СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «О чём говорит и что выражает музыка?» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма и тип урока: Урок-исследование. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  2 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти.

Образовательные цели: Понимание детьми того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы.  Нахождение взаимосвязи явлений музыки и жизни, понимание их диалектичности и сложности. Проявление готовности «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения.

Задачи:

- приобретать навыки слушательской культуры;

- распознавать интонации в музыке;

- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, возвышенные, героические; спокойные, добрые и светлые интонации счастья;

- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в игре на детских музыкальных инструментах, пении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «О чём говорит и что выражает музыка?» (2 класс)»

2 КЛАСС

II ЧЕТВЕРТЬ


УРОК 3. О чём говорит и что выражает музыка?

Образовательные цели: Понимание детьми того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы. Нахождение взаимосвязи явлений музыки и жизни, понимание их диалектичности и сложности. Проявление готовности «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения.

Задачи:

- приобретать навыки слушательской культуры;

- распознавать интонации в музыке;

- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, возвышенные, героические; спокойные, добрые и светлые интонации счастья;

- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в игре на детских музыкальных инструментах, пении.

Форма урока: Урок-исследование.


Средства обучения и оборудование

Музыкальный материал:

М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины (действие 2, картина 2) из оперы «Руслан и Людмила» // фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 40.

С.С. Прокофьев. «Болтунья» // ЭФУ, с. 39; фонохрестоматия.

С.М. Майкапар. «Сиротка».

Р. Шуман. «Бедный сиротка» // нотная хрестоматия, с. 223.

Р. Шуман. «Первая утрата».


ПЛАН УРОКА

  1. Мотивация. Введение в проблему. Целеполагание

А) Прослушивание фрагмента «Болтунья» С. Прокофьева, ст. А. Барто.

- О ком (о чём) музыка?

Болтунья.

Б) Сравнение интонаций «БОЛТУНЬИ» И РОНДО ФАРЛАФА

  • Звучит интонация рондо.

- Похожи ли эти интонации между собой?

- Да, похожи.

- А вот одинаковые ли жизненные явления их породили? Давайте разберёмся.


2) ПРОСМОТР ВИДЕО «Сцена Фарлафа и Наины из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»


Этим «богатырём» (понятно, почему в кавычках!) овладел буквально животный страх. Поразмышляем:

Что происходит с человеком, когда он объят таким диким страхом?

Ответы детей.

- Правильно: он до такой степени лишается воли к сопротивлению, что даже начинает заикаться, вот так: «От-кройся мне, ска-жи, кто ты, ска-жи, кто ты?» Не случайно в народе говорят, что «у страха глаза велики».

А теперь подумайте, почему в народе говорят ещё и так: «Страх силы прибавляет». Чем вызваны такие разные наблюдения и суждения?

Ответы детей.

- Оказывается, вот в чём дело: в человеке, когда он от страха внутренне сжимается, деревенеют все его члены, благодаря инстинкту самосохранения одновременно рождается и совершенно противоположное состояние — происходит огромная концентрация энергии (противоположности из одного основания).

Потому-то, если появляется возможность спастись, человек совершает такое, что в обычном состоянии доступно только рекордсменам. Ведь не случайно, когда в обычной жизни мы совершаем какие-либо неординарные физические действия «выше нормы», то так и говорим с усмешкой: «Не иначе как со страху»).


Послушайте, как на все эти наши вопросы «ответил» композитор М.И. Глинка (фрагмент либретто см. в Приложении).


3) ЧТЕНИЕ ЛИБРЕТТО (фрагмент)


4) ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Одни и те же эмоции человека могут возникнуть как от разных ситуаций, так и от разных чувств.

Например, траурное чувство (или чувство большой утраты): в нём и страдание, и скорбь, и одновременно воспоминания о человеке, с которым было связано столько счастья (наприм., чувства Ф. Шопена!).

Или печаль — тончайшие нюансы этого чувства в бессмертном стихе: «Печаль моя светла».

Радость может быть и бурной, неистовой, а может быть и тихой. И даже испытывая такое чувство, как бурная радость, восторг, человек может просто обессилеть из-за обильной траты душевной энергии.

- А теперь такой вопрос: мог ли Фарлаф, освободившись от страха, спеть своё хвалебное рондо медленно, чванливо, с ощущением самодовольства и величия?

Ответы детей.

- В принципе мог бы, но такое было бы неправдой! Не может человек, тем более такой трус, как Фарлаф, после ощущения жуткого страха сразу стать самодовольным и степенным (даже с физиологической стороны!). Скованная страхом энергия может и должна теперь вырваться наружу, особенно если сразу, именно в такой форме, как её выразил в музыке М.И. Глинка.

Вернёмся вновь к «Болтунье»: чувства-то разные, а интонации очень похожие. Почему? - А потому, почему все болтуны болтают — от избытка темперамента, эмоциональной энергии. Когда им очень хочется в чём-либо убедить окружающих, они возбуждаются, начинают торопиться, говорить с напором — особенно, когда надо убедить сверстников, что ты не болтушка!

И так правдиво, натурально показанная музыкально-художественными средствами в опере М. Глинки сложность эмоции страха. Представляете, какая энергия пробуждается в человеке?

Так и получается, что речь освободившегося от страха труса и речь эмоционально взвинченной болтушки по энергии совпадают и рождают интонации, тоже почти одинаковые по энергетике.

Т.е. похожие интонации выражают…

- Выражают разные эмоции.


5) «Сиротка» С.М. Майкапара. «Бедный сиротка» Р. Шумана

- Прослушаем, исследуем, постараемся выявить сложности эмоций ещё в других двух маленьких, но очень ёмких по содержанию пьесах (названия не говорить!).

Обе они раскрывают чувство обречённости: общий эмоциональный строй мелодий, множество никнущих, стонущих интонаций, почти полное отсутствие мажорных созвучий, а главное — любой эмоциональный подъём сразу сменяется спадом, что символизирует смирение со своей долей, осознание невозможности изменить реальность.

Перед слушанием просто представим себе, что кому-то очень плохо.

Слушание. Обсуждение.

- Когда нам плохо, мы безропотно смиряемся с этим или одновременно пытаемся выйти из такого состояния?

Ответы детей.

- Ну, конечно, внутри горя всегда есть досада, несогласие, даже протест и желание вернуть то, из-за чего возникло наше нынешнее состояние.

Возьмём даже простейший пример, не связанный с большим горем: вы потеряли что-нибудь любимое или сломалась игрушка и т.д. — а сколько сразу противоречивых чувств! - И сожаление, и сознание, что потерю не вернёшь, и недоумение: как же так получилось, и часто гнев на самого себя или кого-то — иногда даже хочется стукнуть кулаком с досады!..

Вы, кстати, можете услышать такие «удары кулаком» ещё в одном произведении Роберта Шумана - «Первой утрате».


6) Слушание «Первая утрата»


7) Продолжение обсуждения

- В анализируемой музыке («Сиротки»), конечно, ничего подобного нет, здесь ощущается возвышенное, благородное горе.

Что же может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать? Может, например, остаться сиротой?

(Учитель сообщает названия пьес.)

- Остаться сиротой - это уже серьёзное горе.

- Конечно, осознание своего сиротства ни в какое сравнение не идёт с простой потерей чего-то или поломкой игрушки, здесь горе большое, потому и слышна всё время душевная боль — от сознания, что потерянного не вернёшь, случившегося не исправишь. Эта боль выражается через резкое столкновение противоречивых эмоций в душе и совмещение противоположных интонаций в музыке. Как это делается? Давайте ещё раз послушаем и поищем эти музыкально-выразительные средства.


8) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ:

Дети находят в «Сиротке» С.М. Майкапара большой подъём чувства («протест страдания») и затем — долгое ощущение обречённости, переход к смирению в заключительных паузах и аккордах.

В пьесе Р. Шумана это внутреннее противоречие в чувстве проявляется более ярко: страдание как бы рвётся наружу, но каждый раз резко гаснет на длинных нотах и в спадающих интонациях.

- Характерно ещё, ребята, что свою пьесу С.М. Майкапар заканчивает (перед аккордами) на вопросительной интонации, а Р. Шуман тоже всё время как бы «повисает» на неразрешённой доминанте — именно такая незавершённость эмоциональных подъёмов, символизирующая внутреннюю опустошённость и бессилие, и ассоциируется со страданием.


9) ВЫВОД

Мы пришли к пониманию сложности чувства, к ощущению его неоднозначности. И таким неоднозначным, двойственным качеством обладает любая эмоция. Мы поняли, что и композиторское, и исполнительское, и слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций.

Композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке сходным образом! Речь идёт не о совпадении звуковысотных линий, а об общем интонационном строе обоих произведений. Музыка, таким образом, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и времени, сходные чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике.

С помощью типических музыкальных интонаций мы узнаём о чувствах других людей и переживаем эти чувства вместе с ними.


10) НОВОГОДНЯЯ ПЕСЕНКА

- Как думаете, а интонации праздничной музыки зависят от смысла и содержания праздников?

Ответы учащихся.

- Да, конечно, и праздники в жизни бывают разными: и радостными, возбуждёнными и трогательными, и скорбными, тихими, и с особой интонацией - без барабанов и духовых оркестров. Культура праздника в календарном цикле народных ожиданий также является двойственной по своей сути: печаль и радость, прощание и встреча, рождение и смерть. Праздник — это явление, которое отражает жизнь во всех её эмоциях.

Скажите-ка, какие чувства, эмоции мы испытываем, когда получаем подарки? А когда дарим?

Ответы учащихся.

- В нашей «Новогодней песенке» об этом прямо так и сказано:

С нетерпением ждём праздник,

Чтоб подарок получить,

Но приятнее гораздо

Самому его дарить.

Споём песню – выразительно, с соответствующей интонацией. Добавим сопровождение на музыкальных инструментах. С какими интонациями будем исполнять песню? Какие инструменты добавим для изображения «запряжённой тройки» и «бега саночек»?

Предполагаемые ответы детей: Бубен, колокольчики, треугольники.

  • Исполнение песни с инструментальным сопровождением.


11) РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ

- Чему мы сегодня научились? О чём узнали на уроке?

- Быть слушателями и говорить о музыке, что она рождается из разных интонаций. Музыкальные интонации выражают как разные эмоции человека, так и разнобразные жизненные явления.

- Что понравилось вам?

- Петь, играть на инструментах, слушать и сравнивать музыкальные интонации.

- Чьи интонации сегодня слушали? Какие эмоции они передавали? Какие чувства они вызвали у вас?

Ответы учащихся.

- Разговор о музыкальной интонации продолжим на следующем уроке.

  • Выставление оценок.








Приложение

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Либретто (фрагмент)


Действие второе


Пустынное место. Появляется Фарлаф.


Ф а р л а ф

(в испуге)

Я весь дрожу... и если бы не ров,

Куда я спрятался поспешно,

Не уцелеть бы мне!

Что делать мне?

Опасный путь мне надоел.

И стоит ли того княжны умильный взор,

Чтоб за него проститься с жизнью?

Но кто там?


Приближается Наина.


Страшная старушка зачем идёт сюда?

Н а и н а

Поверь, напрасно ты хлопочешь,

И страх, и муки переносишь:

Людмилу мудрено сыскать —

Она далёко забежала.

Ступай домой и жди меня;

Руслана победить,

Людмилой овладеть

Тебе я помогу.

Ф а р л а ф

Но кто же ты?

(про себя)

От страха сердце замирает!

Старушки злобная улыбка

Мне, верно, горе, горе предвещает!

(Наине)

Откройся мне, скажи, кто ты?


Н а и н а

Зачем тебе-то знать?

Не спрашивай, но слушай.

Ступай домой и жди меня;

Руслана победить,

Людмилой овладеть

Тебе я помогу.


Ф а р л а ф

(про себя)

Вот новые тревоги мне!

Старушки взор меня смущает

Не менее опасного пути...

(Наине)

О, сжалься надо мной!

И, если ты можешь в горе мне помочь,

Откройся, наконец,

Скажи, кто ты.


Н а и н а

Итак, узнай: волшебница Наина я.


Ф а р л а ф

О ужас!

Н а и н а

(насмешливо)

Но не страшись меня:

К тебе я благосклонна;

Ступай домой и жди меня.

Людмилу унесём тайком,

И Светозар за подвиг твой

Отдаст тебе её в супруги.

Руслана я сманю волшебством,

В седьмое царство заведу;

Погибнет он без вести.

(Исчезает.)


Ф а р л а ф

О радость! Я знал, я чувствовал заране,

Что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!


Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!


Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,

И милого сердцу напрасно ты ждёшь:

Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!

Смиришься пред властью Наины, княжна!


Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!


Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

Руслан, забудь ты о Людмиле!

Людмила, жениха забудь!

При мысли обладать княжной

Сердце радость ощущает

И заранее вкушает

Сладость мести и любви.


Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!


Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

В заботах, тревоге, досаде и грусти

Скитайся по свету, мой храбрый соперник!

Бейся с врагами, влезай на твердыни!

Не трудясь и не заботясь,

Я намерений достигну,

В замке дедов ожидая

Повеления Наины.

Недалёк желанный день,

День восторга и любви!

Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,

И милого сердцу напрасно ты ждёшь:

Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!

Смиришься пред властью Наины, княжна!


Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!


Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

В заботах, тревоге, досаде и грусти

Скитайся по свету, мой храбрый соперник!

Бейся с врагами, влезай на твердыни!

В тревоге, досаде и грусти

Скитайся по свету, мой храбрый соперник!

Бейся с врагами, влезай на твердыни!

Не трудясь и не заботясь,

Я намерений достигну,

В замке дедов ожидая

Повеления Наины,

Повеления Наины.


Близок час торжества моего!

Близок час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,

Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас!


Близок час торжества моего!

Близок час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,

Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас,

Уйдёт далеко, далеко от нас!

(Уходит.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!