СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. 

Просмотр содержимого документа
«ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДАМ

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.
  • Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности.
  • Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «тьютором», «партнером», «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.
  1. Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития.  2. Углубление -эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной знаний. 3. Обогащение-  ориентировано на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями.  4. Проблематизация -предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

 

  • 1. Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития.
  • 2. Углубление -эффективно по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной знаний.
  • 3. Обогащение-  ориентировано на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. 
  • 4. Проблематизация -предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям   1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии; 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний; 3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы; 4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям

1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии;

2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;

3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;

4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;

5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся; 7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации; 8) организовывать работу школьников с архивами, приборами и оборудованием в полевых условиях, специализированных кабинетах и научных лабораториях, краеведческих музеях, предприятиях и т. п.; 9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов; 10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;

7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;

8) организовывать работу школьников с архивами, приборами и оборудованием в полевых условиях, специализированных кабинетах и научных лабораториях, краеведческих музеях, предприятиях и т. п.;

9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;

10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

Формы обучения    Вторая форма  подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.  Первая форма построена на основе раздельного   обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по биологиии экологии во внеучебное время)  

Формы обучения

Вторая форма

подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.

Первая форма

построена на основе раздельного   обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по биологиии экологии во внеучебное время)

 

Для решения тестовых заданий необходимо первоначально выработать умения по работе с содержанием «за пределами» школьной образовательной программы .

1) Формирование умений учащихся работать по ознакомительному изучению содержания различных информационных ресурсов. НАПРИМЕР: Подберите несколько литературных и электронных источников информации, которые будут вам необходимы при подготовке реферата (доклада, сообщения, выступления и.т.д.) по определенной теме.( Эффективность и привлекательность олимпиады по предмету возрастает, когда при подготовке учащихся используются средства мультимедийных технологий ). Оцените по 10-балльной шкале степень целесообразности использования указанных источников информации при подготовке по теме: учебник, энциклопедия, словарь, журнал, газета, Интернет-сайт готовых рефератов, видеофильм, телепередача, реклама на телеканале, Интернет-журнал, компьютерная энциклопедия, радиопередача. Составьте план реферата по данной теме. Из доступных вам источников подберите информацию по данной   теме в соответствии с планом реферата.

2) Развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации. Работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий. Такие задания выполняться с помощью литературных источников информации (учебников, словарей, определителей, энциклопедий, научно-популярной литературы и др.), электронными учебников, виртуальных энциклопедий, и в поисковых системах Интернет-ресурсов. Работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания необходимы для закрепления изученного материала и помогает вырабатывать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме.  Заполнение простых и комбинированных таблиц.   Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.

2) Развитие умений учащихся по обработке и интерпретации информации.

  • Работа с терминами, которая предполагает задания по нахождению и выписыванию терминов и определений понятий. Такие задания выполняться с помощью литературных источников информации (учебников, словарей, определителей, энциклопедий, научно-популярной литературы и др.), электронными учебников, виртуальных энциклопедий, и в поисковых системах Интернет-ресурсов.
  • Работа по составлению письменных ответов на вопросы или задания необходимы для закрепления изученного материала и помогает вырабатывать навыки и умения краткого или развернутого ответа в письменной форме.
  • Заполнение простых и комбинированных таблиц.   Этот тип заданий способствует развитию умений отбора необходимой информации и обобщенного, системного, краткого изложения.
Работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.)предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам ,  способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся.  Д) Сравнительно-аналитическая работа с информацией включает   задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.
  • Работа с иллюстрациями (рисунками, фотографиями, «опорными конспектами», схемами, диаграммами, картами и т.п.)предполагает самостоятельный подбор и систематизацию информации по заданным признакам способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли, способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Д) Сравнительно-аналитическая работа с информацией включает   задания с использованием иллюстраций или таблиц разных источников. В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал, творчески использовать полученные знания в новой ситуации.
Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект: мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде; обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала; формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих; организовать самостоятельную деятельность школьников.

Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект:

  • мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде;
  • обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала;
  • формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников.
Педагог объясняет структуру различных вида тестовых заданий: традиционные задания с выбором одного правильного ответа задания с выбором нескольких правильных ответов  задания на установление соответствий  задания на установление правильной последовательности  Далее предлагает пройти пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности. После пошагового тренинга следует организовать итоговую зачетную работу как «репетицию» проведения школьного теоретического тура олимпиады.

Педагог объясняет структуру различных вида тестовых заданий:

  • традиционные задания с выбором одного правильного ответа
  • задания с выбором нескольких правильных ответов
  • задания на установление соответствий
  • задания на установление правильной последовательности

Далее предлагает пройти пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности.

После пошагового тренинга следует организовать итоговую зачетную работу как «репетицию» проведения школьного теоретического тура олимпиады.

Таким образом, на первом этапе при подготовке к олимпиаде по предмету школьники всех параллелей готовятся на базе своего образовательного учреждения на уроках, в кружке, спецкурсе, индивидуальных консультациях, домашних работах, предметных «погружениях».

Таким образом, на первом этапе при подготовке к олимпиаде по предмету школьники всех параллелей готовятся на базе своего образовательного учреждения на уроках, в кружке, спецкурсе, индивидуальных консультациях, домашних работах, предметных «погружениях».

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование – от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4

1. Обитающая в мелководных озерах Восточной Азии эвриала устрашающая своего расцвета достигла еще в эпоху плиоцена, когда обитали гигантские травоядные млекопитающие. Внешний облик ее своеобразен – однолетнее травянистое растение, у которого листья, бутоны, цветки и плоды покрыты многочисленными крупными колючками и чрезвычайно острыми и прочными иглами. Однако эта мощная защита мало помогает: нежную мякоть листьев и корни эвриалы поедают долгоносики, тли сосут из нее соки, клещи наносят ущерб семенам. Сохранившиеся колючки и иглы не выполняют защитной функции, так как эвриала является:

а) реинтродуцированным видом; б) реликтовым видом;

в) рудеральным видом; г) эндемичным видом.

Примерное обоснование ответа.

Ответ б) является верным. Реликты — живые организмы, сохранившиеся в современной биоте как остаток предковой группы, более широко распространённой или игравшей большую роль в экосистемах в прошедшие геологические эпохи.

 

2 .Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.  а) дуб б) рябина в) берёза г) лиственница  Ответ: (г). Продолжительность жизни до 300−400 лет. Очень устойчива к низким зимним температурам и к весенним заморозкам, не требовательна к плодородию почвы, может произрастать на болотах, в районе многолетней мерзлоты, горных склонах, в местах с недостаточным увлажнением.

2 .Эта порода деревьев занимает первое место в мире по площади произрастания, Россия не стала исключением. В России из всех пород деревьев именно на неё приходится 37 %. Выберите верный ответ и обоснуйте его.

а) дуб б) рябина в) берёза г) лиственница

Ответ: (г). Продолжительность жизни до 300−400 лет. Очень устойчива к низким зимним температурам и к весенним заморозкам, не требовательна к плодородию почвы, может произрастать на болотах, в районе многолетней мерзлоты, горных склонах, в местах с недостаточным увлажнением.

Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое от 0 до 2 баллов). Мак.кол-во баллов за тест – 10.

«Экологические риски»

3 . Российская государственная нефтяная компания ОАО «Транснефть» планирует построить крупнейший в мире нефтепровод (4188 км) для транспортировки нефти из месторождений Западной и Центральной Сибири к берегам Японского моря (см. карту). Однако наибольшая потенциальная экологическая опасность проекта «Восточная Сибирь – Тихий Океан» обусловлена тем, что:

а) строительство трубопровода создаст серьезные проблемы в густонаселенных районах на участке «Тайшет – Сковородино»;

б ) маршрут нефтепровода проходит в непосредственной близости от озера Байкал;

в) из-за случайных разливов нефти мгут быть загрязнены протяженные полосы морского побережья;

Маршрут строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан»

г ) из-за случайных разливов нефти могут быть загрязнены приграничные с Китаем территории, что может привести к трансграничному переносу загрязняющих веществ и привести к напряженности политических отношений с Китаем.

Примерное обоснование ответа: Ответ а) не является верным, поскольку на участке «Тайшет – Сковородино» не густонаселенных районов. Ответ б) не является верным, поскольку нефтепровод не проходит в непосредственной близости от озера Байкал; Ответ в) является верным, поскольку из-за разливов нефти могут быть загрязнены протяженные полосы морского побережья. Ответ г) не является верным, поскольку разливы нефти не могут привести к трансграничному переносу загрязняющих веществ.  

Примерное обоснование ответа:

Ответ а) не является верным, поскольку на участке «Тайшет – Сковородино» не густонаселенных районов.

Ответ б) не является верным, поскольку нефтепровод не проходит в непосредственной близости от озера Байкал;

Ответ в) является верным, поскольку из-за разливов нефти могут быть загрязнены протяженные полосы морского побережья.

Ответ г) не является верным, поскольку разливы нефти не могут привести к трансграничному переносу загрязняющих веществ.

 

5. В московском районе Лефортово возле церкви Троицы Живоначальной разбит сад площадью около 1 гектара с библейскими растениями. Перечень растений, упомянутых в Библии, составлен архитектором И. Воскресенским. Список включает более чем 100 пунктов, из них 60 – растения средней полосы. Бронзовыми копиями в парке заменят библейскую растительность, которая не сможет выжить в московском климате, например:  а. сфагнум; б. роза;  в. смоковница;  г. картофель.

5. В московском районе Лефортово возле церкви Троицы Живоначальной разбит сад площадью около 1 гектара с библейскими растениями. Перечень растений, упомянутых в Библии, составлен архитектором И. Воскресенским. Список включает более чем 100 пунктов, из них 60 – растения средней полосы. Бронзовыми копиями в парке заменят библейскую растительность, которая не сможет выжить в московском климате, например:

а. сфагнум;

б. роза;

в. смоковница;

г. картофель.

Ответ: а) не является верным. Представляется, что сфагнум не является библейским растением, поскольку события, описанные в Библии, происходили в основном на аридных (засушливых и жарких) территориях, в то время как сфагнум – болотное растение, для которого требуется повышенное увлажнение. Кроме того, мох сфагнум может жить в московском климате  Ответ: б) не является верным. Роза является библейским растением и может жить в московском климате.  Ответ: в) является верным. Смоковница (фига, смоква, инжир) является библейским растением. Это теплолюбивое растение, которое не сможет жить в холодном для него московском климате. Ответ: г) не является верным. Картофель хорошо живёт в московском климате, но он не относится к библейским растениям, он был привезён из Южной Америки в Евразию лишь в середине XVI века. События, описанные в Библии, касаются в основном территорий Ближнего Востока и Египта и относятся к началу новой эры (более 2000 лет назад).

Ответ: а) не является верным. Представляется, что сфагнум не является библейским растением, поскольку события, описанные в Библии, происходили в основном на аридных (засушливых и жарких) территориях, в то время как сфагнум – болотное растение, для которого требуется повышенное увлажнение. Кроме того, мох сфагнум может жить в московском климате

Ответ: б) не является верным. Роза является библейским растением и может жить в московском климате.

Ответ: в) является верным. Смоковница (фига, смоква, инжир) является библейским растением. Это теплолюбивое растение, которое не сможет жить в холодном для него московском климате. Ответ: г) не является верным. Картофель хорошо живёт в московском климате, но он не относится к библейским растениям, он был привезён из Южной Америки в Евразию лишь в середине XVI века. События, описанные в Библии, касаются в основном территорий Ближнего Востока и Египта и относятся к началу новой эры (более 2000 лет назад).

6. Ежегодно тысячи тонн продуктов из магазинов отправляются на свалки только потому, что у них истек номинальный срок хранения. Для того чтобы знать, действительно товар испортился или нет, химики из Фраунгоферовского института (Германия) предлагают:  а) упаковывать пищевые продукты в герметичную упаковку и не указывать их срок хранения;  б) упаковывать пищевые продукты в негерметичную (полупроницаемую) упаковку и наносить на нее специальный краситель, меняющий цвет при контакте с токсичными веществами; +  в) упаковывать пищевые продукты в герметичную упаковку и наносить на нее специальный краситель, меняющий цвет при контакте с нетоксичными веществами;  г) переклеивать на упаковках пищевых продуктов наклейки с информацией о сроке хранения после его истечения.

6. Ежегодно тысячи тонн продуктов из магазинов отправляются на свалки только потому, что у них истек номинальный срок хранения. Для того чтобы знать, действительно товар испортился или нет, химики из Фраунгоферовского института (Германия) предлагают:

а) упаковывать пищевые продукты в герметичную упаковку и не указывать их срок хранения;

б) упаковывать пищевые продукты в негерметичную (полупроницаемую) упаковку и наносить на нее специальный краситель, меняющий цвет при контакте с токсичными веществами; +

в) упаковывать пищевые продукты в герметичную упаковку и наносить на нее специальный краситель, меняющий цвет при контакте с нетоксичными веществами;

г) переклеивать на упаковках пищевых продуктов наклейки с информацией о сроке хранения после его истечения.

Ответ а) не является верным. Не указывать на упаковках срок хранения не допустимо. Герметичная упаковка скроет образование (запах, вкус) ядовитых продуктов разложения просроченных продуктов. Это, во-первых, не позволит определить, испортился товар или нет, во-вторых, может привести к отравлениям людей, если товар действительно испортился.

Ответ б) является верным. Полупроницаемая (негерметичная) упаковка позволяет выделяться наружу ядовитым продуктам разложения испорченных продуктов. Изменение цвета нанесённого на упаковку специального красителя, реагирующего на токсичные вещества, будет свидетельствовать о том, что товар действительно (а не формально – по сроку хранения) испорчен.

Ответ в) не является верным. Нанесение красителя, реагирующего на нетоксичные вещества, на герметичную упаковку не позволит определить испорченный товар. Во- первых, ядовитые продукты разложения просроченных продуктов не смогут проникнуть сквозь непроницаемую упаковку. Во-вторых, такой краситель будет практически сразу менять цвет при контакте с различными нетоксичными веществами окружающей среды.

Ответ г) не является верным. Продавец товара обязан указывать реальный срок годности товара. Фальсификация срока хранения после его истечения может несколько снизить объем выбрасываемых на свалку продуктов, но будет правонарушением.

http://ecol.olimpiada.ru/tasks

http://ecol.olimpiada.ru/tasks


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!