Тема: «Звуки [г], [г`]. Буква Г г».
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Прозвенел уже звонок Начинается урок. На меня взгляните, Потихонечку садитесь. -Возьмите за руку своего соседа, поделитесь теплом своих рук друг с другом. А с вами со всеми хочет поделиться своим теплом солнышко. -Представьте, что оно спустилось к вам на ладошки. Какое оно? -А теперь поднимем руки вверх и отпустим солнышко. Вот оно. (вывешиваю на доску). -Солнышко будет наблюдать за вашей работой и радоваться нашим успехам. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Теплое, доброе, весёлое, жёлтое | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Наглядный (демонстрация) Наглядный (показ) Практический (упражнение) | Проводит актуализацию знаний. - Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми вы уже познакомились на уроках обучения грамоте. Игра «Буква заблудилась». К доске выйдут 10 человек, все получают карточки с буквами. На доске два домика – синий и красный. - Жили – были буквы. (Буквы представляются). Была хорошая погода и все буквы отправились на прогулку. Но вдруг солнышко спряталось, закапал дождик и буквы побежали в домики. - Давайте проверим, правильно ли они нашли свой домик? (слайд) Красный домик: - В чём особенность гласных звуков? Синий домик: -Какие звуки обозначают эти буквы? | - а, о, у, ы, и, н, л, к, т, с. Обучающиеся ставят букву в нужный «домик». -Во рту нет преграды, когда произносим. Ударный/ безударный, указывает на мягкость/твёрдость предшествующего согласного. - Согласный, твёрдый/мягкий, звонкий/глухой. | | К: владеть диалогической речью. П.: проводить классификацию. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа) | Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения. На слайде картинки: гусь, гитара, гном, гиря. -Назовите то, что изображено на картинках. - Распределите прозвучавшие слова на две группы. По какому признаку это лучше сделать? - Попробуйте сформулировать тему урока. Организует постановку цели урока. - Тогда какая же цель нашего урока? | Работают со словами для выявления проблемного места. - гусь, гитара, гном, гиря. -В первую группу можно отнести слова «гусь» и «гном», потому что они начинаются со звука [г]. Во вторую группу можно отнести слов «гитара» и «гиря», потому что [г']. - Тема сегодняшнего урока – «Звуки [г], [г']. Буква Г г». Называют цель урока. - Познакомиться со звуками [г], [г'] и буквой, которая их обозначает. | Учащиеся научатся выделять звуки [г], [г`] в словах. | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4. Построение проекта для выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Организует постановку проблемных задач. - Какие задачи мы поставим перед собой? Вам нужно восстановить порядок. Будут ли эти задачи планом урока? | Формулируют задачи. Научимся находить звуки [г], [г'] в слогах, словах, предложениях, тексте. Научимся характеризовать новые звуки, определять их позицию в слове. Научимся читать слова с новой буквой. | | Р: планировать свою деятельность. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта. | Практический. (упражнение) Словесный (беседа) | Организует работу с учебником. - Откройте азбуку на странице 118. - Посмотрите внимательно на сюжетную картинку. - Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [г]. Составьте предложение по картинке, используя слова, в которых есть звуки, которые мы изучаем. Физминтука. Если слово отвечает На вопросы «кто?» и «что?», То мы дружно приседаем, Чтоб не видел нас никто. Прилагательным в ответ Мы рукой помашем вслед. А когда глагол услышим, Сесть за парту надо тише. -Обратите внимание на схемы в синих рамках на странице 119. -Как вы считаете, звук [г] согласный или гласный? Почему? - А как вы считаете, этот звук твёрдый или мягкий? -Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем: «ги гу га ге го» - Так мягкий или твёрдый? -Перед вами два слова. Какие? (слайд) - Звук [г] в слове «газон» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Так какой же звук? Какой звук помогает нам понять, что он твёрдый? -Составьте звукослоговую схему данного слова. - А первый звук в слове «гепард» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Так какой же звук? -Что произошло? Почему звук стал мягким? -Составьте слогозвуковую схему данного слова. Проверим свои схемы по слайду (слайд). - А теперь давайте с вами прочитаем текст. Под картинкой на с. 118. Сначала я почитаю, потом вы. Почему так говорят? В каких словах выделенный звук мягкий? Что его смягчает. Прочитаем текст по цепочке. Назовите теперь слова, в которых звук твёрдый. Сначала, где он в начале слова, затем – в середине, а потом – в конце. | -Гриб, голова. Грибы гуляют по дороге. Выполняют физминутку. -Согласный, потому что он не поётся как гласный звук. Предполагают. Произносят хором слоги. В слогах «гу га го» - твёрдый, а в слоге «ги ге» - мягкий. -Газон, гепард. Произносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. -Твёрдый. Помогает определить твёрдость звук «а». Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Произносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. -Мягкий. -Его смягчила гласная «е». Она обозначает мягкость предшествующего согласного. Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Отвечают. Других. Буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных. Читают вслух 3 обучающихся по 1 строчке, а остальные читают про себя. Губит, говори, гоп, гроза, грозись. Перепрыгнешь, друга. Друг. | Учащиеся научатся выделять звуки [г], [г`] в словах. Учащиеся получат представление о звуках [г], [г`] и букве Г г. Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: владеть диалогической речью. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Словесный метод (беседа) Практический. (упражнение) | - Переверните страницу азбуки (стр. 119). Перед вами столбики слов. Что нужно сделать, как вы думаете? -Давайте прочитаем по слогам данные слова хором. - Сколько слогов в первых двух словах первого столбика? Почему? -Сколько слогов в последнем слове второго столбика и в первом слове второго столбика? Чем отличаются слова? -Сколько слогов в последних двух словах второго столбика? Чем отличаются слова? Какие слова здесь лишнее? - А теперь давайте с вами прочитаем текст ниже. Слушайте внимательно. Понравился ли вам текст? О чём он? Теперь читаем по цепочке. Встретились ли вам слова из столбиков? Давайте составим схему слова «тронула» при помощи ваших карточек, каждый на парте. 1 ученик пойдет к доске, составит при помощи магнитов. Посмотрите теперь на предметные картинки и схемы на стр. 119 справа. -Сравните картинки и схемы. Какие слова зашифрованы в схемах? -Чем отличается изучаемый звук в словах, представленных в схемах? В какой позиции находится этот звук в данных схемах? -Дайте характеристику звукам [г], [г`] в этих словах. | - Прочитать и определить, сколько слогов в словах. Читают данные слова по слогам. - Два, так как присутствуют два гласных. В слове «гриб» - 1 слога. В слове «грибы» - 2, так как две гласные. Одной буквой «ы». - Три, так как присутствуют три гласных. Одной буквой «к». Лишнее слова «корзина» и «корзинка» - там нет [г], [г`]. Отвечают. Читают вслух 5 обучающихся по 1 предложению, а остальные читают про себя. Да. Составляют схему. Грибы, круги. В слове «грибы» - он твердый [г], а в слове «круги» - мягкий [г`]. Изучаемый звук в первом слове находится в начале, а во втором слове находится в конце слова. [г] – согласный; шумный, звонкий (парный); твердый (парный); [г`] – согласный; шумный, звонкий (парный); мягкий (парный). | Учащиеся научатся выделять звуки [г], [г`] в слогах. | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; П: проводить сравнение; П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа. | Словесный (беседа) Практический (составление схемы) | -Посмотрите на слайд. Сейчас вам необходимо составить, к слову, слогозвуковую схему самостоятельно. (в тетрадях для печатания) У каждого варианта своё слово. 1 вариант: города. 2 вариант: голова. -Проверьте правильность выполнения по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. | | П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) | Организует повторение изученного. - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. -С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? -Дайте характеристику этим звукам. Игра "Хлопни-топни" -Встаньте со своих мест. Хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук, потопай ногами, если услышишь твёрдый звук. Гармония, герой, главный, глаза, глупый, гиря, гепард, город, гибкий, гимн, город. | Обобщают изученное. -Мы сегодня познакомились со звуками [г], [г'] и буквой Г г. [г'] – согласный; шумный, звонкий (парный); мягкий (парный). [г] – согласный; шумный, звонкий (парный); твёрдый (парный). Хлопают, когда слышат мягкий звук. Топают, когда слышат твёрдый звук. | Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный метод (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. -На столах у вас лежат кошки. Оцените свою работу на уроке. На слайде написано, какой кот, что означает. - Подумайте и покажите своих кошек мне. -Хорошо, урок окончен. | Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р: осуществлять самооценку деятельности | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |