СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие животного мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Многообразие животного мира»

4 класс

урок изучения нового материала

Тема: "МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА".

форма проведения: урок - проект

Цель урока: познакомить детей с основными группами животного мира.

Задачи урока:

1.научить группировать животных на основе анализа характерных признаков;

2.развивать умение находить отличительные черты животных;

3.развивать наблюдательность;

4.воспитывать бережное отношение к представителям животного мира;

Оборудование урока:

1.Учебник "Окружающий мир". Книга "Естествознание". Толковый словарь. Энциклопедия школьника. Журнал "Юный натуралист". (по одному экземпляру на каждую группу).

2.Технологическая карта. Конверт с заданиями. Конверт с разрезным материалом. Адаптированные тексты.

3.Чучело млекопитающего, рыбы, птицы, насекомого.

4.Ватман на каждую группу, выделители, ножницы, клей.





Ход урока



1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас на уроке гости; давайте их поприветствуем.

(дети встают, поворачиваются к гостям и кивают головами)

-Сегодня мы с вами проводим открытый урок, урок - проект.

-Мы уже работали над проектами. Скажите, что подразумевает проект? (изготовление какого – то конечного продукта)

-То есть полученные знания мы должны оформить в виде чего-то.



2.Актуализация знаний.

-Послушайте стихотворение, которое прочитает Егор.

(Стихотворение Б. Заходера )

-Как думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке? ( о животных)

Учитель открывает на доске тему "(Многообразие животного мира)".

-Как понимаете слово "МНОГООБРАЗИЕ"?

Постановка проблемного вопроса

( Учитель показывает презентацию с изображением животных различных групп)

-Посмотрите на экран. Кого вы видите? Что вы о них знаете?

- Ну, например, гусь относиться к животным или нет? (дети могут предположить, что это вовсе не животные, а птицы)

-Или, к какой группе животных относиться коза? И почему?

-А к какой группе животных относится кит? (дети могут предположить, что к рыбам)

- А вот и неверно!

- Для того, чтобы как можно больше узнать о животных, или обобщить о них уже имеющиеса знания мы будем работать сегодня в группах или в командах.

-Каждая команда будет изучать свою группу животных:

--используя тот материал, который я выдаю в конвертах;

--используя те книги и учебники, которые у вас есть на столах. --вы можете пользоваться Красной книгой, толковым словарём. -------детской энциклопедией, ну и ,конечно, той наглядностью, которая стоит перед вами.



3. Работа в группах.

- Для осуществления нашего проекта, я вам предлагаю поступить следующим образом: каждой группе написать заметку в журнал "Юный натуралист".

-Вы читали этот журнал? (да, конечно читали)

-1-ая гр. будет писать о насекомых;

-2-ая гр. напишет о рыбах;

-3-я гр. о млекопитающих;

-4-ая гр. о птицах.



-Возьмите в руки технологическую карту и ознакомьтесь с порядком выполнения работы и её содержанием, а так же обратите внимание на рубрики, которые должны быть в вашей работе.

-По окончании работы каждая группа выйдет к доске защищать продукт своей деятельности.

-А сейчас каждая группа, познакомившись с заданием попробует поставить ЦЕЛЬ, к которой будет стремиться.

"познакомиться с особенностями......." "изучить особенности........."

--Давайте вспомним правила работы в группе:

(распечатка каждой группе)



Правила работы в группе:



1. Быть любознательным и наблюдательным.

2. Уметь задавать вопрос и отбирать нужный материал.

3. Нужно выслушивать мнение каждого.

4. Быть вежливым и внимательным.

5. Доводить начатое дело до конца.

--Кроме этого вам будет выдана технологическая карта, при помощи которой вы будете следовать в нужном направлении.



Технологическая карта.

1.Определи цель, над чем будешь работать и что должно получиться.

2.Рассмотри и подбери нужный материал.

3.Наклей заголовок заметки.

4. Рассмотри особенности своей группы животных.

5. Место их обитания (сопровождается иллюстрациями)

6.Строение ( иллюстрация)

7. Рубрика «Удивительное рядом», «Занимательно и увлекательно»,

« В мире интересного»

8.Представители Красной книги ( иллюстрации)

9.Проверь всё ли верно.

10. Защити свою работу.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – ноги шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.

1-я группа

НАСЕКОМЫЕ

1) Насекомые - самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду: в почве, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, описывая в воздухе сложные фигуры. Насекомые живут поодиночке и большими стаями. Например - паук (живёт один). А вот саранча любит жить большими стаями.

Представители этой группы животных питаются по-разному: среди них есть:

- поедатели растений, (например тутовый шелкопряд) шерсти и ткани, (это моль);

- хищники (примером может служить паук);

- кровососущие (это комары, мухи);





2) Отличительной особенностью всех насекомых является наличие шести ног. Но у паукообразных (скорпионы, пауки, клещи) имеют восемь ног.

Рассматривая рисунок - схему мы выделили у насекомых следующие части тела:

-голова

-грудь

-брюшко

-крылья

-ноги

-усики

-хоботок

3) Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние.

Особые органы тела позволяют им воспринимать малейшие сотрясения воздуха и различные запахи. Они могут защититься, жаля своих врагов.

Наблюдая за насекомыми, человек примечал особенности их поведения, сравнивал со своими действиями. Так появились названия насекомых - "Земледельцы" (жуки, живущие в почве).

"Ткачи" (тутовый шелкопряд, кокон которого состоит из шёлковых нитей).

"Строители и архитекторы" (муравьи, пчёлы, осы).

Муравьи строят муравейники, а пчёлы и осы гнёзда и соты.

"Изготовители бумаги" ( это осы, потому что их гнёзда похожи на склеенные из бумаги домики).



Людей-учёных, которые изучают жизнь насекомых называют ЭНТОМОЛОГАМИ.





2-я группа

РЫБЫ

1) Все рыбы живут в воде и хорошо плавают. Среди рыб есть морские и пресноводные. Морские живут в солёной воде: в море или океане (Это тунец, рыба-парусник, сельдь, скумбрия, минтай, навага, треска).

Пресноводные рыбы живут в пресной воде - это реки, озёра, пруды.(Среди них можно отметить карася, судак, окунь, сазан, сом).

Питаются рыбы тоже по-разному: среди них есть

растительноядные – лещ, плотва,

хищные – щука, судак

всеядные –окунь, сом

2) Главной особенностью рыб является - плавучесть, то есть способность без усилий держаться в толще воды. Их тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами.

Ещё можно добавить, что представители данной группы- это позвоночные животные, то есть их тело имеет позвоночник, который защищает внутренние органы от повреждений.

3) Строение рыбы простое. Можно выделить:

- туловище

-голову

-хвост

-плавники.

-жаберная крышка

Рубрика:

4) Выражение "нем как рыба" не совсем верно: рыбы издают различные звуки - пищат, хрипят, цокают, верещат.

Учёные узнали об этом при помощи специальных устройств. которые позволяют слышать в воде. Самой "болтливой " рыбой считается морской петух. Он издаёт резкие звуки, похожие на ворчание и храп.

А вот рекордсменом среди рыб по плаванию считается рыба - парусник, которая обитает в Тихом океане. Она может передвигаться со скоростью 100 км в час.



3-я группа

ПТИЦЫ

От других групп животных большинство птиц отличает способность летать. Птицы обитают повсюду. Много их в лесу. Там они находят благоприятные условия:

- для строительства гнёзд;

-кормления своих птенцов;

-защиты от врагов;

Есть птицы, которые круглый год живут в родном краю: глухарь, тетерев, воробей, сова. Их называют осёдлыми.

Есть кочующие птицы. Они кочуют в поисках пищи. Например синицы, дятлы.

Есть перелётные птицы. Они улетают на зиму в тёплые края, где находят корм, а весной снова возвращаются на родину. Это грач, скворец, ласточка.

В чём же особенность этой группы животных?

Мы выяснили, что их тело покрыто перьями, поэтому и называют пернатыми.

А также, наблюдая за макетом, выявили следующее строение: у птиц имеется:

-туловище

-голова

-шея

-клюв

-крылья

-ноги

-хвост

Характерно наличие крыльев и хвоста.

Интересные факты:

Птиц называют самыми зоркими животными. У них прекрасное зрение, которое помогает видеть очень далёкие объекты. Например, орлы, ястребы, грифы парят так высоко в небе, что сами едва различимы, но с высоты они видят всё, что происходит на земле.

Птицы умеют издавать разнообразные звуки. Они могут петь, кричать, кукарекать, квохтать, гулить, ухать, чирикать.

На сегодняшний день в Красную книгу занесён Лебедь, Розовый фламинго и другие птицы.

Мы узнали, что Лебедь является символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.



4-я группа

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

Все звери - млекопитающие. И мелкие ( такие как ёж, крот), и крупные (лошадь, медведь, бегемот, лиса).

Мы выявили несколько главных качеств животных данной группы:

1) Они рождают живых детёнышей и вскармливают их молоком. Потому их так и называют - млекопитающие. "Млеко"- то есть молоко.

2) Все звери покрыты шерстью, которая предохраняет их тело от холода.

3) Ещё одной главной чертой являются хорошо развитые умственные способности. Мозг зверей помогает им привыкать к новым условиям среды, охотиться и прятаться от врагов.

4) Звери умеют подчиняться. Слабый убегает, когда поймёт, что неприятель сильнее его; или начинает просить пощады, издавая жалобные звуки.



Строение тела:

Здесь можно выделить 5 основных групп:

1. Парнокопытные (Бегемот, кабан).У них есть туловище, голова, 4 ноги с парой копыт.

2. Насекомоядные (Крот и Ёж). Можно выделить туловище голову, передние и задние лапы.

3. Грызуны (Белка, Мышь). Туловище, голова, передние и задние лапы.

4) Китообразные( Дельфин, Кашалот). Голова переходит в туловище, имеются плавники. Внешнее сходство с рыбами, но кормят детей молоком.

5) Ластоногие( Тюлень, Морж). Они имеют туловище, голову; а вот вместо лап-ласты.

Звери между собой общаются. Для общения используют разные сигналы:



Звуки. Например, если в стае одна мартышка заметит неподалёку леопарда, то она поднимет такой крик, что даже самые невнимательные собратья успеют убежать.

Делают отметки . Бурые медведи живут по одиночке. Самец постоянно обходит свои владения, поднимается на задние лапы и когтями царапает ствол дерева. Враг увидит отметину и поймёт какого роста хозяин участка и стоит ли с ним тягаться силой.

Запахи. Многие млекопитающие сообщают о себе с помощью запахов.На голове, на животе, на лапках или под хвостом у них есть специальные железы. Они выделяют пахучее вещество. Зверь трётся о дерево, касается ветвей и оставляет "душистое послание".

Язык тела. Чтобы запугать противника или врага, кошка выгибает спину и топорщит шерсть. Так она кажется выше и страшнее.



В Красную книгу занесены: Соболь, Белый медведь, Тигр.







4. Защита работы каждой группой.

Разобрать значение слов: ЗООЛОГИЯ, ФАУНА.

5.Делаем вывод.

Насекомые. Птицы. Рыбы. Млекопитающие. - Это животные.

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Наука, которая занимается изучением животных, называется ЗООЛОГИЯ.

ФАУНА- место обитания животных.

--Посмотрите, какие у нас сегодня получились заметки в журнал

« Юный натуралист». Оказывается мы умеем не только читать журналы, но и составлять заметки.

6. Закрепление полученных знаний.

Проводится СИКВЕНС ( что означает " последовательность, порядок")

-Назовите самое главное слово, которое является именем существительным, из той области, которую вы изучили.

-Теперь к нему подберите три прилагательных.

-Далее назовите 2 глагола.

Например: 1-я группа, самое главное им. сущ – это насекомые; три прилагательных: (насекомые какие?) маленькие, бывают хищные, а могут быть растительноядные; два глагола – ползают, летают.

А теперь попробуйте составить фразу…

И так далее…

7. Рефлексия.

-Ребята, если вам урок понравился, возьмите эмблему и отдайте свой голос в защиту тех, о ком мы сегодня говорили.

(Звучит музыка).







































3-й год обучения

1.История возникновения Ярославского края. Видеофильм «Ярославия».

2.Архитектурно-исторические и культурные памятники Ярославского края.

3.Русский народный костюм женщины Ярославской губернии.

4.В гостях у старого мастера. Знакомство с ремёслами в Ярославской губернии.

5.Экскурсия в природу «Красота осенней природы». Сбор листьев для изготовления гербария.

6.Знакомимся с символикой родного города.

7.Пословицы, поговорки, песни ярославского народа, как зеркало мудрости и отражения исторического опыта.

8.Замечательные люди Ярославского края.

9.Изготовление поделок из природного материала: «Золотая осень».

10.Тематический праздник «Осень, осень, в гости просим!»

11.Экологическая акция «Вокруг меня родная сторона».

12.Экологическая акция «Птичьи столовые».

13.Изготовление гербария: «Деревья и кустарники нашего края».

14.Работа над изготовлением книжки-раскладушки «Мой домашний любимец».

15.Знакомимся с Красной книгой Ярославской области.

16.Конкурс «Лучший знаток народной медицины».

17.Животный мир нашего края (видеофильм).

18.Знакомимся с замечательными местами города Костромы: музей Снегурочки, Ипатьевский монастырь..

19.Изменения в природе с приходом зимы. Жизнь растений, животных зимой.

20.Ориентирование в нашей жизни. Ориентирование по Солнцу, ориентирование по звёздам. Как ориентировались наши предки?

21.Появление карт в жизни людей. Как ориентировались люди в древности?.

22.Флористика. Практическая работа. Изготовление панно «Этот удивительный мир цветов».

23.Охраняемые территории нашего края. Дарвинский заповедник.

24.Древние животные Ярославского края. Просмотр видеофильма.

25.Комнатные растения. Правила ухода за комнатными растениями. Составление этикеток.

26.Наши пернатые друзья. Осёдлые птицы нашего края. Особенность их жизни.

27.Экологические группы птиц. Составление книжки-раскладушки.

28.Родной край — часть большой страны.

29.Подземные богатства Ярославской области. Просмотр видеофильма.

30.Болота Ярославской области. Растения болот и их обитатели.

31.Знакомство со страничкой Энциклопедии «Всё обо всём».

32.Проект «Пишем заметку в журнал «Юный натуралист»».

32.Работа над проектом «Заметка в журнал «Юный натуралист»».

33.Экологический КВН на тему «Общий язык у детей и зверят».

34.Тест «Край, в котором я живу».

35.Обобщающее занятие. Дидактические игры.

36.Экскурсия в природу «По лесным тропинкам». Ведение дневника наблюдений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!