 К 1-4 Р3 Р1-3 П1-3 К1-4 Л1-4 |
ФИЗМИНУТКА Игра «Расскажи и покажи» | Я проверю, как вы помогаете маме. Один ученик будет называть действия, а остальные показывать. Подметаю, мою посуду, поливаю цветы, мою пол… | Называют и изображают действия. | Р1 |
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ Чтение по ролям Выявление воспитательной ценности произведения Работа по развитию речи | Какие роли нам понадобятся для чтения в лицах? Кто желает выступить актёром и прочитать свою роль по тексту? Слова автора будет читать… Слова мамы … Слова Лены… Слова Оли… Постарайтесь прочитать, передавая характер героев. На какие раздумья навёл вас этот рассказ писателя? О чём заставил задуматься? Прочитайте пословицы после текста. Как вы их понимаете? Какая из пословиц больше всего подходит к рассказу? Почему вы так решили? | Выбирают роли. Читают текст по ролям. Читают пословицы. Объясняют их смысл и соотносят с содержанием рассказа. | Р1 П1 К5 Л3 |
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тест. (Резерв) | Теперь положите перед собой лист с тестовыми заданиями, постарайтесь выполнить их самостоятельно. | Выполняют тестовые задания по вариантам | Р1-3 П2 |
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ | Сочинение по теме «Как я помогаю маме» или задания на с.29 | Записывают задание в дневник. | Р1 |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Блиц-опрос Анализ работы и выставление отметок | Подумайте и завершите предложения: Сегодня на уроке я узнал(а), что… Мне было интересно… Для себя я сделал(а) вывод:… У меня получилось… – В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за активную работу на уроке. Отличные отметки сегодня заслужили… Хорошо работали… А всем вам, ребята, я хочу пожелать, чтобы вы были настоящими помощниками своих родителей и выросли добрыми и надежными людьми. | Читают и дополняют предложения. Выставляют отметки. | Р1 П3 К3-4 Л2-3 |