СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока на тему "Искусство эпохи Высокого Возрождения"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока на тему развития искусства в период высокого Возрождения. Изучение творчества художников эього периода.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему "Искусство эпохи Высокого Возрождения"»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области



Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_______________ М. В. Савова

«___» _______________20___г.






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Дисциплина «История изобразительного искусства»

Тема «Искусство эпохи Высокого Возрождения»

Для специальности 42.02.01. «Реклама»














г. Ростов-на-Дону

2020 г.



Согласовано

Решением заседания ЦМК технологии, моделирования, конструирования и рекламы

Протокол от «___» ________20____ г

Председатель

___________/________________

(подпись) (Ф.И.О.)

Согласовано

Методист техникума

___________/___________________

(подпись) (Ф.И.О.)

«___» ______________20___ г








Организация-разработчик:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса» (ГБПОУ РО «РТИМЭС»)







Разработчик:

Казарина Вероника Вячеславовна, преподаватель ГБПОУ РО «РТИМЭС»









Содержание

План урока…………………………………………………………………………………...5

Пояснительная записка………………………………………………………………..........7

Методическое обоснование темы…………………………………………..………..…….8

Цели и задачи урока………………………………………………………………….……10

План лекции……………………………………………………………………………..…11

Заключение…………………………………………………………………………………13

Список источников………………………………………………………………………..14




























План урока

№ п/п

Этапы мероприятия

Содержание этапов мероприятия

Время, мин.

1.

Организационный момент


- Приветствие, проверка посещаемости;

- настрой студентов на работу

5

2.

Актуализация опорных знаний

Вступление, знакомство с содержанием урока:

-формулировка темы лекции, обоснование ее роли в профессии;

- постановка целей;

- обозначение основных задач;


5

3.

Изучение нового материала

Знакомство с искусством эпохи Возрождения, а частности с искусством Высокого Возрождения

Изучение биографии и творчества Леонардо да Винчи

Анализ и изучение произведений мастера

Знакомство с биографией и творчеством Рафаэля Санти

Анализ и изучение самых значимых работ художника

Знакомство с биографией и творчеством Микеланджело Буонарроти

Анализ и изучение произведений в области скульптуры, живописи, архитектуры

Знакомство с биографией и творчеством Джорджоне

Анализ и изучение живописных произведений мастера

Знакомство с биографией и творчеством Тициана Вечеллио

Анализ и изучение живописных произведений автора





70

4.

Закрепление нового материала

Студентам предлагается задать вопросы по изученной теме

5

5.

Рефлексивный этап

1. Подведение итогов урока.

2. Формулировка домашнего задания.

5






























Пояснительная записка

Место курса в общей системе подготовки специалиста. «История изобразительного искусства» занимает одно из ведущих мест в теоретическом и практическом курсе учебного процесса.

Целью является подготовка высококвалифицированного специалиста в области рекламы, а также формирование у него основных базовых знаний и понятий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать: характерные черты художественных стилей различных исторических эпох, творчество наиболее значительных художников, скульпторов, архитекторов.

Уметь использовать свои знания в профессиональной деятельности.

Владеть терминологией, основными понятиями

Основные формы работы-лекции и аудиторная практическая работа студентов. Изучение теоретического материала ведется с использованием наглядных примеров художественных памятников изобразительного искусства, также проводится устный, письменный опрос .

Основные виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов- проработка конспекта, изучение памятников изобразительного искусства, анализ материала по пройденным темам. Дисциплина завершается дифференцированным зачетом.


















Методическое обоснование темы

Наряду с традиционными образовательными технологиями: информационная лекция- один из распространенных видов лекции в ходе которой преподаватель передает содержание через монолог происходит синтез с нетрадиционными видами- лекция-визуализация и практические занятия, посвященные освоению умений и знаний на конкретных примерах по заданному алгоритму.

Лекция-визуализация-реализация дидактичес4их принципов наглядности через использование аудио -визуальных технических средств ( демонстрация учебных материалов, иллюстративный графический и видео материалы).

История изобразительного искусства- представляет собой сложную картину развития различных школ, течений, стилей, взаимопроникновения форм и традиций, в частности, в изобразительном искусстве, не знающих временных и географических границ.

Искусство- это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

Произведение искусства- целостная, сложноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.

Подлинные произведения искусства, возникающие в процессе художественного творчества, должны иметь общественно значимый смысл, определенную эстетическую ценность, новизну и оригинальность.

Произведение искусства редко бывает полностью оригинально, так как происходит переработка уже существующих объектов и памятников изобразительного искусства, что объясняет связь нового произведения с примерами предшествующих эпох.

Преподавание специальных дисциплин в системе среднего профессионального обучения имеет важное значение, так как в процессе изучения и постижения дисциплины происходит формирование у обучающегося теоретической базы, которая так необходима для освоения практических навыков профессии.

Данная методическая разработка выполнена по предмету «История изобразительного искусства» по теме «Искусство эпохи Возрождения». В рамках обшей заявленной темы, на уроке более подробно будет рассматриваться искусство эпохи Высокого Возрождения. В процессе преподавания специальных дисциплин немаловажное значение имеет наглядность изучаемого материала, использование средств, позволяющих обеспечить максимально яркое и доступное сопровождение образовательного процесса.

Возрождение -одна из самых великих эпох, являющаяся этапом развития мирового искусства между Средними веками и Новым временем. Флоренция-колыбель искусства Возрождения, именно здесь творили великие мастера и гении архитектуры, скульптуры, живописи, графики и ремесел.

Возрождение или Ренессанс - период в развитии культуры, получивший свое название в связи с возникновением интереса к античному искусству, а сложившиеся стили, течения и направления соответствовали новому мировоззрению-гуманизму, который провозгласил человека мерой всех вещей. Художник эпохи Возрождения - универсальная творческая личность, которой были подвластны знания во всех видах изобразительного искусства.

Преподавание специальных дисциплин в системе среднего профессионального обучения имеет важное значение, так как в процессе изучения материала происходит формирование у обучающихся необходимой теоретической базы для освоения практических навыков профессии.

Данная методическая разработка выполнена по предмету «История изобразительного искусства» по теме « Искусство эпохи Возрождения». Учебный теоретический материал в данной дисциплине идет с сопровождением визуального ряда, который наглядно иллюстрирует изложение информации по теме.

Для проведения данного урока разработана презентация с иллюстрациям и видео- рядом, наглядно раскрывающим тему урока.

В процессе проведения урока прослеживается связь с дисциплиной «История», «Эстетика»

















Цели урока:

1. образовательные: познакомить обучающихся с искусством эпохи Возрождения, творчеством выдающихся мастеров, работающих в этот период , в частности с мастерами Высокого Возрождения, таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Джорджоне, Тициан; понять, какое значение имеет данный период в освоении профессии и специальности среднего профессионального образования;

2. развивающие: возможность оперировать основными понятиями и терминами, навыков самостоятельной работы, работы с конспектом, восприятии новой информации, коммуникативных способностей обучающихся;

3. воспитательные: воспитывать у обучающихся применение полученных знаний на практике и понимания значимости знаний дисциплины «История изобразительного искусства».

Тип урока : комбинированный

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с искусством эпохи Возрождения, в частности с искусством Высокого Возрождения;

2. Рассмотреть и изучить творчество самых значимых мастеров этого периода;

3. Ознакомить обучающихся с основными понятиями, терминами и произведениями;

4. Обозначить роль творчества мастеров этого периода для мировой культуры, истории и творчества последующих поколений и современном обществе.

Межпредметные связи : тема урока связана с дисциплиной «История» , «Эстетика»

Методы проведения: устный ( объяснение, изложение, беседа), наглядный ( демонстрация иллюстративного и видео -ряда в виде презентации).

Оборудование: компьютер, видеопроектор.

Структурный план урока:

- организационный момент;

- знакомство и изучение нового материала;

- закрепление пройденного материала;

- домашнее задание.

Тема урока: Искусство эпохи Возрождения

1. Подготовка рабочего места

2. Лекция на тему «Искусство эпохи Возрождения»



План лекции:

- знакомство с понятиями «искусство Возрождения», «Высокое Возрождение» и др;

- изучение творчества самых значимых мастеров этого периода и их произведений;

- изучение в рамках лекции терминов и понятий.

Искусство Высокого Возрождения охватывает довольно краткий период-конец XVв. -первые три десятилетия XVI в. Флоренция становится колыбелью Возрождения (Ренессанса)

Мастера Высокого Возрождения были универсальными личностями-учеными, инженерами, музыкантами, архитекторами, скульпторами, живописцами ( слайд 1).

Историческая справка о покровителях искусства в Италии (Флоренция)- Козимо Медичи и Лоренцо Медичи ( слайд 3-5)

Знакомство с биографией творчеством Леонардо да Винчи (слайд 6).

Леонардо да Винчи явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие Высокого Возрождения от Раннего. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение" уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры.

Изучение и знакомство с произведениями мастера:

- Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи, «Крещение Христа», 1472-1475 гг., дерево, масло, 177х151 см, Галерея Уффици, Флоренция, Италия (слайд 7);

-«Мадонна Бенуа»или «Мадонна сцветком» (ок. 1478—1480) Масло. 48 × 31,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (слайд 8);

- «Миланский период « (слайд 9);

- «Конный монумент Франческо Сфорца» (слайд 10);

- «Мадонна Литта» (1490—1491) 42 x 33 см— картина из собрания Государственного Эрмитажа ( слайд 11);

«Тайная вечеря», 1495-1498 гг, 460×880 см , Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан ( слайд 12);

- портреты Чечилии Галлерани и Лукреции Кривелли (слайд 13);

-«Портрет Моны Лизы «(Джоконда), «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», написана между 1503 и 1505 годами. Ныне хранится в Лувре (слайд 14);

- «Туринский автопортрет» . Находится в Королевской библиотеке в Турине (слайд 15);

- рисунок «Витрувианский человек», изображающий мужчину «идеальных пропорций», хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции (слайд 16);



Знакомство с творчеством Рафаэля Санти 1483-1520 гг. (слайд 18);

В своем творчестве воплотил самые светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения.

- «Обручение Марии» 1504 г.,дерево, масло, 174х121,пинакотека Брера, Милан (слайд 19);

- «Парнас», Станца делла Сеньятура (слайд 21);

- «Афинская школа» (слайд 22);

- «Сикстинская Мадонна» 1513-1514 гг., холст, масло, 265х196, Галерея старых мастеров, Дрезден (слайд 23);

Знакомство с творчеством Микеланджело Буонарроти 1475-1564 гг. (слайд 24);

В своем творчестве закрепил достижения Ренессанса и обозначил пути маньеризму и стилям последующих эпох, таких как барокко и классицизм.

Творчески развитая и одаренная личность Микеланджело оставил множество произведений в разных видах искусства: графике, живописи, архитектуре, скульптуре.

- «Мадонна у лестницы» ок.1490-1941 гг., мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция, Италия (слайд 25);

- «Пьета» 1497-1498 гг. , Собор св. Петра в Ватикане( слайд 26, 27);

Изучение живописных произведений мастера ( слайд 28,29);

- « Сотворение Адама», Сикстинская капелла (слайд 30);

- «Страшный суд», Сикстинская капелла (слайд 31);

- «Портрет Микеланджело» (слайд 32);

Изучение памятников скульптуры Микеланджело. Известное высказывание Микеланджело о том, что в каждом камне заключена статуя, нужно только убрать все лишнее и извлечь ее на свет (слайд 33);

- «Давид», 1501-1504, мрамор, высота 5,17 м., Флоренция ( слайд 34);

- «Моисей» 1513-1516 гг.. Мрамор, высота 23,5 м.,Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим (слайд 35);

- «Связанный раб», Лувр. Париж, «Умирающий раб» Лувр. Париж (слайд 36);

- «Капелла Медичи во Флоренции» (слайд 37);

Архитектурное творчество. (слайд 38);

Знакомство с биографией и творчеством Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, прозванным Джорджоне (1476/77-1510), (слайд 39);

- «Юдифь» ок. 1504.Холст, масло. 144 х 68 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (слайд 40);

-«Сельский концерт», 1508-1510гг., холст, масло ,110 x 138 см, Лувр, Париж (слайд 41);

-«Спящая Венера», 1510, холст, масло, 108 x 175 см, Дрезденская галерея, Германия (слайд 42);

Знакомство с творчеством Тициана Вечеллио (ок. 1476/77 или 1489/90-1576 гг.), (слайд 43);

-«Любовь небесная и Любовь земная», ок 1514 г., холст, масло, 118х279 см.. Галерея Боргезе, Рим (слайд 44);

- «Святой Себастьян », ок. 1570,масло, холст. ,210 х115 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург (слайд 45);

- «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1565 г., холст, масло, 119х97, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ( слайд 46);

- «Динарий кесаря», 1516 г., холст, масло, 75х56, Галерея старых мастеров, Дрезден (слайд 47);

- « Венера Урбинская», 1538 г., холст, масло, 119х165 см, Галерея Уффици, Флоренция (слайд 48);

Заключение:

Эпоха Возрождения , в частности Высокое Возрождение было относительно недолгим временным промежутком –последняя четверть XV и первая XVI столетия, однако, именно этот в период творило очень большое количество гениальных мастеров. Возможно, даже времена расцвета Древней Греции не могут соперничать с Высоким Возрождением по числу талантливых работ и открытий во всех видах изобразительного искусства.

В современном обществе до сих пор проявляется влияние художников именно этого периода. Биография и произведения мастеров эпохи Возрождения являются неиссякаемым полем исследования для современников. Изучение творчества и личностей авторов Ренессанса формируют базу знаний, которые обучающиеся могут применить в своей профессии.








Литературные источники

1. Сокольникова Н.М. « История изобразительного искусства» 6учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2017.-304 с.

2. Арган Дж.К. «История итальянского искусства» : пер. с ит. В 2 т. Т 2/ Под науч.ред. В.Д.Дажиной. -М.:Радуга, 1990.-319 с.

3. М.Шахов; составитель А.Григорьева, «Ню»: самые знаменитые шедевры- М.: Белый город.-208 с.: ил.

4. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие Ростов н/Д: Феникс, 2009.-239

5. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост.Балицкая Т.В. – М.: Росмэн-Пресс, 2007.

Интернет – источники

https://yandex.ru/turbo/italy4.me/s/lazio/vatikan/basilica-di-san-pietro.html

(дата обращения 13.10.2020 г.)

https://muzei-mira.com/kartini_italia/2421-spyaschaya-venera-dzhordzhone-opisanie-kartiny.html ( дата обращения 15.19.2020 г.)









16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!