СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мини-гобелен или куда девать остатки пряжи"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Мини-гобелен или куда девать остатки пряжи"»

«Мини-гобелен или куда девать остатки пряжи»   Выполнила: учитель ИЗО Иванова Нэлли Борисовна

«Мини-гобелен или куда девать остатки пряжи»

Выполнила: учитель ИЗО

Иванова Нэлли Борисовна

Гобеле́н ( фр.   gobelin ), или шпале́ра , — один из видов декоративного искусства , стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу , создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
  • Гобеле́н ( фр.   gobelin ), или шпале́ра , — один из видов декоративного искусства , стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу , создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».
Шпалеры выполняли из шерсти , шёлка , иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением. Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер сериями, в которые объединяли композиции, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в серии зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.
  • Шпалеры выполняли из шерсти , шёлка , иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1—1,5 м² (в зависимости от плотности) шпалеры, поэтому эти изделия доступны только состоятельным заказчикам. И в настоящее время гобелен (шпалера) ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.
  • Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер сериями, в которые объединяли композиции, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в серии зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.
Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее. Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби. Сегодня я расскажу немного и покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!
  • Гобелены — картины в рамах, теплые и яркие, способные украсить даже небольшое пространство вашего дома и сделать его уютнее.
  • Научиться ткать несложно, и даже если вы не очень хорошо рисуете, то ваше терпение, а главное большое желание, рано или поздно дадут свои положительные результаты. Для одних, возможно, это станет будущей профессией, для других — хобби.
  • Сегодня я расскажу немного и покажу Вам как сделать классический, объемный, мини-гобелен и нетканый. А также расскажу, как сделать раму для ткачества для Вашего будущего гобеленчика. Так что учитесь, радуйтесь своими успехами и радуйте других!
Изготовление рамы для ткачества Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки. Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине: Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах. Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд. Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон.
  • Изготовление рамы для ткачества

Для того, чтобы изготовить раму для ткачества, нам необходимо взять четыре бруска размером примерно 2х3 см. Размер рамы зависит от размера гобелена, который Вы будете ткать в будущем. Рама при этом должна быть прочной, поэтому для соединения брусков нужно использовать клей и металлические уголки.

Итак, делаем раму для гобелена среднего размера (30х30 см). Размер рамы при этом должен быть где-то 70 см по высоте и 50 по ширине:

Осталось вбить гвозди. Расстояние между ними зависит от толщины нити (основы), которой Вы будете пользоваться. В любом случае она должна быть прочной и не растягиваться. Для ткачества лучше всего использовать льняную нить (или шпагат). В крайнем случае можно использовать и хлопчато-бумажную нить, которая свободно продается в магазинах.

Первая нить прокладывается слева направо, тем самым закрывая дальний ряд основы. Теперь прокладываем нить в обратном направлении, для того, чтобы закрыть ближний ряд.

Вот так мы закрываем всю основу с двух сторон.

Мини-гобелены На уроках просто не реально использовать рамки с набитыми гвоздиками. Подсмотрели в интернете интересную идею с картоном. Просто, безопасно, быстро, оригинально. Нарезали из плотного картона основ для мини-гобеленов, сверху и снизу сделали надрезы и натянули нити основы.   Используя иглу с большим ушком стали прокладывать цветные шерстяные нити. Обычную вилку использовали для уплотнения.  Спрятали хвостики пряжи, сняли мини-гобелен с основы

Мини-гобелены

  • На уроках просто не реально использовать рамки с набитыми гвоздиками. Подсмотрели в интернете интересную идею с картоном. Просто, безопасно, быстро, оригинально.
  • Нарезали из плотного картона основ для мини-гобеленов, сверху и снизу сделали надрезы и натянули нити основы.
  •   Используя иглу с большим ушком стали прокладывать цветные шерстяные нити. Обычную вилку использовали для уплотнения.
  • Спрятали хвостики пряжи, сняли мини-гобелен с основы
Каждый ученик оформил свое произведение искусства по-своему. Кто-то сотворил чехольчик для телефона, кто-то кошелечек для ключей, кто-то вышил дерево и пришил к основе шнурок, получив оригинальный кулон, кто-то выпросил у родителей булавку и к ней пришил свой гобеленчик…Дети большие выдумщики и творцы!
  • Каждый ученик оформил свое произведение искусства по-своему. Кто-то сотворил чехольчик для телефона, кто-то кошелечек для ключей, кто-то вышил дерево и пришил к основе шнурок, получив оригинальный кулон, кто-то выпросил у родителей булавку и к ней пришил свой гобеленчик…Дети большие выдумщики и творцы!
Объемный мини-гобелен Кто сказал, что рамка для гобелена должна быть прямоугольной? А если взять вышедшие из строя пяльцы? Они тоже могут быть основой для мини-гобелена, теперь уже объемного. Обматываем пяльца нитями основного цвета (у нас нитки льняные «моккей»), в верхней части основы навязываем нити для самого дерева. Они должны быть в 2 раза длиннее основы. Приступаем к самому интересному – кроне дерева и стволу. Вот где пригодятся все имеющиеся под рукой остатки пряжи. Итог вас не разочарует! Шедевр! Такую работу не стыдно подарить родным и знакомым , а можно ею украсить свой дом.
  • Объемный мини-гобелен

Кто сказал, что рамка для гобелена должна быть прямоугольной? А если взять вышедшие из строя пяльцы? Они тоже могут быть основой для мини-гобелена, теперь уже объемного.

Обматываем пяльца нитями основного цвета (у нас нитки льняные «моккей»), в верхней части основы навязываем нити для самого дерева. Они должны быть в 2 раза длиннее основы.

Приступаем к самому интересному – кроне дерева и стволу. Вот где пригодятся все имеющиеся под рукой остатки пряжи.

Итог вас не разочарует! Шедевр!

Такую работу не стыдно подарить родным и знакомым , а можно ею украсить свой дом.

Вышивание на расческе (принцип гобелена) Вышивание на расческе придумали индонезийские рукодельницы мать и дочь. Оригинальное название этой техники звучит, как Comb Embroidery. Гребни с разной толщиной и длиной зубьев позволяет наматывать одинаковые ряды нитей. Толстые переплетения подойдут для создания морских ракушек, ягод, листьев, фруктов, овощей. Более тонкие ряды используются для вышивания насекомых, изящных цветов. Техника Comb Embroidery сопровождается с вышивкой гладью, за счет чего создается объем поделки.
  • Вышивание на расческе (принцип гобелена)

Вышивание на расческе придумали индонезийские рукодельницы мать и дочь. Оригинальное название этой техники звучит, как Comb Embroidery.

Гребни с разной толщиной и длиной зубьев позволяет наматывать одинаковые ряды нитей. Толстые переплетения подойдут для создания морских ракушек, ягод, листьев, фруктов, овощей. Более тонкие ряды используются для вышивания насекомых, изящных цветов. Техника Comb Embroidery сопровождается с вышивкой гладью, за счет чего создается объем поделки.

Сумка На уроках технологии ученицы шили сумки в подарок мамам, на уроке ИЗО мы делали гобелен. Одна из учениц решила выполнить карман для сумки в новой технике. Выбрали рамку для гобелена, натянули нити основы, соткали (пряжа для фона была меланжевая) С помощью расчески и ярких остатков пряжи натворили больших и маленьких бабочек Дополнили работу объемными травинками Окантовали готовый мини-гобеленчик тканью (карман). Пришили его на сумку.  Даже пуговица, которая закрывает карман – это бабочка.  
  • Сумка

На уроках технологии ученицы шили сумки в подарок мамам, на уроке ИЗО мы делали гобелен. Одна из учениц решила выполнить карман для сумки в новой технике.

Выбрали рамку для гобелена, натянули нити основы, соткали (пряжа для фона была меланжевая)

С помощью расчески и ярких остатков пряжи натворили больших и маленьких бабочек

Дополнили работу объемными травинками

Окантовали готовый мини-гобеленчик тканью (карман). Пришили его на сумку.

Даже пуговица, которая закрывает карман – это бабочка.

 

Газетница «Золотая рыбка» И как же создается такая красота? Для того чтобы вышить крупные выпуклые элементы, вы не поверите — опять поможет расческа! Нитка — основа натягивается на несколько зубцов расчески, а затем эта основа переплетается цветной нитью. Булавкой закрепляют нити — основы и оплетают их поперечными стежками, иглу протягивают под основными продольными нитками в шахматном порядке, имитируя тканое полотно. Принцип тот же, который использовали при изготовлении кармана для сумки.
  • Газетница «Золотая рыбка»

И как же создается такая красота? Для того чтобы вышить крупные выпуклые элементы, вы не поверите — опять поможет расческа! Нитка — основа натягивается на несколько зубцов расчески, а затем эта основа переплетается цветной нитью.

Булавкой закрепляют нити — основы и оплетают их поперечными стежками, иглу протягивают под основными продольными нитками в шахматном порядке, имитируя тканое полотно.

Принцип тот же, который использовали при изготовлении кармана для сумки.

Куда же еще можно «пристроить» остатки пряжи? Наволочка для подушки и коврик Переходим к коврикам и наволочкам для подушек, рассмотрим варианты создания - основа+ пряжа. Существуют готовые наборы для создания коврика - сетка плюс пряжа. Сетка окрашена под определенный рисунок, что облегчает создание/ творчество. Раскрасить сетку под определенный рисунок для коврика самому - идея очень интересная. Потребуется краска, которая удержится на основе (возможно, на масляной основе, а можно применить перманентный маркер). Это действие облегчит создание коврика - не нужно будет считать клетки и шанс допустить ошибку в подборе цвета ничтожно мал. Как итог - воспроизведение рисунка любой сложности.

Куда же еще можно «пристроить» остатки пряжи?

Наволочка для подушки и коврик

  • Переходим к коврикам и наволочкам для подушек, рассмотрим варианты создания - основа+ пряжа.

Существуют готовые наборы для создания коврика - сетка плюс пряжа. Сетка окрашена под определенный рисунок, что облегчает создание/ творчество.

Раскрасить сетку под определенный рисунок для коврика самому - идея очень интересная. Потребуется краска, которая удержится на основе (возможно, на масляной основе, а можно применить перманентный маркер). Это действие облегчит создание коврика - не нужно будет считать клетки и шанс допустить ошибку в подборе цвета ничтожно мал. Как итог - воспроизведение рисунка любой сложности.

За основу можно взять магазинную готовую сетку или связать ее крючком. Некоторые рукодельницы предпочитают так называемую «половую тряпку»
  • За основу можно взять магазинную готовую сетку или связать ее крючком. Некоторые рукодельницы предпочитают так называемую «половую тряпку»
Этот способ изготовления наволочки для подушки или коврика видим выше - пряжа нарезается на одинаковую длину, подбирается по цвету, потом закрепляется крючком определенным образом на сетке или ткани. Вид коврика - как настоящий, особенно интересно смотрится с длинными нитями. Предлагаю вашему вниманию наволочки для подушек, которые выполнили ученики 5 класса на уроках ИЗО.

Этот способ изготовления наволочки для подушки или коврика видим выше - пряжа нарезается на одинаковую длину, подбирается по цвету, потом закрепляется крючком определенным образом на сетке или ткани.

Вид коврика - как настоящий, особенно интересно смотрится с длинными нитями.

Предлагаю вашему вниманию наволочки для подушек, которые выполнили ученики 5 класса на уроках ИЗО.

 

Литература и интернет-источники

  • Гобелен // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
  • Антонова И. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Советский художник, 1986.
  • Бирюкова Н. Западноевропейское прикладное искусство XV — XIX веков. — Л., 1988. — 57 с.
  • Бирюкова Н. Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже XV — начала XVI века. — Прага, 1965.
  • Бирюкова Н. Французские шпалеры конца XV — начала XX веков в собрании Эрмитажа. — Л., 1974.
  • Бирюкова Н., Верховская А. Западноевропейские шпалеры XIV — начала XVIII веков. Путеводитель по выставкам Государственного Эрмитажа. — М., 1956.
  • Бородин И. Исследования и реставрация западноевропейских шпалер. (Из опыта работы мастерской реставрации тканей ГМИИ им. А. С. Пушкина) // Грабарёвские чтения 7: междунар. науч. конф., 22-24 окт. 2008 г. М-во культуры Рос. Федерации, ФГУК «Всерос. художеств. науч.-реставрац. центр им. акад. И. Э. Грабаря». — М.: СканРус, 2010. — 495 с. — ISBN 978-5-93221-157-1 .
  • Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. — 1. — М.: Культура и традиции, 1998. — 15 000 экз. — ISBN 5-86444-061-2 .
  • Дино А. Жан Люрса // Декоративное искусство СССР . — 1986. — № 7.
  • Кантор Е., Негневицкая О. На чём строился эффект старинных шпалер // Декоративное искусство СССР. — 1986. — № 11.
  • Коваль Р. Вселенная Жана Люрса // Декоративное искусство СССР. — 1983. — № 4.
  • Негневицкая О. Основные приёмы ручного ткачества // Превращения шпалеры: Альбом / В. И. Савицкая. — М.: Галарт, 1995. — С. 73—82. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00294-9 .
  • Прокофьев В. Н. Шесть веков французской шпалеры // Об искусстве и искусствознании. Статьи разных лет. — М.: Советский художник, 1985. — С. 244—251. — 304 с. — (Библиотека искусствознания). — 25 000 экз.
  • Савицкая В. И. Превращения шпалеры: Альбом / Фот. В. М. Земский, Н. У. Лемберг; Худож. Н. Г. Дреничева. — М.: Галарт, 1995. — 88, [48] с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00294-9 .
  • Савицкая В. Современный советский гобелен. — М.: Советский художник, 1979.
  • Стриженова Т. Мастера советского искусства. Рудольф Хеймрат. — М.: Советский художник, 1984.
  • Стриженова Т. Гиви Кандарели. — М., 1981.
  • Семенович Н. Реставрация музейных тканей. — Гос. Эрмитаж. — Л., 1961.
  • Современные методы консервации и реставрации тканей и кожи. Обзорная информация (1979) / Составители: Т. Н. Громина, Н. Ф. Сотцкова, А. К. Елкина, Г. И. Рымарь. Ответственный за выпуск Н. Л. Подвигина, канд. ист. наук. Редактор И. Л. Якубович.
  • Русские шпалеры: Петербургская шпалерная мануфактура / Составитель альбома и автор вступительной статьи Т. Т. Коршунова, составители аннотированного списка иллюстраций Т. Т. Коршунова и И. М. Ясинская. — Л: Художник РСФСР, 1975. — 270, ил с.
  • © https://www.livemaster.ru/topic/71461-kak-samomu-sotkat-gobelen

 

Благодарю за внимание!
  • Благодарю за внимание!