Интегрированный урок- презентация
по литературе и музыке в 3 классе
по теме «Образ русской березы в литературе и музыке»
Цели:
1) расширить знания обучающихся по разделу « Устное народное творчество»; раскрыть значение образа березы в поэзии, живописи и музыке; 2) развивать речь, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас; 3) воспитывать в детях чувство любви к отчизне, природе; стремление быть достойным потомком своих предков.
Оборудование:
Компьютер.
Картинки с изображением березы.
Синтезатор.
Карточки с ребусами, тесты.
I .Организация класса.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В. Шефнер
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучали тему «Образы защитников Отечества», где говорили о войне 1812 года, о наших земляках воинах-башкирцах (так называл их М.Кутузов), участвовавших в героическом сражении при Бородино.
- Кто из наших земляков участвовал в этой войне? ( Известны имена 20 участников из Хайбуллинского района, среди них наш земляк из д. Мурзино М. Ишмуллин).
- Какую песню сочинили башкиры, вдохновленные похвалой Кутузова? И почему она так называется? («Любизар»).
- Споем эту песню, а мальчики подыграют нам на курае.
III. Актуализация опорных знаний.
«Любизар» - это народная песня, а как по-другому можно назвать, все то, что сочинил народ? (фольклор)
Работа по компьютеру. Презентация « Многообразие русского фольклора».
1 слайд.
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
2 слайд. Жанры УНТ.
Небылица - то, чего не бывает в действительности; вымысел.
Ученики рассказывают небылицы.
3слайд. Народные песни. 
4 слайд.
Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.
5 слайд.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
6 слайд. Игра «Закончи пословицу».
Семь раз отмерь, … один раз отрежь
Не имей сто рублей, … а имей сто друзей
Поспешишь - … людей насмешишь
Как аукнется, … так и откликнется
7 слайд.
Русские народные сказки.
бытовые, о животных, волшебные

8 слайд.
Потешки,прибаутки,считалки,игры

Ученики рассказывают потешки, прибаутки, считалки.
Игра «Угадай ребусы».
(В потешке встречается слово «Андрейка». Какая нота спряталась в этом имени? (РЕ). А в нашем классе есть имена с «нотами»? (Ягафар, нота – ФА, Аделя - ЛЯ)
Считалка - ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.
9.Слайд.
Частушки - частая скорая песня, бойкая плясовая
10. Слайд. Загадки.
Стоит дед, Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает

11. Слайд. Жанры фольклора.






IV. Работа по теме.
- Ребята, угадайте загадку, о чем пойдет речь на уроке?
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Она весну встречает-
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску. ( О березе)
Презентация «Береза – народное дерево».
1 слайд.

Вот она – стройная и раскидистая, кудрявая, немного грустная, задумчивая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с золотыми серёжками и нежно-зелеными изящными клейкими листочками, иногда до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяется в пояс и говорит: «Мир вам, люди добрые!» . Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в живописи, и в музыке.
Эпиграф:
Без березы не мыслю России, -
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.
Олег Шестинский
2 слайд.
Слово «береза» появилось в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня, она была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы.
Вторая версия происхождения слова «береза» - получило по цвету коры. У древних славян существовало слово «бер», которое означало «светлый,белый». Название
коры берёзы – береста – связано с тем же корнем.
3 слайд.
Береза – единственное дерево с белой корой – является символом России.
Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах.
Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу

4 слайд.
- По случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. (Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.
- С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого
- Во время строительства нового дома ставить в передний угол
ветку березы. Тогда вся семья будет здорова
- Под порог новой конюшни закапывали березовое полено,
чтобы кони не болели
- В поля втыкали березовые ветки. Они могут обеспечить хороший урожай
- Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу
дома, чтобы предотвратить попадание молнии.
- В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц
- Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали
домашний скот от нечистой силы и ведьм
5 слайд.
Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом березу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская береза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание березы.

6 слайд.
Стоит в поле древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье – в кругу вертится. Третье угодье – старому и малому потеха. Четвертое угодье – по церкви крыша. Пятое угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю ночь свет. Седьмое угодье – всему миру масло». (Отгадки: веник, веретено, игрушка, березовые доски, лапти, лучина, деготь).
7 слайд.
- Рассмотрим образ березы в литературе.
Береза – одно из распространенных деревьев средней полосы России, ее называют русским деревом. Она своеобразна своей белоснежной корой, удивительно красива. И растет она только в России, этой неповторимой самобытностью она и дорога всем. Поэтому, наверное, береза стала поэтическим символом России.
Сказители и поэты видели в березе ту нежную женственность, ту милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для них в имени «Россия».
В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России:
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она О. Шестинский

Трепетно, с большой любовью и нежностью относился С.А. Есенин к русской красавице. Берёза для него - это символ Родины, Руси, которую он беспредельно любил.
- Прочитаем некоторые отрывки из его произведений.
1. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. С. Есенин
(Пушистые ветви поэт сравнивает с растрепавшимися косами, соцветия дерева – сережки – с украшением. )
2. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. С. Есенин
А вот как с любовью пишет о ней А. Прокофьев.
3* Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
А. Прокофьев.
- Какими эпитеты, сравнения, олицетворения вы встретили в произведениях?
8 слайд.
Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Когда М.И.Глинка возвращался на родину, переехав границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке.

Дует девочек с песней «Белая березонька». (сл. и музыка И. Осоковой)
слайд. Образ березы в живописи.
И.Левитан. Большая вода. И.Левитан. Золотая осень.

С.Герасимов. Лед прошел. В.Бакшеев. Голубая весна

СЛАЙД. Береза – предсказательница погоды.
. Если весной из берёзы течёт много сока – лето будет дождливое; сок замёрзнет – будет захват на хлебе.
Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета, а если клён раньше берёзы – мокрого.
Если весной берёза раньше ольхи листья выкинет – лето будет тёплое и сухое, а если первой распустится ольха – замучают холод и дожди.
Если осенью листья берёзы начинают желтеть с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.
Если берёзы долго сохраняют зелень вверху, в то время как снизу листва уже облетела, жди ранней зимы и хорошей весны.
V. Тестирование.
(Дети выполняют тестирование, а одна ученица выполняет рисунок березы на доске цветными мелками)
1. Как вы думаете, что такое музыка? а). Вид искусства
б). Набор звуков
в). Школьный предмет
2. Какие основные «три кита» на которых строится музыка?
а). Танец. Песня. Марш
б). Мелодия. Хор. Танец.
в). Песня. Тембр. Балет.
Кто из этих людей - великие композиторы?
а). Бетховен, Гайдн, Моцарт
б). Шишкин, Пикассо, Левитан
в). Маршак, Чуковский, Паустовский.
Знаете ли вы что такое фольклор?
а). Это народное творчество
б). Это музыкальный инструмент
в). Это название песни
5. Какие русские народные инструменты вы знаете?
а). Гармонь, балалайка, ложки
б). Гитара, пианино, скрипка
в). Труба, рояль, аккордеон
6. Какие песни называются народными?
а). Песни, у которых нет определенного автора
б). Песни, написанные известным композитором
в). Песни популярные среди людей
Как думаете, чему учит нас народное творчество? И нужно ли оно в наше время?
а). Нужно, оно обогащает наш внутренний мир и учит уважению к прошлому своего народа
б). Нужно, оно учит нас петь, танцевать.
в). Не нужно, народное творчество уже в прошлом.
VI. Разучивание песни «Во поле береза стояла».
Красивую березу нарисовала нам Аделя? (Защита своего рисунка)
А теперь, ребята, разучим песню об этой березке. Песня называется «Во поле береза стояла».
VII. Творческая работа.
- А давайте попробуем подыграть себе нашими подручными «музыкальными» инструментами. (Дети играют в шумовом оркестре)
VIII. Рефлексия.
IX. Вывод.
Русская береза всегда была и остается символом нашей Родины. Её образ вечен. Её роль - быть символом Родины – не менялась на протяжении столетий, так как именно она давала русскому человеку тепло, одежду, здоровье, предметы домашнего обихода и многое другое. Именно поэтому с берёзой связаны обряды, проводившиеся во время праздников, огромное количество загадок, пословиц, заговоров, примет... К образу березы часто обращались и обращаются русские писатели, художники, композиторы. Хороша береза во все времена года и в любую погоду.
Наши предки были мудрыми, сильными, смелыми, трудолюбивыми людьми, а мы должны быть достойной им сменой
X. Подведение итога урока. Д/з – Найти песни, стихи о березе и выучить.
Выставление оценок.