СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован для проведения олимпиады среди учащихся 10-11 классов. Задания включают три раздела: тест из 20 вопросов, генетическую задачу, вопрос со свободным ответом.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии»

Михайловский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
















МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДЫ
по учебной дисциплине
Биология

для специальности Сестринское дело
Курс 1
Дата проведения «29» марта 2018г.








Подготовлены преподавателем
УМО
№_______________
Анкудиновой Н.Н.
(подпись)___________
«25» января 2018г.













Михайловка 2018 г.





Рассмотрено на заседании УМО №_______
Протокол №__ от «___» __________20__г.

Председатель _____________
Подпись

_____________
ФИО















































Михайловский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
















Программа олимпиады
по учебной дисциплине
Биология

для специальности Сестринское дело
Курс1
Название олимпиады Олимпиада по биологии






























Программа и материалы Олимпиады по биологии составлены в соответствии с СМК-П-8.2.4-12 Положение об олимпиаде ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж» Редакция 01 Введена в действие решением Совета руководящего состава Протокол №2 от 15 сентября 2014 г.


Цели олимпиады:

  • совершенствование качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием;

  • повышение интереса к избранной специальности;

  • выявление наиболее одаренных и талантливых студентов


Задачи олимпиады:

  • привлечение студентов к самостоятельному поиску и использованию информации;

  • развитие профессионального мышления и активности студентов;

  • создание условий для формирования профессиональных и общих компетенций


Участники олимпиады (специальность, курс, группа): студенты I курса специальности Сестринское дело, изучающие дисциплину биология в цикле общеобразовательных учебных дисциплин

Дата проведения олимпиады: 29 марта 2018 г.

Форма проведения олимпиады: личные соревнования студентов

Задания олимпиады:
задание №1 Тестирование по разделам:

Основы цитологии

Размножение и развитие организмов

Основы генетики и селекции

Эволюционное учение

Количество вопросов в тесте 20; (Приложение 1)

задание №2 Решение генетической задачи; (Приложение 2)

задание №3 Задания со свободным ответом; (Приложение 3)


Показатели и критерии оценки результатов выполнения заданий:

задание №1 Верно выполненное тестовое задание оценивается в 1 балл, максимальное количество 20 баллов;

задание №2 Верно выполненное и правильно оформленное решение – 1 балл, верные пояснения и комментарии к ответу – 1 балл, максимальное количество – 2 балла

задание №3 Максимальная сумма баллов – 3. В ответе должны быть приведены акты, выражено мнение, сформулированы выводы.

Максимальная сумма баллов – 25.

Система подведения итогов олимпиады: результаты выполнения заданий заносятся в оценочный лист участника олимпиады (Приложение 4)


Определение победителя и призеров олимпиады: призерами (1,2,3 места) являются студенты, набравшие наибольшее количество баллов. Призеры награждаются Дипломами (Приложение 5)


Литература для подготовки к олимпиаде

  1. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2ч. 8-е изд. [Текст] / под ред. В.К. Шумского и Г.М. Дымшица; Рос акад. наук, Рос. акад. образования.- М.: Просвещение, 2010.- 303с.: ил.- (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-09 023454-2

  2. Биологический тематический словарь: учеб. пособие для студ. учреждений
    сред. проф. образования [Текст] / Н.В. Чебышев идр.; под ред. Н.В. Чебышева.- М.Академия, 2006.- 336с.- ISBN 5-7695-2976-8




















Приложение 1

Задание №1 Тестирование


1. Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 25 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

2. В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного? В ответ запишите только соответствующее число.

3. Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

4. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) сближение гомологичных хромосом

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом


5. Выберите три от­ли­чия пер­во­го де­ле­ния мей­о­за от второго

 

1) на эк­ва­то­ре клет­ки рас­по­ла­га­ют­ся пары го­мо­ло­гич­ных хромосом

2) от­сут­ству­ет телофаза

3) про­ис­хо­дит конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

4) от­сут­ству­ет конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

5) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся сест­рин­ские хроматиды

6) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся го­мо­ло­гич­ные хромосомы


6. Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

 

1) их родства

2) общности происхождения организмов всех царств

3) происхождения растений от животных

4) усложнения организмов в процессе эволюции

5) единства органического мира

6) многообразия организмов


7. В каких из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов клет­ки про­ис­хо­дят ре­ак­ции мат­рич­но­го синтеза?

 

1) центриоли

2) лизосомы

3) ап­па­рат Гольджи

4) рибосомы

5) митохондрии

6) хлоропласты


8. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в митохондриях?

 

1) глюкоза

2) фосфолипиды

3) целлюлоза

4) фер­мен­ты гликолиза

5) фер­мен­ты цикла Кребса

6) ко­фер­мент А


9. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

 

1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов

2) синтезом глюкозы

3) фиксацией углекислого газа

4) протеканием процессов в строме хлоропластов

5) наличием фотолиза воды

6) образованием АТФ



10. Какие функ­ции выполняют уг­ле­во­ды в ор­га­низ­ме животных?

 

1) каталитическую

2) структурную

3) запасающую

4) гормональную

5) сократительную

6) энергетическую


11. Вы­бе­ри­те клет­ки, в ко­то­рых набор хро­мо­сом ди­пло­и­ден.

 

1) ооци­ты пер­во­го по­ряд­ка

2) яй­це­клет­ки рас­те­ний

3) спер­ма­то­зо­и­ды жи­вот­ных

4) клет­ки пе­че­ни мыши

5) ней­ро­ны мозга

6) клет­ки ли­стьев мха


12. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения полового размножения. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) изменению плодовитости организмов

2) обострению межвидовой борьбы

3) комбинации генетического материала родительских гамет

4) увеличению разнообразия фенотипов

5) увеличению генетического разнообразия благодаря кроссинговеру


13. Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП МУТАЦИИ

А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК

Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке

В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка

Г) поворот участка хромосомы на 180 градусов

Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке

Е) обмен участками негомологичных хромосом

 

1) хромосомная

2) генная

3) геномная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

14. Установите соответствие между признаком и диапазоном его нормы реакции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК

 

ДИАПАЗОН

А) строение глаза насекомого

Б) удойность коровы

В) урожайность пшеницы

Г) масса тела человека

Д) количество пальцев на руках

 

1) узкая норма реакции

2) широкая норма реакции

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


15. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных стадиях развития зародыша трёхслойных животных, и стадиями, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ

 

СТАДИИ

А) образуется однослойный зародыш

Б) формируется мезодерма

В) образуется двуслойный зародыш

Г) образуется вторичная полость тела

Д) образуется однослойный зародышевый пузырёк

Е) начинается органогенез

 

1) бластула

2) гаструла

3) нейрула

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 


16. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и их признаками.

 

ПРИЗНАКИ

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) Многообразие видов.

Б) Ограниченный ареал.

В) Небольшое число видов.

Г) Широкие экологические адаптации.

Д) Широкий ареал.

Е) Уменьшение числа популяций.

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


17. Установите соответствие между эволюционными изменениями и главными направлениями эволюционного процесса.

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

A) возникновение семени у растений

Б) возникновение четырёхкамерного сердца хордовых

B) выживаемость бактерий в вечной мерзлоте

Г) утрата пищеварительной системы у цепней

Д) приспособленность растений к опылению ветром

Е) появление копыт у лошадей

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 








18. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са и процессом, ко­то­ро­му со­от­вет­ству­ет дан­ная характеристика.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

А) ведёт к видообразованию

Б) ведёт к фор­ми­ро­ва­нию над­ви­до­вых таксонов

В) про­ис­хо­дит в популяциях

Г) со­про­вож­да­ет­ся му­та­ци­он­ным процессом

Д) про­ис­хо­дит в те­че­ние дли­тель­но­го ис­то­ри­че­ско­го пе­ри­о­да (миллионы лет)

Е) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­ло­ги­че­ским про­грес­сом или регрессом

 

1) микроэволюция

2) макроэволюция

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

E

 

 

 

 

 

 


19. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

 

1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

2) конъюгация, кроссинговер

3) расхождение сестринских хроматид

4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами

5) расхождение гомологичных хромосом


20. Установите последовательность этапов сперматогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) образование сперматоцитов первого порядка

2) образование сперматозоидов

3) митотическое деление сперматогониев

4) мейоз сперматоцитов первого порядка

5) рост сперматоцитов и накопление питательных веществ

6) образование сперматоцитов второго порядка





























Приложение 2,3

Задание №2 Решение генетической задачи

У ка­на­ре­ек наличие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А); сцеп­лен­ный с полом ген ХВ опре­де­ля­ет зелёную окрас­ку оперения, а Хb — коричневую. У птиц го­мо­га­мет­ный пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный женский. Скре­сти­ли самку без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением с хох­ла­тым самцом с зелёным оперением. В потом­стве оказались птен­цы хохлатые зелёные, хох­ла­тые коричневые, без хо­хол­ка зелёные и без хо­хол­ка коричневые. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам, воз­мож­ный пол потомства. Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?



Задание №3 Задание со свободным ответом


В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?




















































Приложение 4

Михайловский филиал ГАПОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»


Оценочный лист участника олимпиады


Ф.И.О. участника
олимпиады_______________________________________________
Сцециальность Сестринское дело

Курс, группа__________________
Название олимпиады Олимпиада по биологии

Оценочная таблица

№ задания

Задание №1

Задание №
2

Задание №
3

Сумма
баллов

Оценка





Председатель жюри:
ФИО
________________________(подпись)
Члены Жюри:

ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)

Дата проведения олимпиады:______________


















Приложение 5

Михайловский филиал ГАПОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»


Сводная таблица результатов олимпиады
по учебной дисциплине
Биология

для специальности Сестринское дело
курс 1
Название олимпиады Олимпиада по биологии


ФИО участника

Оценка
задания
№1

Оценка
задания
№ 2

Оценка
задания
№3

Общая
сумма
баллов

Рейтинг
(место)

Председатель жюри:

Председатель жюри:
ФИО
________________________(подпись)
Члены Жюри:

ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)
ФИО
(подпись)

Дата проведения олимпиады:______________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!