СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Математика в мире профессий»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества Роджер Бэкон, XII в. Математика — один из важнейших учебных предметов в школе. Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Многие недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии. Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор. Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни. В скором времени и мне необходимо будет определиться с будущей профессией или профилем, который необходим для поступления в высшее учебное заведение, поэтому я считаю что данная тема актуальна, а знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении этого учебного предмета. Целями данной работы является: • проведение исследования, доказывающего, что знания в области математики необходимы в любой профессии. • выяснение необходимости математики в повседневной жизни • развитие логического мышления и коммуникативных навыков • закрепление умений решать бытовые задачи с помощью математики • приобретение навыков поиска и обработки информации • подчеркнуть важность математики как «царицы наук» Гипотезой исследования стало предположение о том, что знание математики необходимо людям любой профессии.

Просмотр содержимого документа
««Математика в мире профессий»»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

городского округа город Нефтекамск Республика Башкортостан






Исследовательская работа по математике


«Математика в мире профессий»











Выполнила

Ученица 6 «А» класса

ШайхалиеваА,

Бурнышева Н

Руководитель:

Учитель математики

Саитова А.Н.












Нефтекамск, 2015г

  1. Введение

Тот, кто не знает математики,

не может узнать никакой другой

науки и даже не может обнаружить своего невежества

Роджер Бэкон, XII в.

Математика — один из важнейших учебных предметов в школе. Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Многие недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии. Математика нужна всем людям на земле. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор.

Математика позволяет человеку думать. Математика нужна в каждой профессии, она нужна в повседневной жизни.

В скором времени и мне необходимо будет определиться с будущей профессией или профилем, который необходим для поступления в высшее учебное заведение, поэтому я считаю что данная тема актуальна, а знание областей применения математики в последствие дает ученику стимул к учению, он будет заинтересован в изучении этого учебного предмета. 

Целями данной работы является:

  • проведение исследования, доказывающего, что знания в области математики необходимы в любой профессии.

  • выяснение необходимости математики в повседневной жизни

  • развитие логического мышления и коммуникативных навыков

  • закрепление умений решать бытовые задачи с помощью математики

  • приобретение навыков поиска и обработки информации

  • подчеркнуть важность математики как «царицы наук»

Гипотезой исследования стало предположение о том, что знание математики необходимо людям любой профессии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести анкетирование учащихся 5 – 10 классов средней общеобразовательной школы№9 по данной тематике;

  • проанализировать полученные анкеты и выявить профессии, которые больше всего нравятся учащимся;

  • пообщаться с людьми тех профессий, которые нравятся большинству учеников;

  • проанализировать учебники математики 5 – 7 классов и выявить типовые задачи по данным профессиям;

  • изучить литературу и найти информацию, подтверждающую или опровергающую мою гипотезу;

  • по результатам исследования сформулировать выводы о подтверждении или опровержении гипотезы;

При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:

  • опрос среди учащихся школы;

  • беседа с людьми различных профессий;

  • поисковый с использованием научной и учебной литературы;

  • статистический при обработке и составлении диаграмм.




  1. Исследовательская часть


«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе».

М.И.Калинин

Многие ребята не хотят в школе учить математику, считая, что им она в будущем не пригодится. Это большая ошибка. На самом деле математика нужна в любой области деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, мы провели анкетирование учащихся 5 – 10 классов нашей школы.


Опрос среди учащихся:

1) какие профессии вам нравятся?

2) как помогает знание математики в профессии вашим родителям (бабушкам, дедушкам)?

3) для чего нужно хорошо знать математику?


Какие профессии вам нравятся:

  1. следователь, юрист, адвокат – 7 учащимся

  2. инженер – 6 учащимся

  3. предприниматель, бизнесмен, бухгалтер – 14 учащимся

  4. программист – 3 учащимся

  5. футболист – 7 учащимся

  6. дизайнер – 5 учащимся

  7. медицина ( врач, стоматолог, массажист) – 11 учащимся

  8. парикмахер – 3 учащимся

  9. машинист – 4 учащимся


Наглядное представление этой информации можно рассмотреть на диаграммах:







Помогает ли знание математики в профессии вашим родителям (бабушкам, дедушкам)?








Из диаграмм видно, что в основном учащиеся считают, что математика помогает в профессиях родителям и нужна в жизни.


Мы исследовали профессии, которые больше всего нравятся учащимся. Расскажем некоторые из них.


Предприниматель (бизнесмен) — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Бизнес без математики невозможен!  Все отчеты в налоговую службу, бухгалтерские отчеты – сплошная математика! Сложить, разделить, умножить, высчитать процент – это каждодневная работа любого бизнесмена. Как он без математики высчитает, сколько нужно товара, как его лучше перевести, как продать повыгоднее.

Задача.

Предприниматель купил акции и через год продал их, получив прибыль, причем полученная сумма составила 11500р. Сколько акций было куплено, если прибыль от стоимости каждой акции составила 150р  и равна 15%?

Решение.

Т.к. 150р. – 15%, то хр. - 100%. Составив пропорцию, получим: х=(150·100):15=1000 (р) стоила одна акция.

1000+150+1150 (р) стала стоить одна акция через год.

11500:1150=10 акций было куплено.

Ответ: 10 акций.

    1. Математика и спорт.

Немало интересных закономерностей математики обнаружили в спорте. Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольной поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики. И в подтверждении этому – математические задачи про футбол.

Задача.

Длина футбольного поля в Лужниках (Москва) 105 м, а ширина – 68 м. Сколько времени потребуется футболисту, чтобы оббежать по кромке все поле, если два его шага приходится на 1 секунду, а ширина шага 60 см.

Решение.

Футболист бежит по кромке поля, значит, длина его пути равна периметру футбольного поля (прямоугольника): Р=2·(105+68)=346 м.

Так как ширина шага футболиста 0,6 м, то за 1 секунду он пробегает 0,6·2=1,2 м. Значит 346:1,2≈288,3 секунды ему требуется , чтобы преодолеть весь периметр поля. То есть 288,3:60≈4,8 минуты.

Ответ: 4,8 минуты.

    1. Математика и медицина.

Математика необходима и в медицине, хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать  обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя использовать возможности компьютерной томографии... Ведь современная медицина не может  обходиться без сложнейшей техники.

Массажист – называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович.

Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположено тех или иные точек, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.

Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д.

Задача.

Больной должен принимать лекарство по 1 мг в порошках 4 раза в день в течении 7 дней, то сколько необходимо выписать данного лекарства ( расчет вести в граммах).

Решение: 1г = 1000мг, следовательно, 1 мг = 0,001 г.

Подсчитайте сколько больному необходимо лекарства в день:

4* 0,001 г = 0,004 г, следовательно, на 7 дней ему необходимо:

7* 0,004 г = 0,028 г.

Ответ: данного лекарства необходимо выписать 0,028 г.

    1. Математика в профессиях моих родных



2.3

Мы изучили литературу и нашли много интересных информации, подтверждающую нашу гипотезу о том, что что знание математики необходимо людям любой профессии.

Вот некоторые из них:

1)Какие обстоятельства привели к тому, что математик Александр Волков стал писателем;

2) Английский математик Абрахам де Муавр точно предсказал день своей смерти с помощью арифметической прогрессии;

3) математик Софья Ковалевская постигала основы науки по обоям в комнате;

4) блестящий поэт Лермонтов кроме литературы увлекался еще и математикой

Один из самых интересных фактов математики является то, что она имеет много нерешенных вопросов до сих пор. Известный Математический институт предлагает $ 1000000 для тех, кто может решить любую из нерешенных проблем в математике.

2.4.Мы проанализировали учебники математики 5 – 7 классов чтобы выявить типовые задачи по данным профессиям. Анализ учебников математики 5 -7 классов

5 класс

Спорт: №61, №132, №268, №430, №509, №605, №619, №923, №930, №1120, №1276, №1346, №1371, №1502, №1750.

Медицина: №400, №586, №733, №958, №1066, №1350, №1493, №1695.

Техника: №143, №164, №249, №348, №454, №546, №558, №785, №978, №1080, №1216, №1309, №1388, №1477, №1531, №1579, №1687

Предпринимательство: №96, №187, №238, №250, №295, №468, №480, №549, №700, №760, №783, №939, №1119, №1170, №1345, №1569, №1678, №1733

Строительство: №134, №230, №419, №470, №479, №480, №581, №762, №814, №822, №980, №1485, №1568

АЗС: №881, №1047, №1112

6 класс

Спорт: №8, №232, №452, №523, №717, №789, №893, №970, №1325, №1549

Медицина:

Техника: №250, №258, №265, №340, №363, №421, №469 (1), №663, №684, №690, №735, №774, №790, №791, №871, №941 (1), №1258, №1327, №1387, №1415 (1).

Предпринимательство: №29, №67, №138, №143, №165, №175, №336, №341, №344, №361, №394, №395, №412, №418, №453, №469 (2), №492, №496, №504, №528, №532, №547, №561, №631 (1), №655, №662, №664, №682, №709, №732, №814, №941 (2), №969, №972, №1107 (2), №1301 (1), №1321, №1460 (1), №1518, №1519, №1554.

Строительство: №1117, №1279, №1499.

7 класс:

Спорт: №178, №182, №1102, №1231.

Медицина: №8, №1119, №1122, №1188.

Техника: №16, №109, №148, №177, №705, №1100, №1107, №1183.

Предпринимательство: №9, №67, №149, №172, №180, №190, №481, №643, №763, №1099, №1182.

Строительство: №30, №144, №158, №352, №434, №756.


  1. Заключение



Мы считаем, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. С помощью математики можно анализировать тексты, извлекать информацию и находить смысл.

В процессе выполнения исследовательской работы в соответствии с ее целью и задачами получены следующие выводы и результаты. Существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это инженер, предприниматель, бизнесмен, программист и т.д. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, массажист, футболист, следователь, юрист, адвокат, ветеринар т.д. Но в ходе исследования я убедилась, что математику просто обязательно надо изучать людям любой профессии.

Мы неразрывно связаны с математикой. Нам надо встать утром в определённое время, а это цифры — математика. Гламурной блондинке нужна математика для того, чтобы посчитать, на сколько килограммов она поправилась или похудела. Маленькому ребёнку нужно посчитать кубики, и даже это — математика. Математика нужна каждому и везде. Без математики ничего не обходится. Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Не каждый, разумеется, может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

М.В. Ломоносов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!