2 КЛАСС
II ЧЕТВЕРТЬ
УРОК 3. О чём говорит и что выражает музыка?
Образовательные цели: Понимание детьми того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы. Нахождение взаимосвязи явлений музыки и жизни, понимание их диалектичности и сложности. Проявление готовности «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения.
Задачи:
- приобретать навыки слушательской культуры;
- распознавать интонации в музыке;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, возвышенные, героические; спокойные, добрые и светлые интонации счастья;
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в игре на детских музыкальных инструментах, пении.
Форма урока: Урок-исследование.
Средства обучения и оборудование
Музыкальный материал:
М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины (действие 2, картина 2) из оперы «Руслан и Людмила» // фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 40.
С.С. Прокофьев. «Болтунья» // ЭФУ, с. 39; фонохрестоматия.
С.М. Майкапар. «Сиротка».
Р. Шуман. «Бедный сиротка» // нотная хрестоматия, с. 223.
Р. Шуман. «Первая утрата».
ПЛАН УРОКА
Мотивация. Введение в проблему. Целеполагание
А) Прослушивание фрагмента «Болтунья» С. Прокофьева, ст. А. Барто.
- О ком (о чём) музыка?
– Болтунья.
Б) Сравнение интонаций «БОЛТУНЬИ» И РОНДО ФАРЛАФА
- Похожи ли эти интонации между собой?
- Да, похожи.
- А вот одинаковые ли жизненные явления их породили? Давайте разберёмся.
2) ПРОСМОТР ВИДЕО «Сцена Фарлафа и Наины из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Этим «богатырём» (понятно, почему в кавычках!) овладел буквально животный страх. Поразмышляем:
Что происходит с человеком, когда он объят таким диким страхом?
Ответы детей.
- Правильно: он до такой степени лишается воли к сопротивлению, что даже начинает заикаться, вот так: «От-кройся мне, ска-жи, кто ты, ска-жи, кто ты?» Не случайно в народе говорят, что «у страха глаза велики».
А теперь подумайте, почему в народе говорят ещё и так: «Страх силы прибавляет». Чем вызваны такие разные наблюдения и суждения?
Ответы детей.
- Оказывается, вот в чём дело: в человеке, когда он от страха внутренне сжимается, деревенеют все его члены, благодаря инстинкту самосохранения одновременно рождается и совершенно противоположное состояние — происходит огромная концентрация энергии (противоположности из одного основания).
Потому-то, если появляется возможность спастись, человек совершает такое, что в обычном состоянии доступно только рекордсменам. Ведь не случайно, когда в обычной жизни мы совершаем какие-либо неординарные физические действия «выше нормы», то так и говорим с усмешкой: «Не иначе как со страху»).
Послушайте, как на все эти наши вопросы «ответил» композитор М.И. Глинка (фрагмент либретто см. в Приложении).
3) ЧТЕНИЕ ЛИБРЕТТО (фрагмент)
4) ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
Одни и те же эмоции человека могут возникнуть как от разных ситуаций, так и от разных чувств.
Например, траурное чувство (или чувство большой утраты): в нём и страдание, и скорбь, и одновременно воспоминания о человеке, с которым было связано столько счастья (наприм., чувства Ф. Шопена!).
Или печаль — тончайшие нюансы этого чувства в бессмертном стихе: «Печаль моя светла».
Радость может быть и бурной, неистовой, а может быть и тихой. И даже испытывая такое чувство, как бурная радость, восторг, человек может просто обессилеть из-за обильной траты душевной энергии.
- А теперь такой вопрос: мог ли Фарлаф, освободившись от страха, спеть своё хвалебное рондо медленно, чванливо, с ощущением самодовольства и величия?
Ответы детей.
- В принципе мог бы, но такое было бы неправдой! Не может человек, тем более такой трус, как Фарлаф, после ощущения жуткого страха сразу стать самодовольным и степенным (даже с физиологической стороны!). Скованная страхом энергия может и должна теперь вырваться наружу, особенно если сразу, именно в такой форме, как её выразил в музыке М.И. Глинка.
Вернёмся вновь к «Болтунье»: чувства-то разные, а интонации очень похожие. Почему? - А потому, почему все болтуны болтают — от избытка темперамента, эмоциональной энергии. Когда им очень хочется в чём-либо убедить окружающих, они возбуждаются, начинают торопиться, говорить с напором — особенно, когда надо убедить сверстников, что ты не болтушка!
И так правдиво, натурально показанная музыкально-художественными средствами в опере М. Глинки сложность эмоции страха. Представляете, какая энергия пробуждается в человеке?
Так и получается, что речь освободившегося от страха труса и речь эмоционально взвинченной болтушки по энергии совпадают и рождают интонации, тоже почти одинаковые по энергетике.
Т.е. похожие интонации выражают…
- Выражают разные эмоции.
5) «Сиротка» С.М. Майкапара. «Бедный сиротка» Р. Шумана
- Прослушаем, исследуем, постараемся выявить сложности эмоций ещё в других двух маленьких, но очень ёмких по содержанию пьесах (названия не говорить!).
Обе они раскрывают чувство обречённости: общий эмоциональный строй мелодий, множество никнущих, стонущих интонаций, почти полное отсутствие мажорных созвучий, а главное — любой эмоциональный подъём сразу сменяется спадом, что символизирует смирение со своей долей, осознание невозможности изменить реальность.
Перед слушанием просто представим себе, что кому-то очень плохо.
Слушание. Обсуждение.
- Когда нам плохо, мы безропотно смиряемся с этим или одновременно пытаемся выйти из такого состояния?
Ответы детей.
- Ну, конечно, внутри горя всегда есть досада, несогласие, даже протест и желание вернуть то, из-за чего возникло наше нынешнее состояние.
Возьмём даже простейший пример, не связанный с большим горем: вы потеряли что-нибудь любимое или сломалась игрушка и т.д. — а сколько сразу противоречивых чувств! - И сожаление, и сознание, что потерю не вернёшь, и недоумение: как же так получилось, и часто гнев на самого себя или кого-то — иногда даже хочется стукнуть кулаком с досады!..
Вы, кстати, можете услышать такие «удары кулаком» ещё в одном произведении Роберта Шумана - «Первой утрате».
6) Слушание «Первая утрата»
7) Продолжение обсуждения
- В анализируемой музыке («Сиротки»), конечно, ничего подобного нет, здесь ощущается возвышенное, благородное горе.
Что же может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать? Может, например, остаться сиротой?
(Учитель сообщает названия пьес.)
- Остаться сиротой - это уже серьёзное горе.
- Конечно, осознание своего сиротства ни в какое сравнение не идёт с простой потерей чего-то или поломкой игрушки, здесь горе большое, потому и слышна всё время душевная боль — от сознания, что потерянного не вернёшь, случившегося не исправишь. Эта боль выражается через резкое столкновение противоречивых эмоций в душе и совмещение противоположных интонаций в музыке. Как это делается? Давайте ещё раз послушаем и поищем эти музыкально-выразительные средства.
8) Повторное прослушивание. Музыкальный анализ:
Дети находят в «Сиротке» С.М. Майкапара большой подъём чувства («протест страдания») и затем — долгое ощущение обречённости, переход к смирению в заключительных паузах и аккордах.
В пьесе Р. Шумана это внутреннее противоречие в чувстве проявляется более ярко: страдание как бы рвётся наружу, но каждый раз резко гаснет на длинных нотах и в спадающих интонациях.
- Характерно ещё, ребята, что свою пьесу С.М. Майкапар заканчивает (перед аккордами) на вопросительной интонации, а Р. Шуман тоже всё время как бы «повисает» на неразрешённой доминанте — именно такая незавершённость эмоциональных подъёмов, символизирующая внутреннюю опустошённость и бессилие, и ассоциируется со страданием.
9) ВЫВОД
Мы пришли к пониманию сложности чувства, к ощущению его неоднозначности. И таким неоднозначным, двойственным качеством обладает любая эмоция. Мы поняли, что и композиторское, и исполнительское, и слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций.
Композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке сходным образом! Речь идёт не о совпадении звуковысотных линий, а об общем интонационном строе обоих произведений. Музыка, таким образом, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и времени, сходные чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике.
С помощью типических музыкальных интонаций мы узнаём о чувствах других людей и переживаем эти чувства вместе с ними.
10) НОВОГОДНЯЯ ПЕСЕНКА
- Как думаете, а интонации праздничной музыки зависят от смысла и содержания праздников?
Ответы учащихся.
- Да, конечно, и праздники в жизни бывают разными: и радостными, возбуждёнными и трогательными, и скорбными, тихими, и с особой интонацией - без барабанов и духовых оркестров. Культура праздника в календарном цикле народных ожиданий также является двойственной по своей сути: печаль и радость, прощание и встреча, рождение и смерть. Праздник — это явление, которое отражает жизнь во всех её эмоциях.
Скажите-ка, какие чувства, эмоции мы испытываем, когда получаем подарки? А когда дарим?
Ответы учащихся.
- В нашей «Новогодней песенке» об этом прямо так и сказано:
С нетерпением ждём праздник,
Чтоб подарок получить,
Но приятнее гораздо
Самому его дарить.
Споём песню – выразительно, с соответствующей интонацией. Добавим сопровождение на музыкальных инструментах. С какими интонациями будем исполнять песню? Какие инструменты добавим для изображения «запряжённой тройки» и «бега саночек»?
Предполагаемые ответы детей: Бубен, колокольчики, треугольники.
11) РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ
- Чему мы сегодня научились? О чём узнали на уроке?
- Быть слушателями и говорить о музыке, что она рождается из разных интонаций. Музыкальные интонации выражают как разные эмоции человека, так и разнобразные жизненные явления.
- Что понравилось вам?
- Петь, играть на инструментах, слушать и сравнивать музыкальные интонации.
- Чьи интонации сегодня слушали? Какие эмоции они передавали? Какие чувства они вызвали у вас?
Ответы учащихся.
- Разговор о музыкальной интонации продолжим на следующем уроке.
Приложение
М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»
Либретто (фрагмент)
Действие второе
Пустынное место. Появляется Фарлаф.
Ф а р л а ф
(в испуге)
Я весь дрожу... и если бы не ров,
Куда я спрятался поспешно,
Не уцелеть бы мне!
Что делать мне?
Опасный путь мне надоел.
И стоит ли того княжны умильный взор,
Чтоб за него проститься с жизнью?
Но кто там?
Приближается Наина.
Страшная старушка зачем идёт сюда?
Н а и н а
Поверь, напрасно ты хлопочешь,
И страх, и муки переносишь:
Людмилу мудрено сыскать —
Она далёко забежала.
Ступай домой и жди меня;
Руслана победить,
Людмилой овладеть
Тебе я помогу.
Ф а р л а ф
Но кто же ты?
(про себя)
От страха сердце замирает!
Старушки злобная улыбка
Мне, верно, горе, горе предвещает!
(Наине)
Откройся мне, скажи, кто ты?
Н а и н а
Зачем тебе-то знать?
Не спрашивай, но слушай.
Ступай домой и жди меня;
Руслана победить,
Людмилой овладеть
Тебе я помогу.
Ф а р л а ф
(про себя)
Вот новые тревоги мне!
Старушки взор меня смущает
Не менее опасного пути...
(Наине)
О, сжалься надо мной!
И, если ты можешь в горе мне помочь,
Откройся, наконец,
Скажи, кто ты.
Н а и н а
Итак, узнай: волшебница Наина я.
Ф а р л а ф
О ужас!
Н а и н а
(насмешливо)
Но не страшись меня:
К тебе я благосклонна;
Ступай домой и жди меня.
Людмилу унесём тайком,
И Светозар за подвиг твой
Отдаст тебе её в супруги.
Руслана я сманю волшебством,
В седьмое царство заведу;
Погибнет он без вести.
(Исчезает.)
Ф а р л а ф
О радость! Я знал, я чувствовал заране,
Что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,
И милого сердцу напрасно ты ждёшь:
Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!
Смиришься пред властью Наины, княжна!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
Руслан, забудь ты о Людмиле!
Людмила, жениха забудь!
При мысли обладать княжной
Сердце радость ощущает
И заранее вкушает
Сладость мести и любви.
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
В заботах, тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
Не трудясь и не заботясь,
Я намерений достигну,
В замке дедов ожидая
Повеления Наины.
Недалёк желанный день,
День восторга и любви!
Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,
И милого сердцу напрасно ты ждёшь:
Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!
Смиришься пред властью Наины, княжна!
Близок уж час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!
Витязь, напрасно ты ищешь княжну,
До неё не допустит волшебницы власть тебя!
В заботах, тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
В тревоге, досаде и грусти
Скитайся по свету, мой храбрый соперник!
Бейся с врагами, влезай на твердыни!
Не трудясь и не заботясь,
Я намерений достигну,
В замке дедов ожидая
Повеления Наины,
Повеления Наины.
Близок час торжества моего!
Близок час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,
Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас!
Близок час торжества моего!
Близок час торжества моего:
Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,
Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас,
Уйдёт далеко, далеко от нас!
(Уходит.)