СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к уроку биологии для 8 класса по теме "Нервная ткань. Рефлекторная регуляция". Материал презентации носит не только обучающий характер, но и контролирующий. Для контроля использованы каталог заданий из образовательного портала для подготовки к экзаменам "Решу ОГЭ". 

Просмотр содержимого документа
«маршрутный лист»

Маршрутный лист ученика 8 кл ______________________________________________


ДАТА_______________

Тема урока: _____________________________________________________________________________

Цель урока:

Узнаю_______________________________________________________________________

Научусь различать_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________


Указания к действию

Учебное содержание урока.

Критерии оценивания

1. Внимательно прочитайте задание, отвечайте не спеша, но и не тяните время. 2.Сверите свои ответы с моими ответами.

Цель: повторить ранее изученный материал.

  1. Запишите определение что такое ТКАНЬ.

ТКАНЬ - ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Рассмотрите предложенную схему Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

  2. Выполните тест. Выберите один правильный ответ.

1. Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?     

1) мышечной

2) кровеносной

3) выделительной

4) нервной


2. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?

1 — дендриты (короткие отростки)

2 — ядро нервной клетки

3 — тело (цитоплазма) нейрона

4 — аксон, покрытый миелиновой оболочкой.

 


  1. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) клетки-спутники

2) нейроны

3) нефроны

4) дендрит

5) аксон

6) серое вещество

7) белое вещество

8) нервный узел

Пояснение. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:


А

Б

В

Г






Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

































Задание 4 оценивается в 2 балла., если одна ошибка, то ставите 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, правильно выполненных заданий.

Если вы набрали 6 баллов – оценка «5»;

Если – 4 или 5 балла – оценка «4» и если – 3 балла – оценка «3»


2 Изучение новой темы.

Работа с учебником

Изучите параграф 9 с.56, абзац 1

С. 57, абзац 1

Ответьте на вопросы:

1. На какие два отдела разделена нервная система?

1. ______________________________________________

2.______________________________________________

2. Какое вещество образуется телами нейронов с короткими отростками – дендритами?

___________________________________________________

3. Белое вещество мозга чем образована?

___________________________________________________

4.В зависимости от выполняемых функций какие нейроны различают? Закончите схему.






За правильную запись – 1 балл







За правильно схему – 1 балл

3.Работа в паре









Поменяйтесь тетрадями и ответьте на вопрос 2, с. 60

____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте свои ответы друг другу и сверьте с записями на слайде.

Как осуществляется рефлекс? Выполните лабораторную работу (дополнительный лист)



1. За каждую правильно оформленную запись поставьте себе – 1 балл.

2. Если не можете ответить на вопросы обратитесь за помощью к учителю

3. За лабораторную работу – 3 балла.
























Если вы всё сделали, подсчитайте общее количество баллов, набранное за урок. Поставьте себе оценку.

  1. Закрепление

1.Какой элемент рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

 1) двигательный нейрон

2) вставочный нейрон

3) рецептор

4) рабочий орган (1 балл)

2.Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят

 1) чувствительные и двигательные нейроны

2) вставочные и двигательные нейроны

3) двигательные нейроны

4) чувствительные нейроны (1 балл)

3. Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дендрит

2) аксон

3) серое вещество

4) чувствительный нейрон

5) вставочный нейрон

6) двигательный нейрон

7) сократимость

8) проводимость


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г





(2 балла)


4. Рефлексия.

Выберите начало и закончите предложения


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…


5.

Если вы набрали:15 - 16 баллов за урок оценка «5»

12 - 14 баллов за урок оценка «4»,

8 - 11 баллов за урок оценка «3».

Спасибо за урок!







































Просмотр содержимого презентации
«Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. »

ТКАНЬ - группа клеток группа органов имеющие выполняющие общие функции и межклеточное вещество, разное строение и выполняющие разные функции происхождение, сходное

ТКАНЬ -

группа клеток

группа органов

имеющие

выполняющие общие функции

и межклеточное вещество,

разное

строение и

выполняющие разные функции

происхождение,

сходное

ТКАНЬ – группы клеток и межклеточное вещество, имеющее сходное строение и происхождение, выполняющие общие функции.

ТКАНЬ – группы клеток и межклеточное вещество,

имеющее сходное строение и происхождение,

выполняющие общие функции.

НЕРВНАЯ ТКАНЬ НЕЙРОНЫ НЕЙРОГЛИИ (нервные клетки) (вспомогательные клетки) НЕЙРОНЫ ОТРОСТКИ ТЕЛО ДЕНДРИТ АКСОН

НЕРВНАЯ ТКАНЬ

НЕЙРОНЫ

НЕЙРОГЛИИ

(нервные клетки)

(вспомогательные клетки)

НЕЙРОНЫ

ОТРОСТКИ

ТЕЛО

ДЕНДРИТ

АКСОН

1. Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?      1) мышечной 2) кровеносной 3) выделительной 4) нервной 2. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит? 1 — дендриты (короткие отростки) 2 — ядро нервной клетки 3 — тело (цитоплазма) нейрона 4 — аксон, покрытый миелиновой оболочкой.  

1. Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?     

1) мышечной

2) кровеносной

3) выделительной

4) нервной

2. Какой цифрой на рисунке обозначен дендрит?

1 — дендриты (короткие отростки)

2 — ядро нервной клетки

3 — тело (цитоплазма) нейрона

4 — аксон, покрытый миелиновой оболочкой.

 

Дендриты – короткие ветвящиеся отростки. дендриты аксон  Обычно их много ; раздражение.  воспринимают Аксон – длинный неветвящийся отросток.  передаёт сигнал. ядро ТЕЛО

Дендриты – короткие ветвящиеся отростки.

дендриты

аксон

  • Обычно их много ;

раздражение.

  • воспринимают

Аксон – длинный неветвящийся отросток.

  • передаёт сигнал.

ядро

ТЕЛО

Вставьте в текст « Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:      Пояснение. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 1) клетки-спутники 2) нейроны 5) аксон 3) нефроны 6) серое вещество 4) дендрит 7) белое вещество 8) нервный узел А   2 Б В   4 Г   5   6

Вставьте в текст « Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Главные клетки, образующие нервную ткань, называют ___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматических отростков. Один из отростков нервной клетки обычно длиннее всех остальных, это — ___________ (Б). Также от нервной клетки отходят один или несколько коротких, сильно ветвящихся отростков; их называют ___________ (В). Скопление тел и коротких отростков в центральной нервной системе образуют ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

Пояснение. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

1) клетки-спутники

2) нейроны

5) аксон

3) нефроны

6) серое вещество

4) дендрит

7) белое вещество

8) нервный узел

А

  2

Б

В

  4

Г

  5

  6

Тема урока:  Рефлекс.  Рефлекторная регуляция научиться объяснять значение понятий: центральная и периферическая нервная система, рефлекс,  рефлекторная дуга, рецептор, рабочий орган, рефлексогенная зона, обратные связи; строение нервной системы человека ; характеризовать различать  центральную и периферическую нервные системы; объяснять значение рецепторов для осуществления рефлексов; различать  условные и безусловные рефлексы.

Тема урока: Рефлекс. Рефлекторная регуляция

научиться

объяснять значение понятий: центральная и периферическая нервная система, рефлекс,

рефлекторная дуга, рецептор, рабочий орган, рефлексогенная зона, обратные связи;

строение нервной системы человека ;

характеризовать

различать

центральную и периферическую нервные системы;

объяснять

значение рецепторов для осуществления рефлексов;

различать

условные и безусловные рефлексы.

Нервная система периферическая центральная спинной мозг головной мозг нервы нервные окончания нервные узлы

Нервная система

периферическая

центральная

спинной мозг

головной мозг

нервы

нервные окончания

нервные узлы

НЕЙРОНЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ Импульсы идут от органов чувств в спинной и  головной мозг ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) Импульсы идут от спинного и головного мозга К внутренним органам и мышцам ВСТАВОЧНЫЕ Осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами

НЕЙРОНЫ

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ

Импульсы идут от органов чувств в спинной и

головной мозг

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

(ДВИГАТЕЛЬНЫЕ)

Импульсы идут от спинного и головного мозга

К внутренним органам и мышцам

ВСТАВОЧНЫЕ

Осуществляют связь между чувствительными и

двигательными нейронами

Ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под ее контролем - РЕФЛЕКС

Ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под ее контролем -

РЕФЛЕКС

Рефлексы Условные Безусловные приобретенные врожденные

Рефлексы

  • Условные
  • Безусловные

приобретенные

врожденные

Врожденный мигательный рефлекс

Врожденный мигательный рефлекс

1. Какой элемент рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?   1) двигательный нейрон 2) вставочный нейрон 3) рецептор 4) рабочий орган   2.Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят   1) чувствительные и двигательные нейроны 2) вставочные и двигательные нейроны 3) двигательные нейроны 4) чувствительные нейроны   Пояснение. Вставочный нейрон — нейрон центральной нервной системы, который осуществляет связь между различными нейронами в рефлекторной дуге. Пояснение. Чувствительный нейрон осуществляет восприятие и передачу возбуждения от рецепторов к другим нейронам центральной нервной системы.

1. Какой элемент рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

 

1) двигательный нейрон

2) вставочный нейрон

3) рецептор

4) рабочий орган

 

2.Нервные импульсы от рецепторов в центральную нервную систему проводят

 

1) чувствительные и двигательные нейроны

2) вставочные и двигательные нейроны

3) двигательные нейроны

4) чувствительные нейроны

 

Пояснение. Вставочный нейрон — нейрон центральной нервной системы, который осуществляет связь между различными нейронами в рефлекторной дуге.

Пояснение. Чувствительный нейрон осуществляет восприятие и передачу возбуждения от рецепторов к другим нейронам центральной нервной системы.

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.   НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:   Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:       1) дендрит 2) аксон 5) вставочный нейрон 3) серое вещество 6) двигательный нейрон 4) чувствительный нейрон 7) сократимость 8) проводимость А   4 Б В   6 Г   5   8

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

 

1) дендрит

2) аксон

5) вставочный нейрон

3) серое вещество

6) двигательный нейрон

4) чувствительный нейрон

7) сократимость

8) проводимость

А

  4

Б

В

  6

Г

  5

  8

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание

Домашнее задание

  • П. 9, ответить устно на вопросы в конце параграфа
  • Повторить п.8, с.49- 50


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!