Всероссийская олимпиада школьников
по русскому языку в 10-11 классах
(школьный этап)
2015 -2016 учебный год
Время выполнения 3 часа
Задание 1.
Определите, что получится, если звуки, составляющие следующие слова, произнести в обратном порядке:
Тля, юг, урюк, лезь, счёт.
Задание 2.
Современная буква «эф» по начертанию восходит к букве «ферт» кириллицы. Древнее название этой буквы отразилось в устойчивом выражении «фертом стоять или смотреть» – подбоченившись, так, что похоже на букву «эф», развязно. Приведите другие фразеологизмы, в которых отразились бы названия букв древнерусской азбуки. Объясните значения этих фразеологизмов.
Задание 3.
Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун, турок, черкес.
Задание 4.
Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.
Задание 5. Всем известно выражение: из огня да в полымя. Старославянский вариант последнего слова - пламя. Как по-древнерусски звучала полногласная параллель?
Задание 6.
Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме. Напишите правильно оставшиеся слова.
А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются …
В) Прекрасный дар моллюсков человечеству - это…
Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют ...
Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .
Е) Исключительное право человека или организации – это … .
Слова для справок: д_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, .._м_нс_пация, п..рл..мутр, к_мпр_м_тировать, ап..л..яция.
Задание 7.
Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. Полна коробочка.
Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.
В. Эта вещь устроена очень просто.
Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.
Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.
Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.
Задание 8.
Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох - разиня, шалопай.
Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.
Задание 9. Выпишите имена учёных-лингвистов:
Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.
Задание 10.
Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает это предложение? Объясните ваш выбор.
Окна в домике были темны там спали.
Задание 11. Назовите изобразительно - выразительные средства, использованные в цитате. Приведите примеры употребления данных тропов в других произведениях русской литературы.
Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням…
Задание 12.
Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Есть ли различия в значении и употреблении этих слов? Какова их дальнейшая судьба? Приведите примеры.
А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)
Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).