СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, а также с опорой на рабочую программу УМК "Школа России" и его соответствующие пособия (учебник, рабочая тетрадь).  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду"»

Используемый учебно – методический комплект: УМК «Школа России»

Учебный предмет (дисциплина): окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Берегите воду!»

Цель урока: научиться осознавать и раскрывать ценность воды для людей, необходимость ответственного отношения к ней.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: использование воды человеком, источники загрязнения воды, меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

Умения: высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды; интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование своих действий в течение урока

  • сохранение учебной задачи;

  • соотнесение выполнение работы с результатом

  • понимание учебной задачи, сформулированной самостоятельно и уточнённой учителем;

  • выделение из заданных вопросов известные и неизвестные знания по теме урока

Познавательные УУД:

  • понимание содержания текста, интерпретирование смысла;

  • формулирование проблемы;

  • выдвижение гипотез;

  • анализ объектов с целью выделения схожих черт;

  • использование знаково-символических средств (схем) для решения учебных задач;

  • выделение существенной информации из литературы;

  • построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • установление причинно-следственных связей;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • моделирование;

  • построение доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными возможностями;

  • проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении рисунков;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

  • формулирование ответов на вопросы;

  • осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

  • осуществление взаимного контроля;

  • высказывание аргументированного суждения

Личностные УУД:

  • самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив)

  • нравственно-этическое оценивание;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы;

  • фиксирование в конце урока удовлетворенности/неудовлетворенности своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам

Оборудование:

  • для учителя: учебник (1), компьютер, проектор, презентация, тест (30), карточки с темой и планом, рабочие листы №1 и №2 (2х15)

  • для ученика: учебник (30), круги зеленых и красных цветов (2х30)

Межпредметные связи: литературное чтение (чтение текста учебника, а также осмысление прочитанного учителем текста), русский язык (письменное дополнение незаконченных предложений)

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

I. Самоопределение к деятельности

Личностные:

- самоопределение к деятельности (учебно-познавательный мотив)

Регулятивные:

- целеполагание;

- планирование своих действий в течение урока

Здравствуйте, ребята!


Сегодня по дороге в школу я столкнулась с одним человеком, который протянул мне в руки вот это письмо и сказал, что «перед человечеством стоит огромная проблема», узнать о которой мы сможем сегодня, но лишь вспомнив всё то, что изучили на прошлом уроке.

Здравствуйте!

2 минуты

II. Актуализация знаний

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- соотнесение выполнение работы с результатом

Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы

Познавательные:

- понимание содержания текста


О какой же теме мы говорили?



Совершенно верно.


А теперь при помощи небольшого теста мы узнаем, насколько хорошо была усвоена вами тема прошлого урока.


У вас на столах лежат листы с тестом. Переверните их и подпишите свои фамилию и имя в правом верхнем углу. Как видите, вопросов всего 5, поэтому время на выполнение теста 5 минут. На против правильного ответа ставьте «+».


Поднимите руки те, кто не понял, что необходимо сделать. Таковых нет, можете приступать к работе.


Тест:

1) Пар это -

а) вода в жидком состоянии;

б) вода в газообразном состоянии;

в) вода в твердом состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

а) при нагревании вода сжимается;

б) при нагревании вода расширяется;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола;

б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;

в) вода с поверхности пола испарилась.

4) Лед и снег - это вода:

а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется;

б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.


Слайд

Для проверки своих работ обратимся к слайду. Если же ваш ответ оказался неверным, то зачеркиваем его и отмечаем правильный вариант ответа.


Оцените свой результат в соответствии с предложенным критерием.


Передаем листы с последних парт на первые.

На прошлом уроке мы говорили о том, что вода может находиться в трех агрегатных состояниях, а также рассмотрели круговорот воды в природе.














Тест:

1) Пар это -

а) вода в жидком состоянии;

+ б) вода в газообразном состоянии;

в) вода в твердом состоянии.

2) Что происходит с водой при нагревании?

а) при нагревании вода сжимается;

+ б) при нагревании вода расширяется;

в) изменений с водой при нагревании не происходит.

3) Помыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

а) вода впиталась в поверхность пола;

б) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу;

+ в) вода с поверхности пола испарилась.

4) Лед и снег - это вода:

+ а) в твердом состоянии;

б) в жидком состоянии;

в) в газообразном состоянии.

5) За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

+ а) вода, превращаясь в лед, расширяется;

б) вода, превращаясь в лед, сжимается;

в) повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.


7 минут

III. Постановка учебной задачи

Личностные:

- нравственно-этическое оценивание

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, сформулированной самостоятельно и уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- целеполагание

Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы

Познавательные:

- понимание содержания текста, интерпретирование смысла;

- формулирование проблемы;

- выдвижение гипотез


Пришло время заглянуть в письмо, которое нам было передано

и посмотреть, что же за проблема стоит перед человечеством? Незнакомец предлагает нам выяснить это при помощи рассказа:

в одном царстве по имени Грушевское жил-был Пашков пруд, так его назвали в честь семьи, которая жила возле него. Много в нем водилось рыбы. Люди приходили к нему в гости. Одни любовались красотой пруда, другие - купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случалось так, что каждый, кто приходил в гости к пруду, оставлял там много мусора. Обиделся он на людей и спрятал всю рыбу под своим обрывистым берегом, а сам покрылся густой тиной и зарос камышом. Пришли утром люди к пруду и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды. Взмолились, стали просить у Пашкова пруда прощения, стали ухаживать за ним. Простил людей пруд, выпустил рыбу, очистил свои воды. И стали люди жить с ним в мире и согласии.


Прослушав рассказ, скажите, о какой же проблеме хотел сказать нам незнакомец?


Совершенно верно!



















Незнакомец хотел сказать нам о проблеме загрязнения воды.

2 минуты

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, сформулированной самостоятельно и уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- целеполагание;

- планирование своих действий в течение урока

Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы

Познавательные:

- анализ объектов с целью выделения схожих черт;

- выдвижение гипотез

На основе данной проблемы, давайте сформулируем тему урока, сложив её из карточек на доске. Она будет звучать, как одно из решений проблемы загрязнения воды.

берегите, почву, воздух, прокормите, воду, убейте.


Какова тема урока?


Давайте предположим, какую цель мы поставим перед собой сегодня?


Верно. Для того, чтобы достичь поставленную нами цель, необходим план. С ним мы определимся, дополнив незаконченные предложения на доске словами на выбор:

1) … воды человеком;

2) источники … воды;

3) меры по … … воды и её … использованию

загрязнения, использование, экономному, охране чистоты.


Тема, цель и план урока определены, можем приступать к работе.






Тема урока «Берегите воду!»




Научиться осознавать и раскрывать ценность воды для людей, необходимость ответственного отношения к ней




1) использование воды человеком;

2) источники загрязнения воды;

3) меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.


4 минуты

V. Реализация проекта

Личностные:

- осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, сформулированной самостоятельно и уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- соотнесение выполнение работы с результатом

Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы Познавательные:

- использование знаково-символических средств (схем) для решения учебных задач

- выделение существенной информации из литературы;

- понимание содержания текста, интерпретирование смысла;

- построение рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами

- установление причинно-следственных связей;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- моделирование


Ребята, посмотрите на первый пункт плана нашего урока. Как он звучит?


Кто может сказать, где человек использует воду?


Действительно ли это так? Давайте проверим наши предположения по схеме. Слайд


И правда, вода может быть использована человеком как в сельском хозяйстве, так и на собственном огороде. Как в торговле, например, при продаже бутылок с водой, так и в быту при мытье полов, окон, приготовлении пищи.


А ведь именно в быту человек использует больше всего воды. Проанализировав схему, скажите, где человек использует её больше, а где меньше.


Посмотрите, насколько необходима вода человеку, ведь он использует её почти всюду. Но любая ли вода нам необходима? Разве для нас не имеет значения, какая она: грязная или чистая, пресная или соленая?


Прослушав небольшой отрывок, скажите, нам необходимо беречь воду от загрязнения лишь потому, что нам нужна только чистая, пресная вода или есть другие причины?


Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоемов. Воды на Земле много, но, в то же время, очень мало.


Итак, как вы ответите на выше поставленный вопрос?



Совершенно верно!


Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах, ледниках и снегах в горах, в озере Байкал. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д. возникла проблема коммунального (т.е. бытового), промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.


Ребята, согласно какому пункту нашего плана мы должны поподробнее познакомиться с источниками загрязнения воды?



При помощи чего мы можем это сделать на нашем уроке?


Правильно! Знакомясь с источниками загрязнения воды в учебнике, мы совместно, работая на доске, будем составлять схему, которая называется «Загрязнение вод».


Итак, откройте учебник на стр. 57 и просмотрите 3 абзац.



Какие источники загрязнения мы внесем в нашу схему?


Загрязнение вод

нечистоты с ферм

сточные воды


вода, использованная в быту




Перелистните страницу учебника и внимательно проанализируйте схему на страницах 60-61.

Какие источники загрязнения можно дополнить к нашей схеме?


Загрязнение вод


вода, использованная в быту

нечистоты с ферм

сточные воды



бытовые отходы

разливы нефти




Ребята, а как вы думаете, какие будут последствия загрязнения воды?


И чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать меры по охране чистоты воды.


Посмотрите, схожа ли с этим первая часть 3 пункта нашего плана?


Значит, это то, с чем мы должны разобраться напоследок.


Итак, подумайте и скажите, какие меры по защите воды предложили бы вы?



Где мы можем проверить наши предположения?


Давайте проверим наши ответы на 60 стр. учебника. Просмотрите текст и ответьте на вопрос: «как люди охраняют воду от загрязнений?»


Какие сейчас строятся предприятия?



Какой вывод мы можем сделать из всего этого?


Вот какую огромную роль играет вода в жизни человека!

Как вы думаете, что ещё кроме соблюдения мер по охране чистоты воды, мы можем сделать для её сохранения? Для ответа на данный вопрос посмотрите на 2 часть 3 пункта нашего плана.


Но, а как же правильно нам это сделать? Давайте откроем учебник на стр. 62, просмотрим текст и ответим на вопрос: «как же мы можем помочь в экономном расходе воды?»



Совершенно верно!


«Использование воды человеком».

Человек использует воду: в быту, в торговли, в сельском хозяйстве и т.д.
















Имеет, так как человеку для использования необходима чистая, пресная вода.









Нам необходимо беречь воду не только потому что для использования нам необходима чистая, пресная вода, но и потому что её на Земле очень мало.


















Согласно второму пункту нашего плана – «Источники загрязнения воды».


Мы можем сделать это при помощи учебника.









Сточные воды заводов, фабрик, нечистоты с ферм, вода, использованная в быту








Бытовые отходы, разливы нефти.










В скором времени вода закончится, а значит и жизнь на земле тоже.





Да





Штрафы за её загрязнение, очистные сооружения и т.д.



В учебнике.




Строят очистные сооружения.


Предприятия без сточных вод, где загрязненную воду используют вновь.


Люди всеми способами пытаются сохранить воду, а значит и жизнь на земле.




Мы можем экономно расходовать её.




Закрывать кран; не делать сильный напор воды из-под крана; охлаждать воду, если требуется, при помощи холодильника, а не холодной струи.

12 минут

VI. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Личностные:

- осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- выделение из заданных вопросов известные и неизвестные знания по теме урока

Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы

Познавательные:

- понимание содержания текста (вопросов)

Ребята, посмотрите на наш план и скажите, все ли вопросы мы с вами разобрали?


Значит план по теме урока выполнен и сейчас самое время узнать насколько хорошо вы её усвоили. Для этого давайте ответим на вопросы учебника на стр. 63.



Вопрос №1. Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей?




Вопрос №2. Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?



Вопрос №3. Чем опасно загрязнение воды?


Вопрос №4. Как люди охраняют воду от загрязнения?



Вопрос №5. Как каждый человек должен беречь воду?


Молодцы, ребята! Вы отлично поработали.


Да.









Что человек использует воду в различных отраслях, причем, для этого ему нужна только пресная, чистая вода.


От сточных вод заводов, фабрик, нечистот с ферм, воды, использованной в быту.


Все живое на земле может погибнуть.


Строят очистные сооружения, предприятия без сточных вод.


Использовать ее только по назначению, не включат сильный напор воды.

4 минуты

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Личностные:

- осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи;

- соотнесение выполнение работы с алгоритмом и результатом

Коммуникативные:

- осознанное построение речевого высказывания в письменной форме;

- осуществление взаимного контроля

Познавательные:

- понимание содержания текста

Сейчас вам предстоит проделать следующую работу. Каждому из вас я раздам листы, в которых есть незаконченные предложения. Ваша задача – дополнить их на основе того, что мы узнали сегодня.


Те, кто уже получил листы подписывают свои фамилию и имя в правом верхнем углу, остальные проделывают ту же самую работу. На это задание вам дается 4 минуты. Более того, за него вы также сможете получить положительные отметки по своему согласию, отрицательные выставляться не будут.


Можете приступать к работе.


Рабочий лист №1 (базовый уровень).


Мы выяснили, что в морях и океанах ____________ ____________ ____________.

Но человеку для питья и для жизни нужна ____________, ____________ вода.

Вода нужна людям для ____________ ____________, ____________ ____________, ____________ ____________, ____________ ____________.

Кроме человека, в воде нуждаются ____________ и ____________.

Мы сделали вывод, что вода – основа жизни и поэтому воду надо ____________.

Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:

1. ____________;

2. ____________.


Рабочий лист №2 (повышенный уровень).


Наш сегодняшний урок был посвящен теме ____________ воду!».

Глобальная проблема человечества – это нехватка ____________, ____________ воды.

Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы ____________ воду от различных загрязнений.

Воду загрязняют заводы, ____________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают ____________.

Мы, молодое поколение нашей страны, должны ____________ воду, так как понимаем о значении воды для всего ____________.

Мы призываем всех ____________ беречь воду, так как понимаем великое значение воды.

Чтобы защитить воду, надо:

1. ____________;

2. ____________;

3. ____________.


Итак, поднимите руки те, кто закончил работу. Передайте свои листы соседу по парте для взаимопроверки.

Слайд

Результаты мы будем сверять по слайду и оценивать их в соответствии с предложенными критериями.














Рабочий лист №1 (базовый уровень).


Мы выяснили, что в морях и океанах много соленой воды.

Но человеку для питья и для жизни нужна пресная, чистая вода.

Вода нужна людям для приготовления пищи, уборки дома, принятия ванны, поливания цветов.


Кроме человека, в воде нуждаются растения и животные.

Мы сделали вывод, что вода – основа жизни и поэтому воду надо беречь.

Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:

1. закрывать кран;

2. охлаждать воду в холодильнике, а не под водой.

Рабочий лист №2 (повышенный уровень).


Наш сегодняшний урок был посвящен теме «Берегите воду!».

Глобальная проблема человечества – это нехватка чистой, пресной воды.

Люди придумали очистные сооружения для того, чтобы очищать воду от различных загрязнений.

Воду загрязняют заводы, фабрики, люди, которые не берегут природу и выбрасывают мусор.

Мы, молодое поколение нашей страны, должны беречь воду, так как понимаем о значении воды для всего человечества.

Мы призываем всех людей беречь воду, так как понимаем великое значение воды.

Чтобы защитить воду, надо:

1. не загрязнять реки, моря, озера;

2. использовать очистные сооружения;

3. говорить о значимости сбережения воды.


7 минут

VIII. Включение в систему новых знаний и повторение

Личностные:

- осознание личностной ответственности за свои поступки к объектам природы

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы;

- высказывание аргументированного суждения

Познавательные:

- понимание содержания текста, интерпретирование смысла;

- построение доказательства своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными возможностями

Что ж, ребята, сегодня мы с вами отлично потрудились. Для закрепления всего того, что мы узнали на уроке, давайте поиграем в «Экологический светофор». Вам предлагается ситуация. Если вы считаете, что герой ситуации поступил правильно, поднимаете зелёный цвет и объясняете почему, если нет – красный и точно также объясняете почему. Для этого у каждого из вас на партах лежат круги двух цветов. Помните, что ответ принимается только после поднятой руки.


Задача ясна? Все готовы?


Итак, ситуация №1. Шофер Сергей Петрович, недолго думая, решил помыть свою машину в реке Рогатка.


Почему вы показали красный цвет?


Ситуация №2. В городе было построено новое промышленное предприятие, сточные воды которого выходили прямо в реку. Горожане подняли бунт и предложили директору предприятия постройку очистного сооружения, на что он им ответил: «я не собираюсь тратить свои деньги на подобную мелочь». Однако, жалоба, отправленная мэру города, была быстро рассмотрена и предприятие тут же закрыли. А река, которая не успела загрязниться, была очищена.


Итак, какой цвет будет в первом случае и почему?




А какой же цвет будет отнесен к мэру города?


Ситуация №3. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.


Ситуация №4. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. «Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше. Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».












Да



Красный цвет


Потому что герой данной ситуации не бережет, а загрязняет воду.










Красный, потому что директор предприятия тоже поступил неправильно, ему было все равно на то, что его предприятие загрязняет реку.


Зеленый, потому что он позаботился о сохранности реки - закрыл мероприятие и очистил её.





Красный цвет, потому что Алеша мог бы самостоятельно закрыть кран и воды бы ушло меньше.





Зеленый, потому что Маша поступила правильно, сказав своей подруге прикрыть кран для меньшего расхода воды.

4 минуты

VIII. Рефлексия

Личностные:

- фиксирование в конце урока удовлетворенности/неудовлетворенности своей работой на уроке; объективно относиться к своим успехам/неуспехам

Регулятивные:

- понимание учебной задачи, уточнённой учителем;

- сохранение учебной задачи Коммуникативные:

- формулирование ответов на вопросы

Познавательные:

- понимание содержания текста;

- проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении рисунков;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

А теперь давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?



Те, кто считает, что цель достигнута и уходит с урока с хорошим настроением, поднимает руки вверх.

Те, кто считает, что цель осталась не достигнутой и уходит с урока не довольным, опускает голову вниз.


Так, хорошо. Цель достигнута, тема усвоена. А теперь перейдем к тому, что вам нужно будет сделать дома:

во-первых, это прочитать учебник на стр. 58-61;

во-вторых, самостоятельно проделать очень интересную работу - вам предстоит проинтервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе, т.е. задать им вопросы и составить схему в соответствии с их ответами. Помните, что за помощью вы можете обратиться не только к родителям, но и ко мне, а также своим одноклассникам.


Научиться осознавать и раскрывать ценность воды для людей, необходимость ответственного отношения к ней.

3 минуты



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!