Пояснительная записка.
Программа «Мы рисуем, мастерим, по-немецки говорим» создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественных культур. Дети знакомятся со сказочными героями немецких сказок, с авторами сказок, учатся создавать проекты. Занятия носят творческий характер, способствуют лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывают широкие возможности для индивидуальной работы обучаемого.
Направленность образовательной программы: интеллектуально-познавательная и коммуникативная.
Актуальность программы.
Роль иностранного языка для осуществления международной коммуникации в течение последних десятилетий все возрастает. Особенно эта проблема актуальна для обучающихся начальной школы. Привычный уклад жизни для ребенка претерпевает кардинальные изменения , связанные с освоением им новой социальной роли. Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Программа «Мы рисуем, мастерим, по-немецки говорим» своим содержанием предназначена привлечь внимание учащихся 3 класса , создать мотивацию в изучении немецкого языка. Наряду с основной задачей расширения языковых знаний по немецкому языку, курс этот предусматривает формирование устойчивого интереса к данному предмету на начальном этапе его изучения. Следует отметить, что учение с увлечением значительно повышает учебную мотивацию, следовательно, и результативность обучения. Материал данного курса состоит из набора тестов и различных творческих заданий: проектной деятельности учащихся, театрализованных представлений, различных игр, конкурсов, загадок, стишков, песенок, рифмовок и так далее. Все перечисленные задания составлены на базе дополнительных источников с учётом возрастных особенностей учащихся.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей, их стремления к познанию окружающего мира посредством немецкого языка.
Задачи программы:
— Вовлечь учащихся в процесс познания языка.
— Расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка. Способствовать осознанию ими языка как инструмента познания мира и средства общения.
— Расширить языковые знания учащихся по предмету «Немецкий язык». Обучать детей основным видам речевой деятельности: слуховому восприятию речи, устной речи, чтению и письму в порядке их перечисления, формировать чувство языка (в пределах их возрастных особенностей).
- Развивать творческие способности учащихся. Дать представление о культуре, истории и традициях стран изучаемого языка, о роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других народов.
— Привить доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию хороших манер и вежливого поведения; развивать чувства дружбы и интернационализма.
— Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям
Отличительные особенности программы.
Внедрение оптимальных сочетаний форм организации процесса, методов и содержания на основе личностно-деятельностного подхода, проектной деятельности в процесс обучения являются отличительными особенностями данной программы.
Методические подходы к реализации программы.
Программа организации деятельности школьников «Мы рисуем ,мастерим, по- немецки говорим» включает в себя занятия по направлению «проектная деятельность», предназначенные для работы с детьми 3 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по немецкому языку, расширяя и обогащая её. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Проекты рассчитаны на учеников разного уровня подготовленности, разных языковых способностей. Все занятия курса направлены на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, на разрешение различных проблемных ситуаций, имеющих коммуникативную направленность.
Основные формы организации занятий:
Беседа,
игра,
экскурсия (заочная),
музыкальное занятие,
творческие задания,
проектная деятельность,
творческая мастерская,
практическая работа,.
Возраст учащихся:
Программа предназначена для детей 8-9 лет. Продолжительность реализации программы 1 год. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа рассчитана на проведение 1-2 занятий в неделю.
Содержание программы:
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям третьеклассников и включает следующее:
Название тем | Содержание работы |
Организационное занятие. Что такое проект. | Сообщение о плане работы дополнительного объединения. Знакомство с проектом и проектной деятельностью. Демонстрация проектных работ. «Книга о себе» |
Моя визитная карточка | Повторение сведений о себе, озвучивание номеров телефонов, мой минипроект- визитная карточка. Конкурс на лучшую визитку, выставка сделанных визитных карточек и оценка работ на немецком языке. (Повторение притяжательных местоимений, прилагательных для оценочного суждения, применение опор. ) |
Весёлая фонетика. | Повторение звуков, артикуляционные особенности немецких звуков. Подборка весёлых стихов о звуках, игры с буквами и словами, презентация «АВС»,мини диктанты со словами, различающимися долготой и краткостью звуков. |
Звуковые сказки о буквах и звуках. | Знакомство со звуковыми сказками, песенка на имена, весёлые стихи из подборки, игры с буквами, чтение мини текстов из учебника для 3-4 класса И.Л.Бим |
Наша школьная страна. | Повторение названия школьных принадлежностей, характеристика их (цвет, размер, качество) игра «На выставке школьных товаров». |
Времена года. Осень. | Знакомство с лексикой для составления рассказа об осени. Лексические игры. Описание картинок с осенней природой. Чтение текстов с полным пониманием из учебника 3 кл. Чтение стихов на немецком языке. Работа над страницей проекта «Осень». |
В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. | Рассказ о братьях Гримм. Выставка книг –сказок братьев Гримм. Чтение сказки о храбром портняжке. Выполнение заданий на выбор учащихся. Мы рисуем персонажей сказки. Выставка рисунков. Мини рассказы о нарисованных персонажах. |
Занятия на каждый день | Название дней недели. Чтение стихов о неделе. Чтение диалогов по ролям о любимых занятиях. Знакомство с новой лексикой. Ведение диалогов в парах, группах. Мой ежедневник. Заполнение «Книги о себе» |
Зоопарк. | Узнаём названия диких и домашних животных. Чтение текстов и сказок о животных. Игра «Поле чудес». Презентация «Зоопарк». «Tiere»- прослушивание и чтение стихотворений. Конкурс на лучшего переводчика. |
Мой питомец лучше всех. | Мини проект «Мой верный друг». Защита проектов. |
Рождество идёт по свету. | Знакомство с нравами и обычаями немцев, любимыми зимними праздниками- Рождеством и Новым годом. Просмотр презентации о Рождестве. Проект- «Моя рождественская открытка». Рождественский венок детских песен и стихов. Рождественский кроссворд. |
Времена года.Зима | Знакомство с новой лексикой по теме»Зима».Прослушивание песни “Winterlied,”беседа о зимних забавах детей, просмотр презентации о зиме. Составление картинного рассказа о зиме. Лексические и грамматические игры. Загадки о зиме. Я рисую зиму. |
Моя семья. Родственники. | Называние членов семьи по-немецки. Рассказ по картинке. Рассказ о своей семье. Заполнение Книги о себе. |
Мой день рождения. | Игра «Почта пришла- новые слова нам принесла».Подарки. Поздравления. Праздничный стол. Ролевая игра. |
Инсценирование сказки «Заяц и ёж» | Чтение сказки-3 кл., выбор роли. Репетиция. Показ сказки для учеников 2-3 классов. |
Школьные будни. Расписание уроков. | Знакомство с названиями предметов. Составление расписания. Мой любимый урок. Игра в учителя. Рапорт дежурного. Кто отсутствует и почему. |
Я и мой друг. | Рассказ о друге. Возраст, место жительства, характеристика, любимые занятия. Портрет друга. Работа над проектом «Книга о себе» |
Мой дом. | Адрес. Характеристика моего дома. Стихотворение «Наш дом»-4 кл. Чтение текста с полным пониманием. Кукольный дом- описание. Прослушивание песни «Ich wohne hier”. Просмотр презентаций «Старый немецкий город.», «Города Германии» Творческая мастерская «Проектирование нового дома-мечты». Коллаж или рисунок. |
Любимые рифмовки. Стихи . Песни. | Повторение любимых песен, рифмовок, стихов на выбор учащихся. Чтение новых рифмовок. |
Времена года. Весна | Весенние месяцы. Погода весной. Весна в Германии. Карнавал. Изготовление масок для карнавала. Ведение беседы по теме. |
Пасха в Германии. | Лекция учителя о пасхальных традициях немцев с просмотром презентации и пасхальных атрибутов. Детские песенки, рифмовки, стишки. Конкурс на лучшего чтеца. Проект «Пасхальное поздравление на открытке». |
Чтение сказок на немецком языке по ролям. | Сказки на выбор и по интересам учащихся |
Коллаж «Времена года» | Работа над проектом. Мозговой штурм. Песня «Год»-4кл. прослушивание, подпевание. Изготовление коллажа. |
Заключительное занятие. Выставка проектных работ. | Подведение итогов работы. Анкетирование учеников. Выставка проектов «Книга о себе»- оценочное мнение. |
Планируемые результаты:
Личностные:
1) Освоение социальной роли.
2) Формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
5) Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
6) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1) формулировать цель деятельности с помощью учителя.
2) Проговаривать последовательность действий.
3) Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
4) Учиться работать по предложенному учителем плану.
5) Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
1) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Перерабатывать полученную информацию: группировать лексику по темам
Коммуникативные УУД:
1) Слушать и понимать речь других.
2) Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные:
1) Формирование языковых представлений и фонетических, лексических и грамматических навыков.
2) Формирование социокультурной осведомлённости в коммуникативной сфере.
3) Умение выполнять задания по усвоенному образцу.
4) Осуществление самооценки.
5) Перспектива применения немецкого языка для контактов с представителями других культур.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Организационное занятие. Что такое проект. | 1 | 1 | |
2. | Моя визитная карточка | 2 | 1 | 1 |
3. | Весёлая фонетика. | 2 | 1 | 1 |
4. | Звуковые сказки о буквах и звуках. | 2 | 1 | 1 |
5. | Наша школьная страна. | 2 | 1 | 1 |
6. | Времена года. Осень. | 4 | 2 | 2 |
7. | В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. | 3 | 1 | 2 |
8. | Занятия на каждый день | 2 | 1 | 1 |
9. | Зоопарк. | 3 | 1 | 2 |
10. | Мой питомец лучше всех. | 4 | 2 | 2 |
11. | Рождество идёт по свету. | 2 | 1 | 1 |
12. | Времена года.Зима | 3 | 1 | 2 |
13. | Моя семья. Родственники. | 2 | 1 | 1 |
14. | Мой день рождения. | 3 | 1 | 2 |
15. | Инсценирование сказки «Заяц и ёж» | 3 | 1 | 2 |
16. | Школьные будни. Расписание уроков. | 2 | 1 | 1 |
17. | Я и мой друг. | 4 | 2 | 2 |
18. | Мой дом. | 3 | 1 | 2 |
19. | Любимые рифмовки. Стихи . Песни. | 2 | 1 | 1 |
21. | Времена года. Весна | 4 | 2 | 2 |
22. | Пасха в Германии. | 2 | 1 | 1 |
23. | Чтение сказок на немецком языке по ролям. | 3 | 1 | 2 |
24. | Коллаж «Времена года» | 3 | 1 | 2 |
25. | Заключительное занятие. Выставка проектных работ. | 1 | 1 | |
| ВСЕГО: | 63 | 28 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Организационное занятие. Что такое проект. | 1 | 03.09 | |
2-3 | Моя визитная карточка | 2 | 04.09 10.09 | |
4-5 | Весёлая фонетика. | 2 | 11.09 17.09 | |
6-7 | Звуковые сказки о буквах и звуках. | 2 | 18.09 24.09 | |
8-9 | Наша школьная страна. | 2 | 01.10 08.10 | |
10-13 | Времена года. Осень. | 4 | 09.10 15.10 22.10 23.10 | |
14-16 | В гостях у немецких сказочников братьев Гримм. | 3 | 29.10 30.10 12.11 | |
17-18 | Занятия на каждый день | 2 | 13.11 19.11 | |
19-21 | Зоопарк. | 3 | 20.11 26.11 27.11 | |
22-25 | Мой питомец лучше всех. | 4 | 03.12 04.12 10.12 11.12 | |
26-27 | Рождество идёт по свету. | 2 | 17.12 24.12 | |
28-30 | Времена года.Зима | 3 | 25.12 14.01 15.01 | |
31-32 | Моя семья. Родственники. | 2 | 21.01 22.01 | |
33-35 | Мой день рождения. | 3 | 28.01 29.01 04.02 | |
36-38 | Инсценирование сказки «Заяц и ёж» | 3 | 05.02 11.02 12.02 | |
39-40 | Школьные будни. Расписание уроков. | 2 | 18.02 19.02 | |
41-44 | Я и мой друг. | 4 | 25.02 26.02 03.03 04.03 | |
45-47 | Мой дом. | 3 | 10.03 11.03 17.03 | |
48-50 | Любимые рифмовки. Стихи . Песни. | 2 | 18.03 31.03 | |
51-54 | Времена года. Весна | 4 | 01.04 07.04 08.04 14.04 | |
55-56 | Пасха в Германии. | 2 | 15.04 21.04 | |
57-59 | Чтение сказок на немецком языке по ролям. | 3 | 28.04 05.05 06.05 | |
60-62 | Коллаж «Времена года» | 3 | 12.05 13.05 19.05 | |
63 | Заключительное занятие. Выставка проектных работ. | 1 | 20.05 | |
Методическое обеспечение программы
Рождество в Германии.
Города Германии.
Праздники в Германии.
Рифмовки.
Пасха в Германии.
Зима в старом немецком городе.
Лексические игры.
Фонетические карточки.
Диски к учебнику 3 класса.
Учебник для 3 класса И.Л.Бим, Л.И.Рыжова, Л. М. Фомичёва
«Немецкий язык. Первые шаги» в двух частях Москва ,«Просвещение», 2011
Подборка занимательных заданий по немецкому языку из разных источников.(Раздаточный материал)
Подборка текстов разного уровня сложности из дополнительных источников (Раздаточный материал)
Оборудование:
.Картинки, географическая карта
Альбомы для рисованиия
Цветные карандаши .краски.
Ножницы, клей
Цветная бумага
Папка с файлами.
Условия успешной организации деятельности:
- регулярность проведения занятий;
- поощрение детей на занятиях;
- содержание обучения, доступное возрасту детей;
- создание позитивной, эмоциональной, непринужденной обстановки.
Литература:
1.И. Л. Бим., Л. И. Рыжова, Л.М. Фомичева «Немецкий язык. 2,3 классы.» М.-Просвещение,2013
Источники:
1 http://pesnu.ru/detskoe/inostrannye-pesni/detskie-nemeckie-pesni/63-guten-tag-guten-tag.html
2 http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-detei
3 http://deutsch-lernen-mit.narod.ru/alfavit_v_kartinkax_i_stihah.html
4 http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
5 http://moistraubing.de/index.php/cartoons-german/899-german-vocab-builder
6 http://www.youtube.com/watch?v=x_s464xTtN8&feature=related
7 http://www.youtube.com/watch?v=KO9DAnw39do
8 http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,80007/Itemid,118/
9 http://www.proshkolu.ru/user/khmelenok/file/1542527/
10 http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem
11 http://festival.1september.ru/articles/312548/