СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Изучаем родной край"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен материал бинарного урока по географии и математике по изучению особенностей природы Кемеровской области.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Изучаем родной край"»

Открытый урок в 7 классе.

Тип урока: Бинарный - математика, география

Тема: Изучаем Родной край.

Форма урока: урок-путешествие

Цель: создание условий для эффективного усвоения знаний об особенностях Кемеровской области.

Задачи:

1. Способствовать развитию вычислительных навыков, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

2. Систематизировать знания по гидрологии, на примере рек Кемеровской области.

3. Способствовать развитию навыков работы с тематическими картами.

4. Систематизировать знания по теме «Формулы сокращенного умножения».

5. Формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умение сдерживаться и преодолевать трудности.


Оборудование:

Карта Кемеровской области, атласы Кемеровской области, линейки, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

(СЛАЙД 1)

Учитель математики - Сегодня у нас будет не обычный урок, и я хочу его начать

словами песни, которую исполняет Маша Распутина «Я родилась в Сибири…»

“Нестареющая, вечная

Красота земли родной –

Голубая даль заречная

С луговою тишиной…”


М.Небогатов

Учитель географии - Сибирский федеральный округ — административное формирование в сибирской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Территория округа составляет 30 % от территории Российской Федерации. (СЛАЙД 2)

В пределах Сибирского Федерального округа находится Кемеровская область – наша малая Родина. А все ли вы о ней знаете?

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по родному краю. (СЛАЙД 3)

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации.

- Определим протяженность Кемеровской области с севера на юг и с запада на восток. (СЛАЙД 4)

По карте и при помощи масштаба измеряют расстояние (с севера на юг по 880 в.д. – 18см х 25=450 км; с запада на восток по 560 с.ш. 12 см х 25 = 300км).

Для сравнения протяженность России с-ю 4000 км, з-в 10000 км.


Разнообразна природа Кемеровской области. (СЛАЙД 5) Красоту родного края воспевают в своих произведениях поэты Кузбасса.

О какой реке писал поэт Геннадий Юров?


***

В Хакасии древней

На уровне тучи и ветра,

На стыке хребтов, (СЛАЙД 6)

Где ледник,

Где начало рассвета,

Где трасса легла

Журавлиных сквозных перелетов,

Я видел родник,

Пожелавший покинуть болото.

Сверкали гольцы,

И ущелья дышали остудой…

Отсюда начало,

Отсюда движенье,

Отсюда!

Притоками – сотни ключей.

По речному уставу

Распалась земля

На два берега –

Левый и правый. (Г.Юров)


Учитель географии: Через всю область протекает главная река - ??? Река Томь. Что вы о ней знаете?

По карте находят исток и устье реки, устанавливая, что исток в горах Кузнецкого Алатау, (СЛАЙД 7) а устье на Западно-Сибирской равнине (впадает в р.Обь).

Какая это река - горная или равнинная?

 В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

– Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России – равнинна)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства. (СЛАЙД 8)

Кроме определения форм рельефа, в географии используют понятие «Уклон реки – отношение падения реки к ее длине». Определяем уклон реки, для этого мы составляем формулу:

Ур.= (Нист. – Нуст.) : Дл. (справка Длина р.Томи 827км).

Ур. = (1500-100):827 = 1,7м на 1 км.

При расчетах считают до тысячных, округляют до десятых.


Учитель математики: - Мы использовали формулу для определения уклона реки, а какие математические формулы вы знаете?

Используя формулы сокращенного умножения выполните задания, и узнаете что-то новое о Кемеровской области.

ЗАДАНИЕ 1.

Вычислите, используя формулы сокращенного умножения.

2552 _ 2542 =

Ответ: 509 притоков у реки Томь. (СЛАЙД 9)



Учитель географии

Динамическая пауза.

Притоки бывают правые (Уса, Верхняя Терсь, Нижняя Терсь) и левые (Мрассу, Кондома, Уньга, Лебяжья). По карточке с названием реки определите, каким притоком она является и встаньте с соответствующей стороны от ленточки – реки.

(СЛАЙД 10)

Учитель математики: ЗАДАНИЕ 2.

1.(4+а )2 =…( 1)

2.25х2 -10ху +у2 = …(3)

3.(3а+2х)(3а-2х) =…(9 )

4.36х 2 - 49 =…( 2)

5.(а- 9 ) 2- (81 +2а ) =…(0)


(5х –у )2

(6х-7)(6х -7)

16 +8а +а2

а2 – 20а

2 -4 х2

3

2

1

0

9


Ответ: 32109 – это количество рек и речушек, протекающих по территории нашей области. (СЛАЙД 11)


Задание 3.

Найдите, какое число стоит в конце цепочки?

52


: 100 *100000 + 493 * 3


Ответ: 76479км – протяженность всех рек и речушек родного края.


Учитель географии: Вы хорошо справились с математическими заданиями, а теперь поработаем с географической картой.


Задание: Решаем кроссворд. (СЛАЙД 12)

Кроссворд «Реки Кемеровской области»



3





1

2


 и



4






 к

 о

 н

 д

 о

 м

 а


7




 и


 я



 р



 ч



 я





а 


 у



5

у 

 с

 а



 м









 с





 ы



6

 м

 у

н 

 д

 ы

 б

 а

 ш










1 - Левый приток р.Томь


2 - Река, на которой стоит г.Мариинск



3 - На этой реке построено Беловское водохранилище




4 - В нижней части русла этой реки стоит г.Мыски




5 - Правый приток р.Томи, в устье которого стоит г.Междуреченск



6 - Правый приток р.Кондома



7 - Истоки находятся в Кемеровской области, а большая часть в Алтайском крае



Задание: Определить какие реки Кузбасса изображены на карточках?


Ответы:

1- Искитимка; 2 – Бачат; 3 – Уса; 4 – Кия;

5 – Кондома; 6 – Иня; 7 – Мрассу; 8 – Золотой Китат.




Заключительная часть. Сегодня на уроке мы говорили о нашем Родном крае. Что нового вы узнали? (СЛАЙД 13)


Ожерелье рек - Краса земная,

Томь, Иня, Чулым, Чумыш и Кия,

И Мрассу, и крошка наша Яя,

Все это – красавица Россия.

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, скажем без прикрас,

Но из всей моей большой России

Ближе к сердцу наш родной Кузбасс!

А.А.Гусев

Красота природы не ограничивается разнообразием рек, в нашем крае много удивительного и в будущем мы продолжим знакомство с Родным краем! (СЛАЙД 14)








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Формулы сокращенного умножения


(a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (квадрат суммы)


(a – b)2 = a2 – 2ab + b2 (квадрат разности)


(a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 (куб суммы)


(a – b)3 = a3 – 3a2b + 3ab2 – b3 (куб разности)


a2 – b2 = (a – b) (a + b) (разность квадратов двух выражений)


(a – b) (a + b) = a2 – b2 (умножение разности двух выражений на их сумму)


a3 + b3 = (a + b) (a2 – ab + b2) (разложение на множители суммы кубов)


a3 – b3 = (a – b) (a2 + ab + b2) (разложение на множители разности кубов)




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАДАНИЕ 1

Вычислите, используя формулы сокращенного умножения.

2552 _ 2542 =


ЗАДАНИЕ 2

1.(4+а )2 =…( 1)

2.25х2 -10ху +у2 = …(3)

3.(3а+2х)(3а-2х) =…(9)

4.36х 2 - 49 =…(2)

5.(а- 9) 2- (81 +2а) =…(0)


(5х –у )2

(6х-7)(6х -7)

16 +8а +а2

а2 – 20а

2 -4 х2







Задание 3

Найдите, какое число стоит в конце цепочки?

52


: 100 *100000 + 493 * 3






ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Кроссворд «Реки Кемеровской области»



3








1

2


 



4








 

 

 

 

 

 

 


7







 


 



 



 






 





 


 









5

 

 

 



 











 




 





6

 

 

 

 

 

 

 

 















1 - Левый приток р.Томь







2 - Река, на которой стоит г.Мариинск








3 - На этой реке построено Беловское водохранилище







4 - В нижней части русла этой реки стоит г.Мыски








5 - Правый приток р.Томи, в устье которого стоит г.Междуреченск





6 - Правый приток р.Кондома












7 - Истоки находятся в Кемеровской области, а большая часть в Алтайском крае






ПРИЛОЖЕНИЕ 4








Использованная литература

  1. Л.И.Соловьев Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области. Кемерово, 2003

  2. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994