СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. С.Есенин "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. С.Есенин "Черемуха"»

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «С.А Есенин. Черёмуха».


Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина, развивать умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнение, звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.


Формируемые УУД



Планируемый уровень достижения


Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Проговаривать последовательность действий на уроке.


Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.


Учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные УУД:


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.


Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Ориентироваться на развороте учебника.


Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях



Коммуникативные УУД:


Развиваем умение слушать и понимать речь других.


Выразительно читать и пересказывать текст.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


Умение работать в паре и в группах.



Личностные УУД:


Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.


Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Ход урока.


1.Организационный момент.


2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.


1. - Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века.


Белая береза под моим окном


Принакрылась снегом точно серебром...


-Кем написаны эти строки?


(Сергей Есенин)


Портрет на доске.


- Есенин – нежное имя, соловьиный звон.


Кудрями золотыми звенел весёлый клён.


Из солнечного ливня весеннее лицо


Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.


2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина.


1-й ученик. Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.


2-й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.


3.Работа над стихотворением.


- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.


О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте.


1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха».


- Поделимся своими впечатлениями. Какое настроение поэта вы почувствовали в этих словах? Поделитесь своими мыслями. (Радостное т. к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)


- Какие картины вы бы нарисовали, какие бы краски использовали? Почему?


2.Физминутка.


Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!

(Потягивания, руки вверх.)

Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.

(Потягивания, руки в стороны.)

Хорошо гулять по лесу!

Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)



5.Вторичное восприятие.


Работа над словом.


- Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.


Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда)


Зелень пряная (с острым ароматным запахом)


Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.


Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки


Вкрадчиво – осторожно, доверительно.


Под кручею – под обрывом.


6.Работа с изобразительно-выразительными средствами.


а) – Сколько героев в этом стихотворении?


- Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)


- Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).


- Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.


б) Выборочное чтение


- Прочитайте последние 4 строчки о ручье.


- Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)


- Кто догадайся, почему так описан ручей?


(сначала ручей хочет обратить внимание, затем ласково поёт, ручейку хочется понравиться черёмухе)





7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить весеннюю картину, почувствовали и увидели краски, запахи, цвета, услышали звуки?


- Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора)


Работа в группах. Найти:


1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)


2 группа - олицетворение (ручей поёт – образ юноши, черёмуха ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки)


3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?


- Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.


- Найдём глаголы о природе: расцвела, завила, сияет, бежит, струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.


- А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».


- Какой это приём? (Зелень покрыта росой, её капельки светятся и переливаются, точно серебро. На солнце она искрится, подобно пламени. Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА).


8.- Перечитайте ещё раз о ручье самостоятельно 4 последние строчки и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)


- Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)


- Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.


Ручей волной Гремучею


Все ветки обдаёт


И вКРадчиво под Кручею


Ей песенки поёт.


- Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?


А Рядом у Проталинки


В Траве, между коРней,


Бежит СТРуится маленький


СеРеБРяный Ручей


- Прочитайте эти строки, подчёркивая голосом эти звуки. (Темп чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).


- Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).


«Золотистые ветви» с золотым блеском


Зелень сияет в серебре от солнца


- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З-С)


- Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.


Черёмуха душиСтая, Кругом роСа медвяная


РаЗвеСившись Стоит, СполЗает по коре,


А Зелень Золотиста Под нею Зелень пряная


На Солнышке горит. Сияет в Серебре.


- Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».


- Какими словами поэт говорит о запахах?


«Черёмуха душистая» - имеющая приятный сильный запах.


«Роса медвяная» - медовая, сравнивается по запаху, цвету.


«Зелень пряная» - зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.


Вывод: какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину, столь милую его сердцу.


9.Работа над выразительным чтением.


- Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.


- Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)


-Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)


Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.


Чтение за диктором.


Выразительное чтение 2-3 учащихся, показывая интонацией настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.


10.Итог урока. Рефлексия.


- Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?


Выбрать нужное или добавить своё утверждение:


Чтобы передать радость общения с природой;


Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;


Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;


Чтобы просто читать.


- С.Есенин любил родной край. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.


Мы ещё не раз будем читать стихи Есенина, и слушать песни на слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:


Оставляю песенку про Русь:


Запевая, обо мне подумай,


И тебе я в песне отзовусь


11. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.