Конспект коррекционно-развивающего занятия (математическое развитие + основы компьютерной грамоты) по теме "Путешествие в страну геометрических фигур"
Автор: Герасимова Марина Викторовна, учитель-дефектолог
ОКОУ «Льговская-школа интерна для детей с ОВЗ» г. Льгов
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия для детей младшего школьного возраста по развитию математических представлений
Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.
Коррекционно-образовательные цели:
Учить соотносить отличительные признаки геометрических фигур с их описанием в загадках;
закрепить знания о геометрических фигурах, умение конструировать из них;
развивать умение находить геометрические формы в экранных образах компьютерной игры;
закреплять умение устанавливать закономерности во множестве фигур по двум признакам (цвет и форма)
стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
Коррекционно-развивающие цели:
• Развитие внимания, памяти, воображения, мышления, кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
• Активизация речевой деятельности учащихся.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование навыков самостоятельной работы, сотрудничества, доброжелательности;
• Воспитание интереса к учёбе, умения работать в парах;
Оборудование:
Импровизированный «Ковёр-самолёт», конверт с геометрическими фигурами (отгадки на загадки); 2 набора геометрических фигур для конструирования;
схематические изображения гуся и лисы, составленные из геометрических фигур;
раздаточные карточки для игры «Что лишнее»;
карточки с контурами геометрических фигур, наложенных друг на друга;
развивающая компьютерная игра - «Весёлые фигурки»;
стол с песком;
подносы с песком по количеству детей;
магнитная доска, палочки для рисования на песке;
магнитофон, диск с записью звуков природы;
мелкие предметы (макароны, бусины, фасоль);
вода для мытья рук.
Ход занятия.
Педагог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
(Поднять руки вверх)
Солнышко лучик тебе протянул,
(Протянуть руки в центр круга)
Солнышко щечку тебе полоскало,
(Погладить ладонями щечки)
Доброго утра пожелало!
(Прижать ладони к груди)
Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?
Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в страну Геометрических Фигур. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку: это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)
Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
Педагог: Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня.
Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло, посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Я – похож на яйцо,
И как просто буква О.
Я почти как круг – малец,
Я – такой, как огурец.
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны и две покороче.
Педагог: Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Вот мы и в стране Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?
В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.
(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом,круги – жёлтым, треугольники – зелёным.)
Педагог: Ребята, по-моему, ещё кто-то нуждается в нашей помощи. (На мольберте схематические изображения лисы и гуся, составленные из геометрических фигур)
Я, весёлая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я, бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вышел спор,
Получился – мухомор!
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите.
Я, весёлый белый гусь,
Ничего я не боюсь.
Но вчера свалился с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот –
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из фигур меня сложите!
Дети делятся на две подгруппы: первая – конструирует из геометрических фигур лису, вторая – гуся. Затем педагог предлагает детям первой подгруппы сосчитать круги и квадраты в изображении лисы; второй – треугольники и прямоугольники в изображении гуся. И подобрать соответствующие цифры.
Динамическая пауза: Педагог поочерёдно показывает геометрические фигуры – дети выполняют движения:
Треугольник – прошагай,
Квадрат – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.
Педагог: Здорово! И с этим заданием справились. Все заходят в компьютерный зал. Я вижу стрелки-указатели, которые показывают нам, куда двигаться дальше. Педагог предлагает детям развивающую компьютерную игру «Весёлые фигурки».
Педагог: Посмотрите! Мы с вами попали в город Весёлых фигурок. Здесь живут круги, квадраты и треугольники. Они очень озорные и весёлые. Их любимая игра – прятки. Они так ловко прячутся в предметах, что сразу их и не найдёшь. Надо внимательно приглядеться к картинкам на экране, чтобы найти в них круг, квадрат или треугольник. Если вы правильно найдёте спрятавшуюся фигурку, она закрасится. А если вы отыщете все спрятавшиеся фигурки – картинка оживает, и звучит весёлая музыка.
Педагог рассказывает о клавишах управления этой игровой программой.
Дети выполняют задание, педагог помогает затрудняющимся детям.
Зрительная гимнастика:
Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз)
Наши глазоньки устали.
Раз-два-три-четыре-пять,
Будем глазками моргать.
Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)
Педагог: Посмотрите ребята, что это?
Ответы детей: песок.
Педагог: Правильно - это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите ребята у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите ребята какие геометрические фигуры вы знаете. Ответы детей.
Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры»
Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.
Педагог: Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.
Игра – упражнение «Песочное солнце»
Педагог:
Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п.)
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое,
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им.
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация»
Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.
Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки!
Педагог: Ну что ж, ребята, пора нам возвращаться в класс, но попасть на «ковёр-самолёт» не так-то просто, - нужно выполнить ещё одно задание:
Собралась фигур – семья,
А какая ж лишняя?
Дети на индивидуальных раздаточных карточках зачёркивают «лишнюю» фигуру, объясняя свой выбор.
Педагог: И это испытание мы выдержали. Усаживайтесь на «ковёр-самолёт», и скажем волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт любимый наш класс
Дорогих своих ребят.
Рефлексия.
Педагог: Понравилось вам наше путешествие? В какой стране мы гостили? Кто жители этой страны? Какие задания нам необходимо было выполнить? Какое задание было самым интересным? Самым трудным?
Ребята вам понравилось играть с песком?
А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно, то возьмите желтый смайлик.
Ребята спасибо вам за работу на занятии.