СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новгородская республика

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ


Предмет, класс



История России, 6 класс



Тема урока



Новгородская республика


Актуальность использования средств ИКТ на уроке



- средство для решения образовательных задач урока

- учебно-методическое сопровождениеизучаемого

материала



Цель урока



Изучить социально-экономическое и политическое развитие новгородской земли в XII веке.




Результаты

предметные

метапредметные

личностные

ознакомиться с управлением Новгородской землей до монгольского периода;

выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств;

определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием;


развитие навыков работы с документами;

развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного; формирование умения обобщать изучаемые факты, делать выводы; демонстрировать умение составлять схемы



развивать интерес у учащихся к предмету;осознавать причастность к истории своей страны



Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)


презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


мультимедийный компьютер, программные средства



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный

этап


Приветствие учителя


Ответное приветствие


2. Мотивационный

этап


учитель предлагает учащимся вспомнить понятия «монархия» и «республика»;

предлагает учащимся решить проблему - «Новгород - монархия или республика?» (сл.2)


учащиеся дают определения понятий;

определяют задачи и составляют план решения проблемы (сл.3)



3. Объяснение нового

материала



учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране (презентация), по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями; учитель предлагает учащимся ответить на вопросы на экране и самостоятельно составить схему управления в Новгороде; (сл. 8)


учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану -выполняют задания из презентации (слайд 4-7), отвечая на вопросы, работая с картой, раздаточным материалом, иллюстрациями; формулируют выводы;

учащиеся составляют схему управления, объясняют её, выделяют особенности Новгородской земли




4. Закрепление

пройденного

материала


учитель предлагает учащимся работу с текстом, в котором нужно заполнить пропуски;

учитель обращает внимание учащихся на проблему урока (сл.2) и предлагает учащимся самостоятельно сделать выводы


учащиеся работают с текстом, заполняя пропуски;

учащиеся обобщают полученные на уроке знания и формулируют ответ на поставленный вопрос: «Новгород – монархия или республика?»(сл.8,9)



5. Рефлексия



учитель, задавая вопросы, просит учащихся поднять картинку

( улыбка, грусть, безразличие), таким образом, понимая отношение учащихся к уроку

(сл.10)


учащиеся получают смайлики, выражающие эмоции и отвечая на вопросы учителя поднимают картинку ( улыбка, грусть, безразличие), таким образом выражая свое отношение к уроку



6. Домашнее задание


ученикам предлагается разно уровневое домашнее задание с последующей проверкой учителем (сл.11)


ученики сами выбирают уровень домашнего заданияиз предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей




Просмотр содержимого документа
«раздатка к уроку»

Приложение



  1. Выдержки из «Новгородской летописи»

  • «убиша Онтона котелника, Иванка Прибышиниця опоньника».

  • «Съ сохи по гривне по новой, да писцу съ сохи: мортка... да тшанъ кожевничий за соху, лавка за соху».

  • “И Петра Мясниковича убиша, и Якова Храброго гвоздочника убиша, и Илью Дяхтярева убиша, и Измаила кузнеца убиша, зело храбрых и вельми удалых мужей”.



  1. Берестяная грамота № 271


«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст.»



3. Из воспоминаний иностранных купцов

«доставляют туда товары, всякий кладет их в определенное место, делает на них знак и оставляет. Потом возвращается и находит нужный ему товар, положенный рядом. Если удовлетворен им, то берет его и оставляет за него свой товар. Если нет, то забирает свой обратно. Покупатель и продавец не видят друг друга"

Делали дело повелёное:
Брали топоры дроворубные,
Строили судёнышко дубовое,
Вязали путевьяшелковыя,
Выезжали на сине море,
Ловили по три дня, по три ночи
Не могли добыть ни одной рыбки.

4. Б.А. Рыбаков «Рождение Руси»

В XII--XIII веках Новгород Великий был огромным городом, основное

население которого составляли ремесленники самых разнообразных

специальностей. Здесь были и кузнецы, и гончары, и мастера золотых и

серебряных дел, и множество мастеров, специализировавшихся на изготовлении определенного вида изделий, -- щитники, лучники, седельники, гребенщики, гвоздочники и т. п. Порой имена ремесленников попадали в летопись, а иной раз мы узнаем о них по подписям на их изделиях. Так, известны два великолепных серебряных сосуда, изготовленных, возможно, для посадников; на них есть подписи: "Братило делал", "Коста делал".

Новгородцы славились как искусные плотники, и в раскопках найдено много остатков деревянных домов и резных украшений. Целый конец Новгорода назывался Плотницким, а многие улицы долго хранили память о селившихся кучно ремесленниках: Щитная, Кузнецкая, Кожевники, Гончарная и др. Ремесло, существовавшее первоначально как работа на заказ, в XII веке все больше связывалось с рынком. По всей вероятности, наиболее богатые из мастеров торговали своей продукцией на главном торгу Новгорода, как это хорошо известно для более позднего времени.

Важную роль в жизни города играла и внешняя торговля. Новгород был связан с Киевом и Византией, с Волжской Болгарией и прикаспийскими странами, с Готландом и всей Южной Прибалтикой. В самом Новгороде были иноземные торговые дворы -- "Немецкий", "Готский", а новгородский двор был, например, в Киеве. На городском торгу можно было купить и изделия ремесленников этого города, и продукты, привезенные крестьянами из окрестных деревень, и множество разнообразных заморских товаров из стран Востока, Западной Европы, других русских княжеств, Византии.

Выгодное географическое положение Новгорода способствовало развитию внешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр, и новгородской церкви. Далекие торговые экспедиции, требовавшие оснащения кораблей и большой вооруженной охраны, сплачивали боярско-купеческие круги и выдвигали их сразу на видное место. В новгородском былинном эпосе эти далекие плавания опоэтизированы: в 1070-е годы появилась былина о плавании к Корсуню (Херсону) в Крыму, былина о Садко, богатом госте, которая очень живо рисует и быт самого Новгорода Великого в XII веке, и плавание 30 кораблей по синему морю.



Просмотр содержимого презентации
«Новгородская республика новый»

Новгородская    республика

Новгородская

республика

Проблема  МОНАРХИЯ   - форма правления, при которой  верховная власть принадлежит  одному лицу (монарху) и  передаётся по наследству.  РЕСПУБЛИКА  -  форма правления («общественное  дело»), при которой государством  управляют выборные люди (органы).  НОВГОРОД –   монархия  или  республика?

Проблема

МОНАРХИЯ

- форма правления, при которой

верховная власть принадлежит

одному лицу (монарху) и

передаётся по наследству.

РЕСПУБЛИКА

- форма правления («общественное

дело»), при которой государством

управляют выборные люди (органы).

НОВГОРОД –

монархия

или

республика?

План урока:   1. Географическое положение.  2. Занятия населения  3. Новгородское общество.  4. Управление в Новгороде.

План урока:

1. Географическое положение.

2. Занятия населения

3. Новгородское общество.

4. Управление в Новгороде.

ЗАДАНИЕ Рассмотрите карту и определите местоположение Новгородской земли. 2. Предположите какие природные и климатические условия характерны для данного района. 3. Назовите основные города Новгородской земли.

ЗАДАНИЕ

  • Рассмотрите карту и определите местоположение Новгородской земли.

2. Предположите какие природные и климатические условия характерны для данного района.

3. Назовите основные города Новгородской земли.

ЗАДАНИЕ  Используя иллюстрации, карту и тексты летописей перечислите, чем занимались новгородцы?

ЗАДАНИЕ

Используя иллюстрации, карту и тексты летописей перечислите, чем занимались новгородцы?

Новгородская торговля Пушнина, моржовая кость, кожа, соль Западная Европа Новгород Металлы, сукно, украшения, вина Пушнина, моржовая кость, европейские товары Русские княжества Новгород Зерно

Новгородская торговля

Пушнина, моржовая кость, кожа, соль

Западная Европа

Новгород

Металлы, сукно, украшения, вина

Пушнина, моржовая кость,

европейские товары

Русские княжества

Новгород

Зерно

Новгородское общество  ЗАДАНИЕ  Прочитайте текст учебника стр. 62.  Определите, из кого состояло новгородское общество.

Новгородское общество

ЗАДАНИЕ

  • Прочитайте текст учебника стр. 62.

  • Определите, из кого состояло новгородское общество.

  • Назовите сословия Новгорода в порядке их значимости.
Управление в Новгороде ЗАДАНИЕ  : 1.  Прочитайте текст учебника стр. 63-64  2. Найдите в тексте определение слов: вече, посадник, тысяцкий  3. составьте схему управления Новгородом  4. Чем отличалось управление Новгородом от других княжеств Городское вече Князь приглашает и з б и р а е т Посадник Тысяцкий Архиепископ

Управление в Новгороде

ЗАДАНИЕ : 1. Прочитайте текст учебника стр. 63-64 2. Найдите в тексте определение слов: вече, посадник, тысяцкий 3. составьте схему управления Новгородом 4. Чем отличалось управление Новгородом от других княжеств

Городское вече

Князь

приглашает

и з б и р а е т

Посадник

Тысяцкий

Архиепископ

Объясните, почему управление в Новгороде называют боярской республикой?

Объясните, почему управление в Новгороде называют боярской республикой?

  • Что нового узнали на уроке?
  • Полезен ли вам был сегодняшний урок? Чем?
  • Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку?
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 8-9
  • Сравнить Афинскую республику V в. до н.э. и Новгородскую республику. Выделите общие черты. (Что их объединяло)
  • Напишите сочинение от имени путешественника, побывавшего в Новгороде XII века.
  • Ответьте на вопросы после параграфа.