Обновление рабочей программы учителя-предметника в соответствии с ФГОС ООО третьего поколения
Прежде всего следует отметить, что учителю-предметнику не обязательно заново писать новые программы, можно внести изменения и корректировки в действующие, чтобы они соответствовали требованиям, которые предъявляются к ним новым ФГОС ООО.
В любом случае следует провести “подготовительную” работу: она поможет выявить “слабые” места, необходимость правок и изменений, соответствие требованиям ФГОС, и, в конце концов, поможет принять решение о возможности дальнейшего использования действующих программ или о необходимости разработки новых.
Прежде всего следует ознакомиться с требованиями нового ФГОС ООО, в частности, к структуре программы основного общего образования (раздел II ФГОС ООО) и требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (раздел IV ФГОС ООО). Далее следует посмотреть свои рабочие программы, оценив их соответствие этим новым требованиям и отметив разделы, требующие внесения изменений. Важно отметить, что основные изменения коснулись именно содержания программы и требований к результатам освоения программы.
Следующим шагом будет анализ объема выполнения действующих рабочих программ. Сравните количество запланированных вами часов и фактически реализованных (в т.ч. количество лабораторных, самостоятельных, контрольных работ и т.д.). В случае если было отставание, необходимо зафиксировать его причину, чтобы в будущем исключить ее или заложить возможность корректировки в случае ее возникновения.
В новом ФГОС ООО изменен объем аудиторной работы обучающихся: «Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.». Эти цифры отличаются от предыдущего ФГОС: «Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов». Следовательно, необходимо сопоставить эти цифры с результатами реализации вашей действующей программы, определив возможность ее корректировки с учетом этих изменений.
Еще один путь анализа ваших действующих программ – это их сравнение с примерными рабочими программами, которые были разработаны и одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Они содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки авторских рабочих программ с учетом имеющегося у педагога опыта реализации углубленного изучения предмета.
Примерные рабочие программы доступны на портале Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также в реестре примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
После такого всестороннего анализа можно принять решение: внести изменения в действующую программу по предмету, разработать новую программу или использовать примерную рабочую программу.
Рассмотрим более подробно, какими должны быть структура и содержание программы с точки зрения требований ФГОС ООО третьего поколения.
Согласно ФГОС ООО структура программы, в том числе и адаптированной, включает обязательную часть, которая составляет 70% от общего объема программы, и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, которая составляет 30% от общего объема программы.
Обязательные разделы программы, в том числе адаптированной.
1. Целевой раздел. Он должен включать:
пояснительную записку (п. 31.1 ФГОС), которая должна раскрывать:
цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования | Следовательно, необходимо конкретизировать цели в соответствии программы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения. Это можно сделать, охватив требования к результатам освоения программы в формулировке самих целей или добавив задачи, которые раскроют значение емких целей. |
принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов | Принципы формирования программы были и в прежних программах. Их можно просто переформулировать под новые ФГОС. В механизмах реализации программы необходимо описать, с помощью каких ресурсов реализуется образовательная программа: например, внутренние ресурсы (кадровые, финансовые, материальнотехнические, информационные и др.) и внешние ресурсы (например, организации, оказывающие психолого-педагогическую или социальную помощь, и др.) |
общую характеристику программы | В этом разделе необходимо указать общие |
основного общего образования | сведения о программе и ее особенности: структура программы, специфика организации воспитательной работы и внеурочной деятельности, используемые образовательные технологии и др. |
планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО (п. 31.2 ФГОС), которые должны:
«1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы основного общего образования;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки:
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов…»
Подробно требования к результатам освоения программы ООО даны в разделе IV нового ФГОС ООО. Обратите внимание, как сгруппированы описания результатов: личностные результаты – по направлениям воспитания, метапредметные – по видам универсальных учебных действий, предметные – знания, умения и навыки распределены по предметным областям и учебным предметам, в том числе для базового и углубленного уровня изучения предмета – отдельно. При описании планируемых результатов следует указать общие сведения (что положено в их основу, их структура и принципы организации), а также необходимо обеспечить связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Важно, чтобы всё это соответствовало возрастным возможностям обучающихся.
Сформулировать планируемые результаты нужно самостоятельно. Для этого можно “оттолкнуться” от формулировок требований ФГОС, но при этом еще и учитывать цели, которая ставит перед собой ваша школа, особенности вашего региона (его своеобразие, история, культура).
Также помощь в этой работе могут оказать разработанные примерные рабочие программы.
3) систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО, в т.ч. адаптированной (п. 31.3 ФГОС), которая должна;
«отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, взаимно дополняющих друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.»
Как видим, часть требований совпадает с предыдущим ФГОС.
В актуализированной программе в этом разделе следует указать критерии оценивания, формы представления результатов, в том числе для методов и форм обучения, появившихся в новом ФГОС: командные и исследовательские работы, взаимооценка, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий. Обратите внимание, что стандартизированные письменные и устные работы в новом ФГОС отсутствуют!
Необходимо описать промежуточную аттестацию урочной и внеурочной деятельности, а также проектной деятельности.
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания:
промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и
внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся».
Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов формируется на основе планируемых результатов освоения ООП, которые уже описаны в этой ООП.
2. Содержательный раздел. Он включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
1) рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей (п. 32.1 ФГОС), которые должны включать:
«содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании».
Важно отметить, что новый ФГОС указывает: «Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания»;
А «рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий».
2) программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (п. 32.2 ФГОС). В этом разделе следует обратить внимание на:
в предыдущем ФГОС была программа развития УУД, а не формирования УУД;
расширен перечень того, что программа формирования УУД должна обеспечивать, а отдельные его позиции переформулированы;
количество требований к содержанию программы формирования УУД сократили и упростили, оставив:
«Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать:
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов; описание особенностей реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности».
Необходимо откорректировать вашу рабочую программу с учетом этих изменений.
3) рабочую программу воспитания (п. 32.3 ФГОС).
Согласно ФГОС третьего поколения модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной.
Изменились наименования разделов программы:
ФГОС ООО второго поколения | ФГОС ООО третьего поколения |
описание особенностей воспитательного процесса | анализ воспитательного процесса в Организации |
цель и задачи воспитания обучающихся | цель и задачи воспитания обучающихся |
виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность | виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей |
основные направления самоанализа | |
воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность | - |
- | система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся |
Новый ФГОС содержит очень подробный перечень того, что должна обеспечивать рабочая программа воспитания при ее реализации.
Как же учесть в рабочей программе рабочую программу воспитания?
Для этого нужно определить, как вы планируете использовать воспитательный потенциал своей деятельности. Можно предложить такие варианты учета рабочей программы воспитания в рабочих программах учебных предметов, курсов, модулей:
указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе;
оформить приложение к рабочей программе «Формы учета программы воспитания»;
указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета, курса, модуля» в описании разделов, тем или отдельным блоком;
отразить воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования.
Возможно в вашей школе уже определено, как учитывать в рабочих программах программу воспитания.
Т.к. требования к рабочей программе воспитания претерпели значительные изменения, ускорить и оптимизировать работу над ней поможет примерная рабочая программа воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniyadlya-obshcheobrazovatelnykh-organizatsiy/.
4) программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ) (п. 32.4 ФГОС).
3. Организационный раздел. В соответствии с новым ФГОС включает в себя:
учебный план (п. 33.1 ФГОС). Главное изменение – изменение часов аудиторной нагрузки:
| ФГОС ООО второго поколения | ФГОС ООО третьего поколения |
минимум, академические часы | 5267 | 5058 |
максимум, академические часы | 6020 | 5549 |
Еще одно важное изменение касается реализации адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ: в новом ФГОС ООО конкретно указаны изменения, которые могут вноситься в учебный план адаптированных программ.
При формировании учебного плана не забудьте проверить соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: 70 и 30 процентов соответственно;
план внеурочной деятельности (п. 33.2 ФГОС). Объем внеурочной деятельности за 5 лет в новом ФГОС ООО не изменился – до 1750 часов. Если в предыдущем ФГОС план внеурочной деятельности должен был разрабатываться с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность, то новый ФГОС предписывает: «План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации».
Отдельно описывается план внеурочной деятельности в адаптированной программе: «В адаптированной программе основного общего образования в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы».
Следует отметить, что новый ФГОС предусматривает вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся и возможность использования ресурсов других организаций.
Соответственно для актуализации вашего плана внеурочной деятельности нужно учесть изменения во ФГОС, собрать информацию о интересах обучающихся и запросах со стороны их родителей (законных представителей), а также использовать возможности вашей школы (в т.ч. сетевое взаимодействие) в настоящий момент;
календарный учебный график (п. 33.3 ФГОС). Его характеристики также претерпели изменения:
«Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы):
даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации.
Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями».
Напомним, санитарно-эпидемиологические требования к образовательному процессу содержатся в Постановлении Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 · № СП 2.4.364820, 28, 2.4.3648-20, Санитарно-эпидемиологических правилах Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 · № СП 2.4.364820, 28, 2.4.3648-20, Постановлении Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 · № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 · № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС. Организационный раздел ФГОС НОО второго поколения содержал «систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта». Поэтому этот раздел потребуется переработать, точнее даже написать заново, т.к. изменился и сам перечень условий, и требования к их реализации, и даже их приоритетность.
4