Творческая лаборатория
Лозовая Тамара Николаевна
учитель начальных классов, классный руководитель
Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная
школа № 10» города Черкесска
Методическая разработка
Родительского собрания на тему:
« На мир смотрите добрыми глазами или нравственные отношения в семье»
Мероприятие проводилось в рамках «Года семьи»
Дата проведения: ноябрь 2017 года
Место проведения: школа № 10 города Черкесска кабинет № 5
Форма проведения: творческая лаборатория
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении духовного нравственного воспитания ребенка.
Задачи:
1.Совместное осмысление духовных нравственных ценностей семьи.
2.Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания ребенка.
3.Получение опыта содержательного и конструктивного общения.
Этап подготовки
Формирование плана заседания творческой лаборатории родителей.
План
проведения творческой лаборатории родителей
- Духовная нравственность - актуально.
- Ты, бойся словом хрупкий мир разрушить.
- Добро должно быть бескорыстным.
- Чтение и нравственность.
- Упражнения в нравственных поступках.
- Все начинается с дома.
2. Проведение параллельного опроса учащихся, родителей (до родительского собрания) по методике « незавершенный тезис» (по В.М. Брюховой)
Образец
Уважаемые родители!
Просим Вас заявить своё участие в подготовке родительского собрания на тему « На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье». Выполнив предлагаемое в этом тексте задание. Просим вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с вашим пониманием их смысла. Заранее благодарим вас за внимание к проблеме и откровенность.
Человек счастлив если…
В хорошей семье всегда…
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
Если бы я все мог, то…
3.При обработке результатов опроса ответы по следующим ценностным категориям: индивидуалистические и общественные, вещно-предметные и духовные, отношение к добру и злу, созидательный или разрушительный характер. родителей по основам духовно- нравственных отношений в семье ( по В.М. Брюховой)
Образец
Памятка
для родителей по основам духовно- нравственных отношений в семье.
- Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает - подражая, он очень скоро вернёт их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ваших детей.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение - нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.
4.Цитаты на доску:
- «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д.Лок).
- «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье». ( Л.В. Бетховен)
- Лучшее в добрых делах – это желание их утаить» ( Б.Паскаль)
5.Оформление «Календаря творческой лаборатории»:
На доске укрепляется несколько больших листов ватмана, соединённых вместе, по типу календаря, всего 7 листов, на каждом из них написана одна из обсуждаемых позиций и защита к ней.
1лист: « Духовная нравственность – это актуально»
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех…
( Н.Рачков)
2 лист: «Ты, бойся словом хрупкий мир разрушить».
Друзья мои!
Внушайте людям веру в бога!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
( В.Боков)
3 лист: «Добро должно быть бескорыстным».
Свершая доброе деянье,
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
4 лист: «Чтение и нравственность».
«То, чему мы привыкли удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой книг детства сделался потом невидимым и иногда неосознаваемым руководителем жизни» (К.Д.Ушинский)
5 лист: «О запрещенных и желательных выражениях в семье».
« Вот человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я?»
(Р.Гамзатов)
6 лист: «Упражнения в нравственных поступках».
«Приучать детей вникать в душевное состояние других людей ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» (К.Д.Ушинский)
7 лист: «Всё начинается с дома».
Я помню нежность маминых прикосновенний,
Наш в добрый мир открытый дом.
Счастливый смех и радость откровений,
Как хорошо мне было в нём!
Этап проведения
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые собеседники, соавторы , партнёры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наше родительское собрание мы проводим в уже знакомой вам форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиций, волен высказывать их присутствующим, и имеет право не согласиться или промолчать.
Предметом нашего обсуждения сегодня являются нравственные отношения в семье.
Формировать нравственность ребенка в семье – значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:
- индивидуалистическим или общественным;
- вещно – предметным и духовным;
- добру и злу;
- созидательным и разрушительным.
Начнём с того, что, используя методику «Незавершенный тезис», определите собственное отношение к перечисленным духовно – нравственным ценностям. Время на работу 2 минуты. Тексты опросника раздаются родителям.
Далее работа организуется «пошагово»: классный руководитель последовательно отрывает листы «календаря» и организует работу по заявленному в них направлению.
Например,
Лист 2: «Ты бойся хрупкий мир разрушить».
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоко нравственным человеком?», то наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других , напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело?
Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.
(Читается рассказ У.Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»)
Прочтение этого письма оказывает очень большое впечатление на присутствующих. И они с желанием обсуждают услышанное.
Можно предложить вопросы:
1.Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении?
2. Какие чувства вы пережили, прослушав текст?
Лист 3: «Добро должно быть бескорыстным».
Дети всегда носители определенных ценностей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей людям? Могут ли они бескорыстно делать добро?
Предлагается ситуация:
Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене. Забудете ли вы про свои дела? Узнаете ли вы что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной?
Далее идет обмен мнениями, после чего родителям предлагается определить своё место на одной из «ступеней порядочности»
|
Живи по совести
|
|
Помоги другому
|
|
Не навреди другому
|
|
|
|
|
Вывод: Надо дать возможность ребенку быть добрым, поддерживать благие намерения.
Ребёнок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одёргивания. Скажите честно, а вы много читаете? Если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы могли опереться на литературные примеры, ещё раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой и , если можно изменить к лучшему, измените.
Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению»
1.Любите ли вы читать?
2.Что вы предпочитаете?
3.Что вами прочитано в течении последней недели?
4.Чем для вас полезно чтение?
После чего раздаются ответы на эти же вопросы их детей. Идет молчаливое сравнение.
Лист 6: « Упражнения в нравственных поступках»
Известная своим гуманизмом и сподвижнической деятельностью Мать Тереза как – то сказала: «Когда в твоём доме все станут любить друг друга, то поневоле обратишься вокруг с тем , чтобы попытаться остальных сделать такими же любящими и счастливыми.
Да, всё начинается с дома: и добро и зло.
Ситуативная игра
Ситуация 1. Пришли гости с маленьким ребенком. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослого сына . Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно? И так далее …
Лист 7: «Всё начинается с дома».
С Соловейчик высказал по этому поводу такую мысль: «Не обязательно страстно любить их. Будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чем–то, во всём или не в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто–нибудь из двух родителей или четырех дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой».
Задание родителям: Попробуйте продолжить список правил, которые связаны с домом, семьёй, её традициями.
- поздравлять друг друга с днём рождения;
- многие вопросы решать за семейным столом;
- меньше смотреть телевизор , больше общаться;
- не молчать после ссоры;
- почаще хвалить друг друга.
Заключительное слово учителя
Отчий дом… В нём начинается всё самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же в нём всё будет гармонично, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев любыми подходящим способами, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро. И тогда ваш ребёнок по праву разделит смысл этого четверостишья:
Я помню нежность маминых прикосновений.
Наш в добрый мир открытый дом.
Счастливый смех и радость откровений,
Как хорошо мне было в нём!
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания»
Творческая лаборатория
Лозовая Тамара Николаевна
учитель начальных классов, классный руководитель
Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная
школа № 10» города Черкесска
Методическая разработка
Родительского собрания на тему:
« На мир смотрите добрыми глазами или нравственные отношения в семье»
Мероприятие проводилось в рамках «Года семьи»
Дата проведения: ноябрь 2017 года
Место проведения: школа № 10 города Черкесска кабинет № 5
Форма проведения: творческая лаборатория
Цель: формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении духовного нравственного воспитания ребенка.
Задачи:
Совместное осмысление духовных нравственных ценностей семьи.
Тренинг навыков нравственных отношений в семье как основы воспитания ребенка.
Получение опыта содержательного и конструктивного общения.
Этап подготовки
Формирование плана заседания творческой лаборатории родителей.
План
проведения творческой лаборатории родителей
Духовная нравственность - актуально.
Ты, бойся словом хрупкий мир разрушить.
Добро должно быть бескорыстным.
Чтение и нравственность.
Упражнения в нравственных поступках.
Все начинается с дома.
2. Проведение параллельного опроса учащихся, родителей (до родительского собрания) по методике « незавершенный тезис» (по В.М. Брюховой)
Образец
Уважаемые родители!
Просим Вас заявить своё участие в подготовке родительского собрания на тему « На мир смотрите добрыми глазами» или нравственные отношения в семье». Выполнив предлагаемое в этом тексте задание. Просим вас закончить каждое из приведенных предложений в соответствии с вашим пониманием их смысла. Заранее благодарим вас за внимание к проблеме и откровенность.
Человек счастлив если…
В хорошей семье всегда…
Самое главное в жизни…
Нельзя прожить без…
Если бы я все мог, то…
При обработке результатов опроса ответы по следующим ценностным категориям: индивидуалистические и общественные, вещно-предметные и духовные, отношение к добру и злу, созидательный или разрушительный характер. родителей по основам духовно- нравственных отношений в семье ( по В.М. Брюховой)
Образец
Памятка
для родителей по основам духовно- нравственных отношений в семье.
Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает - подражая, он очень скоро вернёт их вам.
Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ваших детей.
Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок станет отзываться так и о вас.
Поступайте с другими тактично - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение - нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребёнка.
Цитаты на доску:
«Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил» (Д.Лок).
«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье». ( Л.В. Бетховен)
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить» ( Б.Паскаль)
5.Оформление «Календаря творческой лаборатории»:
На доске укрепляется несколько больших листов ватмана, соединённых вместе, по типу календаря, всего 7 листов, на каждом из них написана одна из обсуждаемых позиций и защита к ней.
1лист: « Духовная нравственность – это актуально»
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды,
За свой поступок ради всех…
( Н.Рачков)
2 лист: «Ты, бойся словом хрупкий мир разрушить».
Друзья мои!
Внушайте людям веру в бога!
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру:
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
( В.Боков)
3 лист: «Добро должно быть бескорыстным».
Свершая доброе деянье,
Не жди добра в ответ.
Сведёт такое ожиданье
Добро твоё на нет.
4 лист: «Чтение и нравственность».
«То, чему мы привыкли удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой книг детства сделался потом невидимым и иногда неосознаваемым руководителем жизни» (К.Д.Ушинский)
5 лист: «О запрещенных и желательных выражениях в семье».
« Вот человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я?»
(Р.Гамзатов)
6 лист: «Упражнения в нравственных поступках».
«Приучать детей вникать в душевное состояние других людей ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» (К.Д.Ушинский)
7 лист: «Всё начинается с дома».
Я помню нежность маминых прикосновенний,
Наш в добрый мир открытый дом.
Счастливый смех и радость откровений,
Как хорошо мне было в нём!
Этап проведения
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые собеседники, соавторы , партнёры в трудном деле воспитания детей! Сегодня наше родительское собрание мы проводим в уже знакомой вам форме творческой лаборатории, где каждый из вас свободен в выборе мнений и позиций, волен высказывать их присутствующим, и имеет право не согласиться или промолчать.
Предметом нашего обсуждения сегодня являются нравственные отношения в семье.
Формировать нравственность ребенка в семье – значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям:
- индивидуалистическим или общественным;
- вещно – предметным и духовным;
- добру и злу;
- созидательным и разрушительным.
Начнём с того, что, используя методику «Незавершенный тезис», определите собственное отношение к перечисленным духовно – нравственным ценностям. Время на работу 2 минуты. Тексты опросника раздаются родителям.
Далее работа организуется «пошагово»: классный руководитель последовательно отрывает листы «календаря» и организует работу по заявленному в них направлению.
Например,
Лист 2: «Ты бойся хрупкий мир разрушить».
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоко нравственным человеком?», то наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других , напротив, без особых усилий получается всё как надо. В чём же дело?
Дело во многом, в том числе – в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова.
(Читается рассказ У.Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца»)
Прочтение этого письма оказывает очень большое впечатление на присутствующих. И они с желанием обсуждают услышанное.
Можно предложить вопросы:
1.Какие собственные ошибки вы увидели в этом откровении?
2. Какие чувства вы пережили, прослушав текст?
Лист 3: «Добро должно быть бескорыстным».
Дети всегда носители определенных ценностей. Знают ли они о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяют ли они свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей людям? Могут ли они бескорыстно делать добро?
Предлагается ситуация:
Вы идете по улице и увидели: человек прислонился к стене. Забудете ли вы про свои дела? Узнаете ли вы что с ним? Захотите ли помочь, будь это пьяный или больной?
Далее идет обмен мнениями, после чего родителям предлагается определить своё место на одной из «ступеней порядочности»
| Живи по совести |
| Помоги другому | |
Не навреди другому | |
Вывод: Надо дать возможность ребенку быть добрым, поддерживать благие намерения.
Ребёнок зеркало нравственной жизни родителей. Не будем ссылаться на улицу, школу. Заглянем внутрь себя: какие мы, такими вырастут и наши дети, несмотря на запреты, беседы, наказания, одёргивания. Скажите честно, а вы много читаете? Если вы хотите, чтобы в воспитании сына или дочери вы могли опереться на литературные примеры, ещё раз проанализируйте свою жизнь, свои взаимоотношения с книгой и , если можно изменить к лучшему, измените.
Анкета для родителей «Ваше отношение к чтению»
Любите ли вы читать?
Что вы предпочитаете?
Что вами прочитано в течении последней недели?
Чем для вас полезно чтение?
После чего раздаются ответы на эти же вопросы их детей. Идет молчаливое сравнение.
Лист 6: « Упражнения в нравственных поступках»
Известная своим гуманизмом и сподвижнической деятельностью Мать Тереза как – то сказала: «Когда в твоём доме все станут любить друг друга, то поневоле обратишься вокруг с тем , чтобы попытаться остальных сделать такими же любящими и счастливыми.
Да, всё начинается с дома: и добро и зло.
Ситуативная игра
Ситуация 1. Пришли гости с маленьким ребенком. Он взял любимую модель из коллекции машин взрослого сына . Как следует повести себя его родителям, чтобы он поступил правильно? И так далее …
Лист 7: «Всё начинается с дома».
С Соловейчик высказал по этому поводу такую мысль: «Не обязательно страстно любить их. Будь то любовь слепая или разумная. И не имеет значения, отказывают детям в чем–то, во всём или не в чём не отказывают. Но очень важно, чтобы кто–нибудь из двух родителей или четырех дедушек и бабушек – хоть один! – любил людей. Только эта любовь к людям и передаётся детям: делает добрыми и отзывчивыми, только она одна обладает педагогической силой».
Задание родителям: Попробуйте продолжить список правил, которые связаны с домом, семьёй, её традициями.
- поздравлять друг друга с днём рождения;
- многие вопросы решать за семейным столом;
- меньше смотреть телевизор , больше общаться;
- не молчать после ссоры;
- почаще хвалить друг друга.
Заключительное слово учителя
Отчий дом… В нём начинается всё самое главное, самое важное в жизни ребёнка. Так пусть же в нём всё будет гармонично, наполненным высокой духовностью, освящено нравственной чистотой. А чтобы он стал именно таким, укрощайте свой гнев любыми подходящим способами, делитесь друг с другом добрыми чувствами, любите людей, умножайте добро. И тогда ваш ребёнок по праву разделит смысл этого четверостишья:
Я помню нежность маминых прикосновений.
Наш в добрый мир открытый дом.
Счастливый смех и радость откровений,
Как хорошо мне было в нём!