Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
г.о. Жуковский, Московская обл.
Литературно-музыкальная композиция,
посвящённая Дню Победы
Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Познакомить детей с историческим событием нашей Родины – Великой Отечественной войной.
2. Формировать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности, памяти к Защитникам Отечества.
3. Развивать артистические и певческие навыки в ходе всего мероприятия.
4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, свою историю, свое наследие; чувство патриотизма и гордости за нашу Великую Родину.
Оборудование: презентация, аудиозаписи, плакаты, имитация костра для инсценировки.
Составитель:
учитель начальных классов
МОУ школа № 8
Ермилова Г.Н.
2018г.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Вступительная часть
Учитель. В семьдесят первый раз празднует наша страна День Победы. И сегодня, так же, как и 72 года назад, в далёком уже сорок пятом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Несмотря на давность, память о войне не утихает, боль утраты не забывается, и всё так же счастьем, восхищением, гордостью и благодарностью переполняются наши сердца. Никогда не забудем мы тех людей, которые отстояли Победу, совершали героические подвиги во имя будущего, во имя нас с вами.
Основная часть
Звучит тихо музыка “День Победы”.
Выходят 3 ученика: малыш и 2 ведущих в солдатских пилотках.
Малыш. Послушайте, что такое война? Она кому-то нужна?
Ведущий 1. Да, на земле люди много воевали. Войны выгодны королям – они получают новые земли, дельцам – их толстые кошельки наполняются новым золотом.
Ведущий 2. В 20 веке Адольф Гитлер вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять и начал самую страшную войну на свете. Началось это в 1941 году...
Звучит музыка 40-х годов. Выбегают дети: прыгают в скакалки, играют в мяч, рисуют рисунки.
Ученик 1
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Вдруг музыка прерывается, дети собираются в центр, прикрывают руками головы. Звучат взрывы.
Ученик 5:
Вдруг грохот раздался,
И всё потемнело,
Словно огромная птица влетела.
Рвутся снаряды,
Огонь полыхает,
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди
Кто уцелел, никогда не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – «Война!»
Ученик ...Без объявления войны немецкие войска напали на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и подвергли бомбежке с самолетов наши города: Киев, Севастополь, Каунас, Смоленск и другие...
Ученик 6:
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых, разлучая и друзей.
Ученик 7:
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая, сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
Песня(музыка) “Священная война”.
Ведущий 1
- Эта песня тревожным набатом прогремела над страной в первые дни войны, когда все русские верили, что это испытание, обрушившееся так внезапно и сокрушительно, вот-вот закончится. Но война растянулась на годы. Четыре страшных года… День за днём.… Из дней складывались месяцы, из месяцев – годы…
Малыш.
Подождите!
То, о чем говорили, может быть, ошибка! Может быть, войны и не было?
Ученик 9. Война была!
Дети (под музыку):
1. Из каждых 100 ребят 17-20 лет, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Ученик 11:
И не сдавались советские люди!
Упорно трудились на горе врагу!
А в городах не хватало продуктов.
Голод и смерть здесь на каждом шагу,
Одно желанье жило в их сердцах,
Не покидавшее даже во снах, –
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить.
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относиться, как к святыне
Сценка.
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра:
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ученик. Война была! Мне бабушка о ней рассказывала. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. “Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва”. Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 вражеских танков.
Ученик.
В дни войны врага встречая смело,
Поднялась Москва на правый бой,
Победить и выстоять сумела,
Полземли от пуль прикрыв собой.
Ведущий: Фашисты были разгромлены под Москвой. Этому городу были присвоено звание «Город- герой».
Ведущий 1. Гитлер не ожидал, что встретясь с горем, разрухой, смертью советские люди смогут жить, любить и радоваться.
Малыш: И все же, что спасало в те страшные годы?
Ведущий2: Песня. Песня о доме, о семье, о Родине…В 1943 году началось освобождение нашей страны. Фашисты проиграли крупные сражения под Сталинградом и Курском. Враг отступал. В тот год впервые прозвучала песня «Катюша» - о девушке, которая любила, верила и ждала своего солдата, ставшая любимой для солдат нашей армии.
Звучит песня «КАТЮША».
Сценка “У костра”. 3 ученика поют песню “Землянка” в костюмах солдат, один из них пишет письмо.
Солдат 1.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Солдат 2.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Ученик 9.
Какие песни пели на войне!
От них и до сих пор «мороз по коже»!
Со временем не падая в цене,
Они живут! Их забывать негоже!
Солдат 3. (пишет письмо)
Ведущая 1: Но война – это не только боль и страдания, это испытание верности, дружбы, любви. Мамы, жены, подруги… именно они были опорой в те страшные дни!
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Солдат 2.
Жди меня, и я вернусь, только очень жди!
Ведущая 1: Те письма хранились и до сих пор хранятся во многих семьях. Эти строки – это наследие. Напоминание будущему о страшных, тяжелых днях.
Ведущая 2: В простых строчках история той войны. И мы обязаны ее помнить.
Ведущий: Долгих четыре года шла эта кровопролитная война. Наши войска освобождали свои города и села. И вот наступил долгожданный День Победы!
Как это произошло, замечательно рассказал поэт Георгий Рублев.
Ученики:
1.Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
2.У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
3.И тогда, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
4.Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
5.И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
6.Он стоит как, символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!
Заключительная часть.
Малыш. (Выходит на сцену) Я понял, что такое война. Война – это смерть.
Ученик 1. Война – это разруха.
Ученик 2. Война – это когда плачут дети и старики.
Ученик 4. Война – это очень страшно.
Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу – это был подвиг народа. “Все для фронта, все победы!” И он пришел, этот день – 9 мая 1945 г. – День Победы!
Звучит песня в исполнении Л. Лещенко “День Победы!”.
Ученик 13.
Победа! Победа
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!
Все.
73 нашей славной Победе
73, как убита война.
Музыка постепенно стихает.
Композиция «Реквием»
1-й ученик. Из каждых ста воевавших в живых осталось только трое. Помните!
(Далее все участники урока-праздника по одному выходят на сцену и встают так, чтобы получился клин. Каждый говорит по одному предложению. В руках у каждого ребенка по одной красной гвоздике.)
2-й ученик
Через века, через года,— помните!
3-й ученик
О тех, кто уже не придет никогда,—
помните!
4-й ученик
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны.
5-й ученик
Памяти павших будьте
достойны!
6 – й ученик
Вечно
достойны!
7-й ученик
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной;
8-й ученик
Каждой секундой,
каждым дыханьем будьте
достойны!
9-й ученик
Люди! Покуда сердца стучатся,—
помните! Какою ценой
завоевано счастье,—
Все ученики (хором)
пожалуйста, помните!
10-й ученик
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
11-й ученик
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,— Помните!
Р. Рождественский
Ученик:
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Учитель.
Цените мир, спокойствие, возможность расти, жить, учиться.
С благодарностью относитесь к тем, кто честно и самоотверженно выполняет свой долг по защите Отечества. Вечная память павшим воинам!
На этом наша литературно-музыкальная композиция окончена.
Спасибо всем!

