Дата | Группа |
13.10.15 | ЭЛ-14-д |
15.03.16 | Э-14д |
План занятия
по дисциплине «Электротехника и электроника»
1.Тема программы: Трехфазные электрические цепи
2.Тема занятия:Мощность трехфазной электрической цепи. Коэффициент мощности
3. Планируемые результаты:
- знаний –формулирование иобъяснение основных законов электротехники, формулирование методов расчета и измерения основных параметров электрических цепей, обозначение параметров электрических цепей;
- умений – сборка электрических схем,выполнение расчетов параметров электрических цепей, построение векторных диаграмм токов и напряжений;
- сформированности компетенций:
ОК3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК6 - Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7 - Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
4. Оснащение занятия:
4.1. Славинский А.К., Туревский И.С. Электротехника с основами электроники [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.: ил. – (Профессиональное образование).
4.2. Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил.
5.Используемые приемы, методы и элементы педагогических технологий: групповая деятельность.
Ход урока
Организационный момент (проверка готовности аудитории и группы к занятию, приветствие, отметка отсутствующих, сообщение темы и образовательной цели).
Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос:
Что называется трехфазной системой?
Каким образом вырабатывается 3-х фазный электрический ток?
Что такое фаза?
Что означает соединение «звезда»?
Что означает соединение «треугольник»?
Дайте название токов и напряжений трехфазной системы.
Покажите токи и напряжения трехфазной системы на схеме.
Поясните назначение нулевого провода в 4-х проводной трехфазной цепи.
Назовите и запишите на доске признаки симметричности нагрузки трехфазной системы.
Работа у доски:
Составьте классификацию трехфазной системы и поясните ее.
Запишите законы изменения ЭДС трехфазной системы и постройте векторную диаграмму ЭДС.
Начертите временные диаграммы ЭДС трехфазной системы для одного периода и поясните принцип их получения.
Покажите графически соединение обмоток генератора по схеме «звезда» и поясните данное соединение.
Покажите графически соединение обмоток генератора по схеме «треугольник» и поясните данное соединение.
Начертите 3-х проводную трехфазную цепь при соединении потребителей по схеме «звезда» и поясните соотношение фазных и линейных параметров цепи.
Начертите 3-х проводную трехфазную цепь при соединении потребителей по схеме «треугольник» и поясните соотношение фазных и линейных параметров цепи.
Работа с карточками:
Карточка 1
Продолжите фразу:
Трехфазные электрические цепи – это ____________________________________________________.
Запишите выражения для мгновенных значений фазных ЭДС в трехфазной системе.
Карточка 2
Напишите, благодаря чему трехфазные цепи получили широкое распространение в современной электроэнергетике.
Как можно получить трехфазную систему ЭДС?
Карточка 3
Что понимается под фазой в трехфазной системе?
Приведите буквенные обозначения и единицы измерения следующих параметров трехфазной системы:
Фазные напряжения источника - ______________________________________________;
Линейные напряжения источника - ____________________________________________;
Линейные токи источника - __________________________________________________;
Фазные напряжения нагрузки - _______________________________________________;
Линейные напряжения нагрузки - _____________________________________________;
Линейные токи нагрузки - ___________________________________________________;
Ток в нейтральном проводе - _________________________________________________.
Карточка 4
Перечислите основные элементы, входящие в состав трехфазных электрических цепей.
Укажите основные схемы соединения фаз в трехфазных цепях.
Карточка 5
Что понимается под фазой в трехфазной системе?
Как соединить фазы в трехфазной системе звездой?
Карточка 6
Что понимается под фазой в трехфазной системе?
Как соединить фазы в трехфазной системе треугольником?
Тестирование студентов:
Вариант 1
I. Начало первой обмотки при соединении обмоток генератора треугольником соединяется:
1) с началом второй;
концом третьей;
концом второй;
началом третьей;
концом третьей.
II. Фазой называют:
аргумент синуса;
часть многофазной цепи;
фазу в начальный момент времени;
оба определения ответов 1 и 2 правильны;
разность начальных фаз переменных величин.
III. Какой из токов в схеме (рис.1.1.) линейный, а какой — фазный:
оба тока — линейные;
оба тока — фазные;
ток I2— линейный, I1— фазный;
ток I2— фазный, I1— линейный;
таких токов в данной схеме нет.
Рис.1.1.
IV. Симметричная нагрузка соединена звездой. Линейное напряжение 380 В. Фазное напряжение равно:
1)220 В;
380 В;
250 В;
127 В;
660 В.
V. Укажите правильные уравнения, связывающие векторы линейных и фазных токов, если соединение потребителей треугольником (рис.1.2.): (3)
Рис.1.2.
Вариант 2
I. Лампы накаливания с UН = 127 В включают в трехфазную сеть с линейным напряжением 220 В. Схема включения ламп:
1) звездой;
треугольником;
звезда с нулевым проводом;
лампы нельзя включать в сеть;
для ответа недостаточно данных.
II. Действующее значение трехфазной ЭДС при изменении направления вращения катушек:
изменится;
увеличится в три раза;
уменьшится в три раза;
изменится на 3;
не изменится.
III. Ток в нулевом проводе четырехпроводной цепи:
не может равняться нулю;
может равняться нулю;
всегда равен нулю;
всегда больше нуля;
всегда меньше нуля.
IV. Если UAC = Uc - UA, то вектор UAC при соединении треугольником равен:
1) UAC = - UC - UA;
2) UAC = UA - Uc;
3) UAC = UC + UA;
4) UAC = UC - UA;
5) UAC = - UA- UC.
V. В симметричной трехфазной цепи UФ= 220 В, IФ = 5 A, cos = 0,8. Активная мощность цепи равна:
1,1 кВт;
0,88 кВт;
2,2 кВт;
2,64 кВт;
5, 28 кВт.
Вариант 3
I. Если при прочих условиях изменить скорость вращения обмоток, то изменятся:
1) амплитуды и начальные фазы;
частота и начальные фазы; ЭДС и начальные фазы;
частота и амплитуды;
ЭДС и амплитуды.
II Сумма токов фаз равна нулю при отсутствии нулевого провода:
1) не всегда;
всегда;
зависит от условий;
зависит от числа проводов — 3 или 4;
зависит от 2-фазы.
III. Обмотки, показанные на рис. 3.1, соединены:
звездой;
треугольником;
последовательно;
параллельно;
другим способом.Рис. 3.1.
IV. При симметричной нагрузке, соединенной треугольником, UЛ= 380В. Фазное напряжение равно:
1) 220В;
2) 127 В;-
3) 660 В;
4) 250 В;
5) 380 В.
V. Дано: UЛ= 220 В; IЛ = 5 A; cos = 0,8. Трехфазная цепь симметричная. Активная мощность цепи составляет:
1,1 кВт;
1,14 кВт;
1,52 кВт;
2,2 кВт;
2,06 кВт.
Вариант 4
I. К генератору, обмотки которого соединены в звезду, подходит:
6 соединительных проводов;
3 соединительных провода;
3 или 4 провода;
4 провода;
6 или 3 провода,
II. Какое напряжение в схеме, показанной на рис. 4.1, линейное, а какое — фазное:
UСА— линейное, UСO— фазное;
UАО— линейное, UBO— фазное;
UAB— линейное, UBC— фазное;
UBC— линейное, UAB— фазное; Рис. 4.1.
UСО— линейное, UCA— фазное.
III. Будут ли меняться линейные токи при обрыве нулевого провода в случае:
а) симметричной нагрузки; б) несимметричной нагрузки:
а) будут; б) не будут;
а) будут; б) будут;
а) не будут; б) не будут;
а) не будут; б) будут;
для ответа недостаточно данных.
IV. Ток IЛ = 2,2 А. Если симметричная нагрузка соединена треугольником, то фазный ток:
3,8 А;
2,2 А;
6,6 А;
1,27 А;
2,54 А.
V В симметричной трехфазной цепи (Uф = 220 В; Iф = 5 A; cos= 0,8. Реактивная мощность цепи равна:
0,66 квар;
1,98 квар;
2,64 квар;
1,1 квар;
2,2 квар.
Вариант 5
I. В симметричной трехфазной цепи UЛ = 220 В, IЛ= 5 A, cos = 0,8. Реактивная мощность цепи равна:
0,38 квар;
1,1 квар;
1,14 квар;
1,52 квар;
3,04 квар.
II. В трехфазную сеть UЛ = 220 В включают двигатель, обмотки которого рассчитаны на 127 В. В этом случае:
двигатель нельзя включить в сеть;
обмотки двигателя надо соединить треугольником;
звездой с нулевым проводом; для ответа недостаточно данных;
звездой.
III. Линейные токи при постоянной ЭДС генератора и неизменных сопротивлениях нагрузки могут измениться за счет:
изменения фазных напряжений;
изменения линейных напряжений;
изменения фазных и линейных напряжений.
IV. Ток в нулевом проводе при симметричной трехфазной системе токов равен:
нулю;
значению, меньшему суммы действующих значений фазных токов;
значению, большему сумме фазных токов;
сумме действующих значений фазных токов;
сумме линейных токов.
V. Условия симметричной нагрузки в трехфазной цепи:
ZA= ZB = ZС; IA = IB = IС;
UA=UB=UC; А = В = С= 600;
UA=UB=UC;IA≠IB≠IC;
ZA = ZB = Zc; IA = IB = Ic; А = В = С= 120°;
А = В = 600; С = 120°; ZA= ZB = ZС; IA = IB = IС.
Вариант 6
В трехфазной цепи UЛ= 220 В; IЛ = 2 А; Р = 380 Вт. В этом случае cos равен:
0,8;
0,5;
0,6;
0,4;
0,7.
Трехфазный двигатель, обмотки которого рассчитаны на 127 В, включают в сеть UЛ = 380 В. Обмотки двигателя надо соединить:
звездой;
треугольником;
для ответа недостаточно данных;
звездой с нулем;
5) двигатель нельзя включать в сеть.
III. Обмотки трехфазного генератора соединены звездой. Конец первой обмотки соединен:
с началом второй обмотки; началом третьей обмотки;
концом третьей обмотки;
концом второй и началом третьей обмоток;
концом второй обмотки.
IV. Трехфазная симметричная нагрузка потребляет 800 Вт активной мощности. Если при cos = 1 потребляется 1000 Вт, то cos равен:
0,8;
0,6;
3)1;
1,2;
0,3.
V. Обмотки, показанные на рис. 6.1, соединены:
звездой с нулевым проводом;
треугольником;
звездой;
другим способом;
для ответа недостаточно данных. Рис. 6.1.
Вариант 7
I. При соединении обмоток генератора треугольником начало третьей обмотки соединяется:
1) с концом первой обмотки;
2) началом второй обмотки;
3) концом второй обмотки;
4) началом второй и первой обмоток;
5) концом третьей обмотки.
II. Симметричная нагрузка трехфазной сети соединена звездой, UЛ = 660 В. Фазное напряжение равно:
380 В;
660 В;
220 В;
127 В;
440 В.
III. Вольтметр для измерения фазного напряжения (рис. 7.1) надо включить между точками:
А и В;
В и С;
С и А;
А и С;
А и О. Рис. 7.1.
IV. Нагрузка в трехфазной цепи (рис. 7.2) соединена:
1)звездой;
треугольником;
параллельно; Рис. 7.2.
последовательно;
звездой с нулевым проводом.
V. Лампы накаливания с UН = 220 В включают в трехфазную сеть с UЛ= 220 В. Схема соединения ламп:
1) звездой;
треугольником;
звездой с нулевым проводом;
лампы нельзя включать в сеть;
для ответа недостаточно данных.
Вариант 8
I. Линейный ток 17,3 А. Фазный ток, если симметричная нагрузка соединена треугольником, равен:
1)20 А;
176 А;
17,3 А;
10 А;
34,6 А.
II. Начало второй обмотки при соединении обмоток трехфазного генератора треугольником соединяется:
с концом первой обмотки;
концом третьей обмотки;
началом первой обмотки;
началом третьей обмотки;
концом второй обмотки.
III. Нагрузка в цепи, показанной на рис. 8.1, соединена:
1) звездой;
2) треугольником;
3) звездой с нулевым проводом;
последовательно;
параллельно. Рис. 8.1.
IV. К трехфазному генератору, обмотки которого соединены треугольником, подходит соединительных проводов:
1) 4;
2) 3 или 4;
3) 6;
8;
3.
V. В трехфазную сеть с UA= 220 В включают двигатель, обмотки которого рассчитаны на 220 В. Соединить обмотки двигателя надо:
1) звездой с нулевым проводом;
2) звездой;
треугольником;
двигатель нельзя включать в сеть;
для ответа недостаточно данных.
Мотивация: полученные знания и умения необходимы при выполнении лабораторных работ и решении задач по теме «Трехфазные электрические цепи», при изучении нового материала по темам «Трансформаторы» и «Электрические машины», при подготовке к экзамену.
Актуализация опорных знаний: сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление, проводимость, мощность (Физика), векторы, тригонометрические функции, амплитуда и период сигнала (Математика).
План изложения нового материала (с включением элементов самостоятельной работы студентов)
Активная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).
Расчет и сравнение активной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).
Реактивная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).
Расчет и сравнение реактивной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).
Полная мощность трехфазной цепи (объяснение преподавателя).
Расчет и сравнение полной мощности симметричной трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник» (самостоятельная работа студентов).
Коэффициент мощности трехфазной цепи (объяснение преподавателя).
Закрепление полученных знаний (не менее 15минут):
Запишите и поясните признаки симметрии трехфазной системы.
Запишите и поясните соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда».
Запишите и поясните соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «треугольник».
Назовите виды мощностей трехфазных цепей.
Запишите формулы для расчета мощностей трехфазных цепей.
Подведение итогов. Рефлексия.
Схемы соединения обмоток генератора и потребителей трехфазной цепи.
Соотношения фазных и линейных параметров трехфазной цепи при соединении потребителей по схеме «звезда» и «треугольник»
Мощность трехфазной цепи.
Домашнее задание:
Разобрать типовые задачи:
Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил.,№ 6.4 стр.134-135).
Лоторейчук Е.А. Расчет электрических и магнитных цепей и полей. Решение задач [Текст]: учебное пособие. - М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 272 с. – (Профессиональное образование), № 6.9, 6.10 стр.167-168.
Решить задачи по расчету трехфазных цепей:
Березкина Т.Ф. и др. Задачник по общей электротехнике с основами электроники [Текст]: Учеб. Пособие для студ. неэлектротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников. – 3-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2002. -380 с.: ил. (№ 6.13, 6.16, 6.24, стр.137-140).
Подпись преподавателя Гараева Т.Е.