Конспект на тему: «Мои права и обязанности».
Цель: Заложить основы правовой культуры учащихся.
Задачи:
- в интересной и занимательной форме ознакомление детей с основами прав, отражённых в декларации, развитие способностей анализировать действия, поступки героев сказок;
- развитие индивидуальных способностей детей к творческой, деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей, как членов общества;
- воспитание нравственно – правовой культуры у учащихся, доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.
Ход общеразвивающего занятия
В: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час на тему : «Мои права и обязанности».
- Мы рассмотрим с вами значение семьи в жизни ребёнка;
- Познакомимся с правом жить в своём доме;
- Получим знание о том, что у каждого ребёнка есть право на имя, отдых и образование;
По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи- то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шёл малыш знакомиться с правами
Знать должны и взрослые и дети,
О правах, что защищают всех на – свете.
Права человека – это правила, по которым живет сам человек и окружающие его люди.
А Право ребенка - это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
В: Оказывается, вначале прошлого века во многих странах мира дети жили в плохих условиях; они работали, не учились, часто болели. И тогда добрые взрослые задумались над тем, как защитить детей.
Международный союз спасения детей подготовил декларацию прав ребёнка..
- Ребята, какое слово (непонятное) новое для вас?
Декларация – специальный документ, в котором записаны права всех детей, это рекомендации и советы о том, как взрослые должны общаться с маленькими людьми, заботиться о них.
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
В:Ребята, скажите, какие вы имеете права? (Ответы учащихся)
Теперь мы вам расскажем о некоторых правах, которые имеет каждый ребёнок не только в нашей стране, но и в других государствах.
1.Право на имя.
В: Каждый из вас имеет право на имя. Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужно имя? Сейчас мы поиграем в игру «Как тебя зовут?». Я буду спрашивать «Как тебя зовут?», а вы по очереди отвечать.
Молодцы, ребята, как много разных имен у нас в классе, каждый из нас имеет право на свое имя.
2.Право на бесплатное образование
« Заходите в 1 класс, не шагайте мимо
Мы всему научим вас, что необходимо.»
3.Право на жизнь.
« Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб я вырос лучшим сыном,
Как мне много нужно дать!»
4.Право на защиту
« Знайте, что бить, обижать и неволить
Ребенка закон никому не позволит.
ДЕТИ – не куклы, любой Карабас
Будет серьезно наказан у нас!»
5.Право на семью
«Чтобы жизнь честней была
Надо знать свои права.
И рассказывать с пеленок:
Право должен знать ребенок!
Право жить в семье своей,
И воспитываться в ней.
И в совместном проживании
Получать к себе внимание!»
6.Ребенок имеет право на здравоохранение и медицинское обслуживание.
Сохранить своё здоровье
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
В: А теперь я буду загадывать вам загадки.
1.Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (семья)
2.Мама работала, Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на (отдых)
3.Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка, Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё (имя)
4.Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
5.Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё)
Ребята, представляете, в сказках тоже нередко встречается нарушение прав, давайте обсудим ситуации, в которые попали герои из разных сказок и подумаем какие права были нарушены?
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Чего лишили эту девочку? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше)
3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (нарушается статья о тайне корреспонденции)
4. Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Также нарушается Стаья о том, что дети должны жить со своими родителями)
5. Кто обидел падчерицу из сказки "12 месяцев"? Что может произойти с ребенком, если его ночью в метель отправляют в лес? Чего может лишиться эта девочка? (Жизни, здоровья.)
6. Вы помните, что дальше произошло с Каем из сказки "Снежная королева"? (Его увезла Снежная королева.) Чего лишила Кая Снежная королева? (Его родных, его семьи.)
7. Кто обидел Буратино? Чего от него добивались кот и лиса?
(Буратино мог лишиться своих денег, своего имущества).
- Вспомните, куда шел Буратино с монетами? (Покупать азбуку, чтобы пойти в школу.)- Значит, у Буратино есть еще одно право - право на образование.
В: А сейчас мы с вами еще немного подумаем. Я буду включать известную вам песню, а вы должны ответить какие права к ней относятся.
1. "Песня бременских музыкантов" "Ничего на свете лучше нету:" (Право на свободу передвижения.)
2. "Чему учат в школе" (Право на образование.)
3. "Песенка мамонтенка" (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями)
4. "Чунга-Чанга" (Право пользоваться благами, право на отдых)
- А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру "Разрешается - запрещается" Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете закончить фразу словами разрешается или запрещается.
Проводится игра "Разрешается - запрещается"
1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (разрешается).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (разрешается).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
- C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Главный закон нашей страны называется "Конституция Российской Федерации". Вот в ней-то об обязанностях и написано.Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ
Обязанности:
Соблюдать законы.
Охранять природу.
Защищать отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование.
У каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности, ведь прав без обязанностей не бывает.
-Что такое обязанности человека?
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
-У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей.
Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, по дому, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.
- Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? Что вы обязаны делать, чтобы не потерять право на жизнь?
-Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Ребята, сегодня вы замечательно потрудились. Понравилась ли вам наша правовая игра? Что нового вы узнали?
Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Я надеюсь, что каждый из вас, ознакомившись с Декларацией о правах ребенка, понял, что каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.