Разговорный стиль Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др. Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой. К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы... К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету “разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, “бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький... Научный стиль Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь. Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг. Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др. Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения. Деловой стиль Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др. Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласноприказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением... В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика. В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении Публицистический стиль Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию. Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы. В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия; разговорная: молодчик, шумиха; термины: атмосфера, деликатничать... Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка. Стиль художественной литературы Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля. Прослушивание аудиозаписи стихотворения П. Стратегия "Газетная статья" 1. Озаглавить статью; 2. Написать краткое содержание текста; 3. Выделить подробности; 4. сделать заключение. Ф. Взаимооценивание. Критерий оценивания: С4. Анализирует прослушанную информацию. Дескрипторы: - выбирает тему статьи; - излагает краткое содержание текста; - описывает детали; - пишет заключение. 3. И.Стратегия "Литературный диктант" 1. Стили речи делятся на _______________. 2. К книжным стилям относятся __________. 3. Преобладание разговорной и просторечной лексики характерно для ___________ . 4. В средствах массовой информации используется _____________ . 5. Точная передача деловой информации - это цель____________. Ф. "Проверь/Исправь"Взаимооцениваниена основе готовых ответов. Чтение текстов разных стилей. 1 текст для первой группы. Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Ф. Обратная связь учителя Как вы думаете, какова задача автора? Сообщить информацию, воздействовать на читателя или сформировать отношение к общественной жизни? К какому стилю относится текст?, 2 текст для второй группы. Я люблю читать художественную литературу в свободное время. А ты? – Мне нравятся компьютерные игры. – А как же книги, словари? – Но ведь есть интернет. Заходи на нужный сайт и читай что хочешь. – Нет, всё-таки читать книгу лучше, чем сидеть перед компьютером. Ф. Обратная связь учителя. Как вы думаете, какова задача автора? А как вы считаете? К какому стилю относится текст? Дифференцированное расширенное задание: І. Назовите одним словом: 1. Краткое сообщение в печати. 2. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. 3. Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению). ІІ. Расскажите, что вы узнали на уроке о публицистическом стиле по плану: А. Какова цель публицистического стиля? Б. Где он используется? В. Какие слова и предложения для него характерны? 3. Используя знания о публицистическом стиле и газетной статьи, напишите заметку в газету о сегодняшнем уроке. Ф. Взаимооценивание по дескрипторам Ч2. Критерий оценивания: Использует публицистический стиль. Дескрипторы: -распознает особенности публицистического стиля; - определяет жанр данного стиля; - создает краткий текст, используя данный стиль. |