СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада школьников по русскому языку. 10-11 классы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержатся олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 10-11 классов (школьный этап)

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада школьников по русскому языку. 10-11 классы.»

Всероссийская олимпиада школьников

по русскому языку в 10-11 классах

(школьный этап)

2015 -2016 учебный год

Время выполнения 3 часа

Задание 1.

Определите, что получится, если звуки, составляющие следующие слова, произнести в обратном порядке:

Тля, юг, урюк, лезь, счёт.


Задание 2.

Современная буква «эф» по начертанию восходит к букве «ферт» кириллицы.  Древнее название этой буквы отразилось в устойчивом выражении «фертом стоять или смотреть» –  подбоченившись, так, что похоже на букву «эф», развязно. Приведите другие фразеологизмы, в которых отразились бы названия букв древнерусской азбуки. Объясните значения этих фразеологизмов.


Задание 3.

Подберите слова, обозначающие лицо противоположного пола: армянин, бразилец, индиец, балерина, барон, генерал, директор, клоун, турок, черкес.


Задание 4.

Найдите, исправьте и объясните речевые ошибки и недочёты.
А) Вопросы эти освещаются в книгах и газетах, лекциях и брошюрах, докладах и журналах.
Б) К числу достижений преподавательского состава гимназии следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся.
В) Главное, чему хотелось бы уделить внимание, - это художественной стороне произведения.


Задание 5.   Всем известно выражение: из огня да в полымя. Старославянский вариант последнего  слова - пламя. Как по-древнерусски звучала полногласная параллель?


Задание 6.

Закончите начатые фразы подходящими из списка словами, ставя их в нужной форме. Напишите правильно оставшиеся слова.


А) Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ….
Б) Не только женщины, желающие освободиться от ограничений и добиться равных прав, добиваются …
В) Прекрасный дар моллюсков человечеству - это…

Г) Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют ...
Д) Выставлять кого-нибудь в невыгодном свете – значит … .
Е) Исключительное право человека или организации – это … .

Слова для справокд_в_львация, с_б_рит, д_гр_дация, р_аб_л_тация, л_т_ргический, ф_л_нтроп, пр_ор_тет, пр_р_гатива, экв_в_лент, п_н_гирик, .._м_нс_пация, п..рл..мутр, к_мпр_м_тировать, ап..л..яция.


Задание 7.

Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В. Эта вещь устроена очень просто.

Г. Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е. Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

Задание 8.

Из какого словаря взяты данные толкования? Обоснуйте свой ответ.
Клёвый - клюжий, клювый, хороший, пригожий, красивый, казистый, добротный; выгодный или полезный.
Лох - разиня, шалопай.
Стрёмный - прыткий, поворотливый, бойкий, расторопный.
Тормоз - кто везде помехой, кто мешает делу, не дает чему ходу.


Задание 9. Выпишите имена учёных-лингвистов:

Бархударов, Виноградов, Ковалевская, Даль, Ландау, Розенталь, Щерба, Бехтерев, Вавилов, Пирогов.

Задание 10.

Сколько вариантов расстановки знаков препинания предполагает это предложение? Объясните ваш выбор.

Окна в домике были темны там спали.


Задание 11. Назовите изобразительно - выразительные средства, использованные в цитате. Приведите примеры употребления данных тропов в других произведениях русской литературы.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням…


Задание 12.

Сравните в приведенных предложениях употребление слов год и година. Есть ли различия в значении и употреблении этих слов? Какова их дальнейшая судьба? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие)
Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!