Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»
Роль внимания на уроках фортепиано
в школе искусств
(методическая разработка)
Преподаватель 1 квалификационной категории
Двойнишникова Галина Николаевна
2018г
-2-
Все выдающиеся деятели, которые внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, обладали феноменальной устойчивостью внимания. Рассказывают о Ньютоне, который, задумавшись над теоремой, простоял в неудобной позе над столом в течение целых суток.
Подобная устойчивость внимания обеспечивается необычайной активностью мысли, способностью рассматривать предмет с самых разных сторон, продумывать многообразные варианты решения задачи.
Различные параметры внимания, как-то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальной деятельности в конечном счете обеспечивает впечатляющие художественные результаты.
В главном труде своей жизни «Работа актера над собой» К.С. Станиславский специальную главу посвятил проблеме внимания актера, так как полагал, что «творчество есть прежде всего полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы». Неоднократно Станиславский проводит мысль о том, что без достижения актером умения полностью сосредоточиваться на исполнении заданной роли его намерения будут истрачены впустую.
«Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха», - отвечал И.Гофман на вопрос о единственно целесообразном способе работы. Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха, психологический фундамент успешной работы на фортепиано. У учащихся нередко рассеянно блуждают между проигрываемой в данный момент гаммой и мыслями о каком-нибудь развлечении, о невыученном уроке по другим предметам, о звонке по телефону и т.д. Руки в этот момент могут механически проигрывать пассажи, но все это представляет собой только видимость работы, формальное желание отсидеть за инструментом положенное количество часов. Посторонние мысли нередко ведут за собой лишние и неточные движения, которые закреплялись при повторении, образуя неряшливую игру, не имеющую художественной ценности.
Внимание в деятельности юного музыканта
Какими же преимуществами обладает музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий им управлять? Можно сказать следующее:
- Техническое исполнение отличается большой точностью, отсутствием помарок и небрежности.
- Исполнение производит впечатление большой осмысленности и логичности.
- Музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются четкостью.
Причины, ведущие к невнимательности в исполнении, могут быть следующие:
-3-
1) Отсутствие устойчивости внимания, легкости его отвлечения на посторонние мысли и раздражители.
2) Отсутствие быстроты переключения внимания с одного образа на другой, с одного типа фактуры на другой. Наиболее частые неполадки в исполнении случаются на стыках частей и эпизодов именно из-за отсутствия быстроты переключения.
3) Трудность в распределении внимания. Особенно заметно при исполнении полифонических пьес, требующих «расслоения» внимания.
4) Перехлест эмоций, при котором исполнитель больше находится во власти собственных поэтических замыслов и представлений, нежели в реальном звуковом воплощении.
Несовершенное исполнение есть результат плохого качества работы, а не ее недостаточного количества. Качественная работа – это всегда сосредоточенное внимание, включающее в себя и его устойчивость, и хорошую переключаемость.
Непременное условие в работе пианиста, как и актера, - обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К.С.Станиславским: «я добиваюсь того-то и того-то», «я хочу
сделать то-то и то-то». «Увлекательная меткая и посильная задача», - говорит Станиславский, «преображает актерское действие, оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение». Поэтому сосредоточение на исполняемом оказывается столь необходимым в исполнительском искусстве.
В процессе игры любой музыкант вынужден обращать свое внимание и на точность игры, и на общий художественный образ, и на свободу своих движений. Во время исполнения внимание движется как бы одновременно и по горизонтали, и по вертикали… Горизонтальное внимание исполнителя сосредоточено на непосредственном моменте исполнения, на фрагменте, следующем сразу же после него и одновременно охватывает единый образ произведения. Вертикальный пласт внимания охватывает координацию рук, фактуру, голосоведение.
Умение во время игры мыслить забегая вперед, предвосхищать способы преодоления трудностей – оборотная сторона сосредоточенного внимания. Умение слышать себя является главным ключом к формированию внимания музыканта.
Внимание, означающее способность человека сосредоточиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности.
-4-
Список используемой литературы:
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997 г.
Коган Г. У врат мастерства. М., 1961 г.
Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники: Методическое пособие для педагогов музыкальных вузов. М., 1968 г.