Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
Методическая разработка по теме:
«Вокально-хоровая работа на уроках музыки как фактор развития
музыкальных способностей обучающихся в начальной школе»
Сергеева Н.В.
Учитель музыки
г. Выкса
2023г.
План
Введение
I. Возрастные особенности детского голоса начальной школы.______________3
II. Принципы и методы вокально-хоровой работы на уроках музыки.
2.1.Значение вокально-хорового воспитания детей младшего школьного
возраста.____________________________________________________________5
2.2. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся начальных классов.______6
2.3. Ритм в вокально-хоровой работе.___________________________________11
2.4. Роль вокально-хоровых упражнений в развитии певческих навыков
детей.______________________________________________________________14
2.5. Вокальная импровизация на уроках хорового пения____________________15
Заключение._________________________________________________________16
Список литературы___________________________________________________17
Введение
Вокально-хоровое пение является той формой активной музыкальной деятельности, которая вполне доступна для школы, и в то же время эффективна как путь музыкального обучения и воспитания в их единстве.
Научить детей петь одна из задач, которые решает урок музыки. Работа над песней – не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. Поэтому оно является очень важным и действенным средством, способствующим развитию певческой культуры детей, повышению их общей музыкальной культуры, воспитанию духовного мира, становления их мировоззрения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нем должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения комплексом вокально-хоровых навыков и умений.
Цель работы: развивать музыкальные способности детей по средствам вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе.
Задачи вокально-хоровой работы на ступени начального образования:
- привить любовь и уважение к вокально-хоровой музыке;
- способствовать формированию вокально-хоровых навыков, певческого голоса, музыкального слуха, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления;
- научить воспринимать вокальное искусство как важную часть жизни каждого человека;
- научить видеть взаимосвязь между вокально-хоровым искусством и другими видами искусства.
Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи:
- изучить методическую литературу, рассматривающую физиологические особенности детей младшего школьного возраста;
- проанализировать методологические особенности вокально-хоровой работы на уроке и разработать средства их реализации;
- систематизировать и обобщить накопленный опыт школьных мероприятий, способствующих формированию музыкальных способностей учащихся;
- разработать диагностику развития музыкальных способностей учащихся в начальной школе с первого по четвертый класс.
I. Возрастные особенности детского голоса начальной школы.
Пение – сложный, комплексный психо-физиологический процесс, в котором участвуют многие системы организма. Управление этим процессом осуществляется через центральную нервную систему.
Вокальная нагрузка на уроках пения начальной школы должна соответствовать возрастным возможностям детей. Однако и дополнительное внеклассное пение не только не вредит нормальному состоянию детского голоса, но при определенных условиях способствует дальнейшему развитию.
Чтобы научить петь, нужно поставить голос, используя определенную технологию, основанную на знаниях, умениях, навыках. Задача учителя музыки – научить детей основам голосообразования, то есть работать над постановкой голоса.
Правильно поставленные вокальные занятия на уроках музыки помогают охране детского голоса. Многие дети поют неестественно, подражая взрослым, поют громко, не в своем диапазоне, наконец, просто кричат. Все это пагубно отражается на несформировавшихся детских голосах, теряют присущую им легкость, звонкость, чистоту звучания.
Пение оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим даром природы, который с детства нужно беречь и соответствующим образом воспитывать. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно занимается дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.
Пение тренирует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, неясной, до слушателя не доносится главный компонент речи – ее содержание. Правильная речь характеризует и правильное мышление.
Физиологическая сторона пения в системе воспитания и образования школьника должна занимать важное место.
Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребенка. Так, у шестилетнего ребенка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат еще не сформирован.
Голос детей в возрасте 7-11 лет отличается рядом характерных признаков: ограниченным диапазоном, небольшой силой звучания, отсутствием ярко выраженного тембра. Голосовой аппарат в эти годы очень хрупок, так как продолжается его дальнейший рост и формирование.
Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми 1-й – соль 1-й октавы; фа 1-й – ля 1-й октавы. Следовательно, в качестве материала для пения на первых занятиях, я использую несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия, отдельных фрагментах лада.
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приемов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми 1-й – си 1-й октавы. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Следовательно, на занятиях я добиваюсь ненапряженного, легкого и светлого звучания.
К концу второго класса середина певческого диапазона ребенка укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса выравнивается в диапазоне ре 1-й – ре 2-й октавы. У отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряженно.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до 1-й – ре 2-й (ми 2-й) октавы.
Сила голоса у детей 6-ти – 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков – mp и mf. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Частое использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре.
У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находится в центре внимания учителя.
Следует отметить, что приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который осваивается в определенной системе и последовательности.
Таким образом, успех работы зависит от умений учителя, знаний возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
II. Принципы и методы вокально-хоровой работы на уроках музыки.
2.1. Значение вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста.
Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций.
Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми музыкальными сочинениями, тем самым расширяют свои представления о содержании музыки, ее связях с окружающей жизнью, получают представления о музыкальных жанрах, их интонационно-образных особенностях, приемах развития, формообразования,, соотношения музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Во-вторых, хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определенный объем певческих умений навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.
В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.
В четвертых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личности оценки исполняемой музыки.
Таким образом, хоровое пение расширяет музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки в процессе ее непосредственного исполнения, стимулирует развитие интереса к музыке и к музыкальным занятиям, дает возможность школьникам участвовать в коллективном музицировании.
2.2. Развитие вокально-хоровых навыков учащихся.
Успешность вокально-хоровой работы на уроках музыки зависит во многом от таланта и профессионализма самого учителя.
В работе над развитием певческих навыков детей изучается методическая литература известных и авторитетных исследователей и педагогов. Хотелось бы отметить очерки, статьи и методические работы Л. Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стуловой, Б.В. Асафъева, В.С. Попова, Г.А. Струве, Г.П. Сергеевой.
Главная цель – развитее личности ребенка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
В статье Г. Урбановича «Певческий голос учителя» довольно подробно разбирается, какими вокальными навыками должен обладать преподаватель музыки.
В своем очерке он пишет о том, что голос является главным орудием учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и умение петь так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель должен уметь петь и без музыкального сопровождения и аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, обладать большой палитрой голосовых красок, разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего голоса и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять…» [21., с.11].
В процессе вокально-хоровой работы нужно добиваться того, чтобы учащиеся начальной школы приобрели вполне определенные навыки и умения.
На первом этапе обучения пению ставятся следующие задачи:
1 класс
- освоение детьми певческой установки;
- развитие координации между слухом и голосом в процессе исполнения небольших песен в примарном диапазоне звучания детских голосов;
- выработка унисона, кантилены (от латинского cantilena – пение, напевное исполнение мелодии), мягкого спокойного вдоха в начале пения, распределение певческого дыхания на фразу, формирование навыков отчетливого и осмысленного произнесения текста песни;
- понимание дирижерских жестов учителя (внимание, одновременное начало и окончание пения);
- выразительное исполнение песен.
2 класс
- выработка унисона, кантилены, широкого дыхания, легкого «полетного» звучания, устранение форсированного звучания, расширение певческого диапазона голоса, четкой дикции и активной артикуляции;
- выполнение требований учителя-дирижера;
- исполнение штрихов (legato, non legato, staccato) в зависимости от жанровых особенностей песни, пение с инструментальным сопровождением и без него, выразительное исполнение песни;
- накопление песенного репертуара.
3 класс
- обогащение эмоционально-образной реакции детей при исполнении песен, умение передать в исполнении разноплановый характер песни;
- совершенствование навыков пения без сопровождения и под аккомпанемент, не поддерживающий вокальную мелодию, развитие навыков двухголосного пения (канон, подголоски, нетерцовое «эпизодическое» двухголосие) при исполнении не только песен, но и инструментальных тем из классических произведений.
4 класс
- расширение вокального диапазона учащихся при исполнении мелодий кантиленного характера;
- совершенствование навыков широкого дыхания, правильного звукообразования, активной дикции, ансамбля и строя («Каждый класс – хор!»);
- формирование навыков пения хором, различных форм пения в ансамбле, в качестве солистов;
- накопление песенного репертуара.
Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников» и явно способных детей. Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению младших школьников содержит в себе несколько этапов.
Выделяются три этапа развития певческих навыков.
1-й период: подготовительный или ознакомительный.
На первом занятии ведется рассказ о фее Музыке и ее сестрах Музах, покровительницах искусств из мифов и легенд Древней Греции.О том, что Музыка нужна людям, так как она дарит добро, красоту и счастье. Далее объясняю детям, что слова «муза» и «музыка» родственные слова. Но в мире кроме добра и света существуют зло и страх, они поселяются в душах людей, если ими начинает руководить такое существо, как Шум. Он мешает Музыке и поселяет в людях ненависть и злобу. Если дети, их родители, а также все люди объединяются музыкой, то они побеждают хитрого и злого существа.
Впервые дети узнают кто такой дирижер, что такое хор. Далее дети узнают о том, что в Древней Греции в театральных представлениях хор был одним из действующих лиц спектакля. Если слышишь слово «хор» - и сразу представляем много певцов, а если мы слышим слово «хоровод» - и перед глазами возникают девушки и парни, которые двигаются по кругу в танце. Хороводы тесно связаны с обрядами и праздниками любого народа. Для наглядности можно продемонстрировать картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем пластинку со звучанием детского хора.
После получения сведений о том, что же такое хор – объясняется, что их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Начинается освоение певческой установки.
Объясняется, как надо сидеть и стоять во время пения. Обращаясь к детям проговаривается:
- Садимся на стул, и сидим как бы на половине стула, но так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Спина прямая, голову держать прямо, руки свободно опускаются на колени, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте.
Правила певческой установки стоя: руки свободно опускаются вниз, голову держать прямо, ноги немного расставлены для хорошей опоры, плечи свободные, живот подтянутый, но не зажат. Стоять дети могут не больше 10-15 минут, затем нужно сесть или подвигаться.
К этим требованиям нужно возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
С первых уроков музыки нужно учить ребят откликаться на дирижерские жесты. Предлагается детям игра. Выбирается небольшая попевка-интонация, состоящая из двух-трех разновысотных звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, что позволяет сохранить головное резонирование.
Представим себе, что в руке у каждого любимый цветок. И вдруг мы видим, что наш любимый цветок раскрывается и становится большим. Мы удивляемся и вместе со взмахом моей руки произносим: «Ах!». Всем классом с началом ауфтакта мы вдыхаем аромат цветка, затем задерживаем дыхание лишь на мгновение на слог «а». В это время я постоянно слежу, чтобы ученики не набирали слишком много воздуха, не напрягались. Я поняла, что в момент удивления человек в полной мере обеспечивает себя физиологически необходимым запасом кислорода. В этот момент поднимается мягкое небо, что дает основание для пения.
Добиваться нужно того, чтобы звучание было мягким, негромким, напоминаю детям внимательно слушать себя.
2-ой период: первичное освоение певческих навыков (работа над дыханием, звукообразованием, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков нужно приучать детей брать дыхание по дирижерскому жесту.
Предлагается несколько игровых упражнений: представили, что мы на лугу, среди цветов и трав. Вдыхаем аромат любимого цветка. Или: дунули на одуванчик, надули шарик и т. д.
На примере показывать, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит.
Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях нужно объяснять детям, что необходимо сидеть прямо, плечи не поднимать и не задирать высоко голову. Первый год нужно внимательно следить за посадкой каждое занятие.
На этом этапе обучения нужно работать над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения – используется только мягкая атака. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует привить навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяются русские народные напевки, например: «Ты, березка», «Солнышко», «Сорока», «»Баю, баюшки, баю», «Дождик, дождик, пуще», «Не летай соловей» и др.
Огромное значение при обучении имеет диапазон детей, их примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10 лет) расположена ми – си.
В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль-диез, ля
Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».
В дальнейшем нужно очень внимательно следить, чтобы музыкальная фраза начиналась и заканчивалась одновременно. Всем классом осваивать дыхательные навыки, опираясь на выразительное исполнение фразы.
Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, в стремление показать правдиво и ярко характер и содержание музыкального произведения. Содержание музыки заставляет меня и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит осваивать технические основы певческого процесса.
Очень важным моментом считается выработка сознательного и критического отношения детей к своему пению. С самых первых занятий нужно обсуждать с детьми, что и как у них получилось, как они пели (правильно или нет), понравилось ли им исполнение песни. Систематический контроль, сознательное отношение детей к вокально-хоровой работе на уроке создает атмосферу общего дела, тем самым объединяет учителя и учеников на уроке. Вместе мы радуемся и чувствуем себя счастливыми от того, что через свой труд, терпение и усердие творим музыку. В своей работе на уроке нужно стараться оставить ученикам как можно больше новой интересной и полезной информации и радоваться удачам вместе с ними.
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция.
Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит – произношение (от латинского dictio - произносить). Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом» [16., с.37].
Как же работать над дикцией в хоре? Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К.П. Виноградов, В.К. Тевлина, Л.Г. Дмитриев, Н.М. Черноиваненко и другие.
В работе над дикцией выделяются два этапа работы над произношением.
1-ый этап. Нужно начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Как известно, для пения наиболее удобны три тонема: «а», «о», «у».
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за пестрых гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии.
Пение упражнений на гласные «о», «Ё», способствует образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е».
Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.
Гласный «о» способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидации зажатости.
Гласный «у» больше всех поднимает небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр. Однако «у» - самый темный звук, поэтому этим гласным злоупотреблять не следует. Звук «и» приближено к звуку «ы», «а» к «о», «е» к «э».
Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь – согласную «р». Объясняю детям на то, как следует правильно переносить согласную к следующему слогу или слову. Пример обязательно пишу на доске или показываю карточки, например: «зво-нко», а не «звон-ко».
Здесь часто возникает трудность: дети начинают слишком четко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки рекомендуется пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на текст. Это достигается не сразу, а постепенно.
2-ой этап:
Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном этапе нужно несколько раз читать детям текст и просить их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться кульминационными. Обязательно нужно следить, чтобы дети не просто назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объяснили, почему именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения совпадает с кульминацией текста.
Одним из важных вопросов хоровой деятельности является работа над текстом песни. Почти всегда учить текст только вместе с мелодией.
Главным при разучивании любого произведения является, конечно, его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолеют любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть, и сказку рассказать, показать репродукции картин, подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе.
Для развития ритмического ансамбля применяются на уроке песни с движением. Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты вокруг себя. Например: «Во поле береза стояла», «А я по лугу» (хороводная), «Стой, кто идет» (марш).
Более подробные методические решения по практике музыкально-ритмических движений на уроках музыки в разделе 2.3.
Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является интонационный и динамический ансамбль.
Работать над строем нужно начинть почти с первых уроков. Очень редко у первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления различны:
- отсутствие координации между слухом и голосом;
- заболевания голосового или слухового аппарата.
Но при систематических занятиях у детей происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в пении, которая помогает ребенку осмыслить движение мелодии.
Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяются ряд недостатков, на которые нужно обращать особое внимание:
- у многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию;
- некрасивый тембр;
- пропуск согласных в конце и их искажение;
- неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и стремительному выдоху;
- использование твердой, активной подачи звука, которое может вызвать форсированное пение;
- невосприимчивость к музыке.
Таким образом, в процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует закреплять, совершенствовать полученные умения, а не останавливаться на достигнутом. На каждом занятии необходимо повторять выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой стороны, позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получить удовольствие от процесса пения.
Главным методом вокальной работы является успешное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с лучшими исполнениями через магнитофонные записи, диски и пластинки. Исполнение профессиональных певцов является наиболее эффективным показом правильного звучания.
Главным критерием в занятии является качество звука и свобода при пении. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и развитием личности ребенка.
Работать нужно без торопливости, в спокойной и доброжелательной обстановке. Главный критерий – не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются. Используюся в репертуаре разнообразные по настроению произведения.
2.3. Ритм в вокально-хоровой работе.
Ритм (от греческого слова – теку) – временная организация музыки; в более узком смысле – последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок в отличие от звуковысотного).
Ритм присущ любым жизненным процессам и движениям, однако нередко его признают особым качеством, отличающим ритмичные движения от неритмичных.
Ритм является одним из основных средств выразительности музыки. Известно, что чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную, природу: в основу его лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому только через активную музыкальную деятельность возможно развить у певцов ритмическую свободу.
Наиболее ярко связь музыки с движениями человека проявляет себя в народной музыке. И песня, и народный танец, и инструментальный наигрыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» музыкального произведения, его инсценированием.
Задачи музыкального движения:
- развитие природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций;
- развитие способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.
Музыкально-двигательные упражнения на уроках музыки часто применяюся для физической разрядки детей, для снятия усталости. Например, метод прохлопывание ритмических рисунков не всегда сочетается с музыкой и проходит на уроках как изолированный от музыки вид деятельности.
Проверка ритмического чувства проводится в форме игры в «Эхо».
Дети прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за учителем. Изначально предлагаются наипростейший, элементарный ритм, а затем ритм усложняется.
Далее на уроках музыки продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-ритмических движениях.
1. Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического мотива сначала хлопками над головой, за спиной и т. д., затем притопами с простейшими движениями на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.
2. Ученики получают задание: Прохлопать или проговорить ритмический рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив в движении показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передает его хлопками.
3. Класс делится на 3 группы, которые одновременно делают следующее:
1 группа: прохлопывает простой ритм
2 группа – простукивает карандашом немного усложненный ритм
3 группа – прохлопывает усложненный ритм
В этой игре группы меняются, таким образом, каждый ребенок может почувствовать каждый из вышеуказанных ритмов, и в то же время здесь закладываются зачатки ритмического ансамбля.
Благодаря данным приемам можно сделать вывод: у детей развивается чувство ритма; они не устают потому, что задание на чувство ритма проходит в форме игры.
Свободное дирижирование.
С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты при разучивании песен. Снова игра. Предлагается детям представить себя в роли дирижера. Дети дирижируют сначала собственным пение, при этом выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни – штрихи, динамику, особенности метра.
Свободное дирижирование музыкального произведения А.Рубинштейна «Мелодия».
1-ый этап.
Вначале дети подсознательно ощущают долгие и короткие звуки, а затем осознанно.
2-ой этап.
Прохлопывают ритмический рисунок в ладоши, проходят шагами, отмечают условными движениями рук, например: восьмые – хлопками в ладоши, четверти – движением ребра ладони правой и левой руки снизу вверх, половинные – положив руки на пояс. Хлопками дети отмечают сильные доли, определяя размер.
3-ий этап.
Дирижируют, стоя на месте. Если помещение позволяет можно дирижировать с одновременным прохождением ритмического рисунка. Внимательно следить за тем, чтобы дети передавали в жестах фразировку, динамику, моменты кульминации.
В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением. Поэтому на начальном этапе целесообразно отдавать предпочтение фольклору, в котором, как правило, ритмическая организация связана с тексом или движением.
В народных хороводных песнях, например, организующей основой ритма является движение. Поэтому очень полезно включать хороводные песни в репетиционную работу на уроке.
Во время разучивания русской народной песни «Со вьюном я хожу», я разбиваю хор на две группы:
1-ая группа водит хоровод, то есть равномерно движется;
2-ая группа поет песню.
Затем группы меняются ролями и, наконец, все поют, мысленно ведя хоровод. Еще более удовлетворяют этой задаче хороводы, в которых сюжету певцы распределяются на две группы: одна - спрашивает, а другая – отвечает. Образцом такого хоровода является русская народная песня «А мы просо сеяли». Итог: разыгрывая «сюжет» песни, дети начинают свободно двигаться и достигают необходимой ритмической четкости и темповой устойчивости.
Песни с драматизацией.
Большую пользу приносят песни с драматизацией. Простейшие, самые несложные движения помогают не только выразительному исполнению, но и ритмической упругости и ясности.
Русская народная песня «Дрема». Само содержание сюжета подсказывает форму ее «постановки»:
- среди круга сидит один участник хора и «дремлет», а хоровод движется вокруг него и простыми движениями раскрывает содержание каждого куплета:
1. Сидит Дрема,
Сидит Дрема на скамейке.
Сидит Дрема на скамейке, Да!
2. Вяжет Дрема,
Вяжет Дрема рукавицы,
Вяжет Дрема рукавицы. Пятый год.
3. Столь не вяжет,
Столь не вяжет, сколько дремлет,
Столь не вяжет, сколько дремлет. Спит.
4. Вставай, Дрема.
Будет, Дремушка дремать,
Полно, Дрема, стыдно спать, Встань!
5. Гляди, Дрема,
Гляди, Дрема, на народ,
Вставай, Дрема, в хоровод. Спляши!
6. Бери, Дрема,
Бери, Дрема, кого хошь,
Саму лучшу, как найдешь. Ну!
7.Вдруг он, Дрема,
На одну Дрема взглянул –
На ходу дрема заснул. Тьфу!
Полезно также отдельные песни разучивать следующим образом:
одна половина хора поет, другая – прохлопывает.
2.4. Роль вокально-хоровых упражнений в развитии певческих навыков детей.
Цель вокально-хоровых упражнений:
– вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.
- упражнения расширяют диапазон хора, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику хора (например, пение в быстром темпе, в дальнейшем элементы цепного дыхания);
Особое внимание при пении, уделяется посадке. Для каждого ребенка на уроке предусмотрено свое место. К более сильному, хорошо интонирующему ребенку сажают более слабого ребенка. Таким образом, более слабые дети начинают слушать более сильных и подстраиваются под них.
Распевание обычно занимает 5-7 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижерский жест.
В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:
1. применяются вне связи, с каким-либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.
2. направлены на преодоление конкретных трудностей при звучании произведения.
Обычно все меленькие дети не поют (не тянут звук), а говорят нараспев, иногда совершенно правильно интонируя. Необходимо сразу же показать разницу между таким псевдопением и правильным протяжным звуковедением и так построить разучивание песен и специальных упражнений, чтобы главное внимание на данном этапе работы было направлено на пение «долгих» звуков.
Используются следующие упражнения:
1. Продолжительное пение отдельных звуков с их названием:
2. Пение трех звуков, последний тянется дольше других:
3. Пение более длинных упражнений, в которых также основное внимание обращается на последний звук:
Последний звук должен петься спокойно, красиво и активно. Активность звучания зависит от умелого распределения дыхания на всю музыкальную фразу и хорошей артикуляции. Мера активности в звуковедении будет зависеть от возраста детей и степени их овладения дыханием. Поэтому в начале работы берутся песни с короткими музыкальными фразами, спокойные по характеру, с небольшим диапазоном.
Таким примером может служить «Песня о пограничнике» С. Бугославского на слова О. Высотской. Данное произведение разучиваются отдельные фразы. Это помогает добиваться в них равномерного распределения дыхания:
Остановка на последнем звуке создает нужные вокальные условия для начала следующей фразы и, в целом, воспитывает чувство музыкальности.
Протяжное пение невозможно без предварительной беседы о певческом дыхании.
В первую очередь рассказывается о разнице между обычным дыханием и дыханием при пении, затем объясняется, что пение без правильного певческого дыхания невозможн
Очень полезны упражнения на гласную «у», на слоги «гу», «лю», «мо», «ле», которые способствуют появлению головного звучания:
Хорошо отрабатывается дикция в песнях, где подвижный темп сочетается с пропеванием коротких звуков и отчетливым произношением каждого звука.
Например, Л.Абелян «Про меня и муравья», Т. Попатенко «Котенок и щенок».
Правильная артикуляция способствует и эмоциональному исполнению и непринужденному свободному звуковедению.
2.5. Вокальная импровизация на занятиях хорового пения.
Импровизация от латинского слова improvisus – неожиданный. Исторически это наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Большое внимание импровизации как одному из видов творческой деятельности детей уделяли в своих системах воспитания зарубежные педагоги-исследователи – З.Кодай, К.Орф, Э. Жак-Далькроз.
В исследованиях другого видного педагога Б.Л. Яворского высказывается мнение о том, что развитию творческих способностей детей свойственны определенные этапы:
1. накопление впечатлений;
2.спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
3. импровизации двигательные, речевые, музыкальные;
4. музыкальное творчество.
Яворский считал, что в процессе творческих проявлений ребенка необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства:
- ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), штрихи, жанровые связи, фактуру изложения.
На необходимость включения импровизаций в учебно-воспитательный процесс указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Так, по мнению Д.Б. Кабалевского, занятия импровизацией на уроках музыки могут решать две взаимосвязанные друг с другом задачи:
- первая – выработка интонационного и ладового слуха;
- вторая – развитие творческой фантазии ребенка.
Вокальная импровизация – одно из любимых занятий младших школьников. В импровизации ребенок раскрепощается, ему не надо подражать пению других, что часто бывает очень не легко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее не верно и продемонстрировать тем самым свое неумение. В этой форме работы нужно стараться проявлять терпение и доброжелательность, чтобы пробудить творческую активность ребят. Поощрять попытки детей в этом направлении и отмечать лучшие импровизации. Занятия вокальной импровизацией не только творчески активизируют ребенка, но и сказываются на развитии вокально-слуховых способностей.
Формирование первичных творческих звуковых проявлений детей происходит в процессе игры по озвучиванию имен.
Игра «Озвучивание» имен начинаю обычно с самых первых уроков музыки, когда я знакомлюсь с первоклассниками.
Пропевая вопросы-задания типа: «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться».
- Я – Наталья Владимировна, - пропеваю ученику.
- А ты?
Предлагается отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. При этом обращается внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя, например Ирина, или его короткий вариант Ира. С первых опытов озвучивания имен дети приучаются петь свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.
Заключение
Каждый педагог-музыкант в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям к профессиональному мастерству. При этом, удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского коллектива; на уроке или вне его проводит он свою работу - важно то, что она направлена на развитие духовной культуры учащихся.
И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них, на их души.
Сегодня много говорят о духовно - нравственном воспитании детей. Проблема духовности является предметом споров и рассуждений. Испытывая кризис в этой области человеческого начала, общество пытается найти пути к решению этой важной проблемы.
Возможно, понимание самой природы нравственности, т.е. осознание сочетания трех проявлений: чувства, разума и воли позволит осознанно и направленно воплощать идею становления и развития нравственной сферы ребенка.
Одним из путей к развитию основополагающих компонентов духовно-нравственной сферы детей может стать музыкальное творчество, а именно - хоровое пение.
Глубокие эмоциональные переживания во время слушания и исполнения музыки способны воздействовать на душу ребенка, то есть вызвать различные, душевные переживания, чувства, ощущения. "Музыка - одно из сильнейших орудий воспитания человека", - говорил Д.Д Шостакович.
Благодаря вокально-хоровым занятиям, исполнительский уровень учащихся значительно вырастает по сравнению с первоначальными результатами, когда ребята только пришли в школу.
Воспитывается внимательность и сосредоточенность – дети с особым вниманием следят за дирижерскими показами, в соответствии с ними они начинают петь, поют и заканчивают пение. Сосредоточенность и воля к красивому исполнению своей певческой задачи приводит юных певцов к выработке стойкости, целеустремленности, способности преодолевать трудности.
Список литературы.
1. Асафьев Б.В. Хоровое пение в школе / Асафьев, О хоровом искусстве. – Л., 1980.
2. Балашов С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя / Сост. Т.В. Челышева. – М., 1993.
3. Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». – М, 1967.
4. Дмитриев Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе». – М, 1989.
5. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1987.
6. Кадобнова И., Критская Е. Музыка в движении // Музыка в школе. – 1984. - №2.
7. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Авт колл. Под науч. рук. Д.Б. Кабалевского. – М., 1985.
8. Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым коллективом // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. – М., 1990.
9. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
10. Соколов В. Вокально-хоровые упражнения. //Школа хорового пения. – Вып.2 / Сост. В.Г. Соколов, В.П.Попов, Д.М. Абелян. - М., 1978.
11. Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки // Музыкальное воспитание в школе. Составитель – О.А. Апраксина: В.12. – М., 1977.
12. Гневышева В. Вокальная работа с детьми младшего школьного возраста. – М., 1963.
13. Менабени А. Вокальные упражнения в работе с детьми. – М., 1978.