СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Османская империя. Персия.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Османская империя. Персия.»

Всемирная история 8 класс.

Тема: Османская империя. Персия.

Цель: охарактеризовать эпоху тюльпанов; определить русско-турецкие войны и содержание мирных договоров; раскрыть сущность Восточного вопроса; дать представление о социально-экономическом развитии; рассмотреть реформы  Селима III; дать краткую характеристику  положения в Персии XVIII в.

Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся характеризуют эпоху тюльпанов в Османской империи; называют итоги русско-турецких войн; раскрывают сущность Восточного вопроса; рассказывают о социально-экономическом развитии Османской империи; определяют  реформы  Селима III; особенности внутриполитического развития Персии; характеризуют политику Надир-шаха. Метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тип урока: изучение нового знания.

Ход урока. Организационный момент.

II. Актуализация темы. На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому тоже предшествует легенда о персидском царе Фархаде. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита.

Обезумевший от горя Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, отныне символ страстной любви - тюльпаны.

Объявление темы и определение целей урока.

III. Изучение нового материала. Презентация

В ходе презентации составляется хронологичес4кая таблица

1.      (1718 – 1730) – Эпоха тюльпанов в Османской империи.

Начало XVIII века в Османской империи ознаменовалось тягой к европейской культуре. В Стамбуле  появляется западная роскошь, великолепие и современные тенденции. Современники писали о пышных празднествах на европейский лад, среди  которых особое место отводилось праздникам тюльпанов. Поэтому данный период в истории Турции называют эпохой тюльпанов. Клубни тюльпанов ввозили в страну в огромных количествах из Голландии. В арабском написании слова «тюльпан» присутствуют те же буквы, что и в слове «Аллах».

            (1703-1730) – правление султана Ахмеда III.  Эпоха тюльпанов требовала больших затрат, вследствие чего постоянно повышались налоги. Это привело к росту недовольства и бунту. Ахмед III был низложен, а введенные им налоги и пошлины отменялись. Наступил конец эпохи тюльпанов.

            2.Русско-турецкие войны.

(1768-1774)- Русско-турецкая война.

1774 – Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

*Крым обрёл независимость от Турции.

*России возвращались земли между Днепром и Бугом.

*Чёрное море и проливы открывались для русского торгового мореплавания.

*Россия получила право покровительствовать Молдавии и Валахии и православной церкви в Турции.

*Османская империя обязалась выплатить военную контрибуцию.

(1787-1791) – русско-турецкая война.

1791 – Ясский мир.

         Русско-турецкая граница была отодвинута к Днестру.

         Турция подтвердила покровительство России над Молдавией и Валахией.

3.Восточный вопрос.

Восточный вопрос – это международные противоречия,  связанные с распадом Османской империи и борьбой великих держав Англии, Франции, Австрии, Пруссии, России за раздел её владений, в первую очередь европейских.

            4.Социально- экономическое развитие Османской империи.

Расширение торговых связей способствовало развитию товарно-денежных отношений. Большие возможности сбыта продуктов с/х  привели к изъятию феодалами у крестьян продуктов насильственными методами.

Крестьяне бросали землю и бежали в города в городах скапливались люди не имевшие средств к существованию. Большой урон городам наносили пожары, чума. Среди чиновников господствовало взяточничество. Производители не выдерживали конкуренции с иностранными товарами. Армия и флот отставали от европейских. Янычары превратились в разнузданную вольницу. Всё свидетельствовало о кризисе. В отдельных частях империи – Ираке, Аравии, Египте, странах Северной Африки – сформировались местные династии правителей со своими армиями и самостоятельной внешней политикой. Усилилось стремление частей империи к обособлению.

            5.Реформы Селима III.

(1789 -1807) – правление  Селима III. Стремился реорганизовать Османское государство по европейской модели. Вел тайную переписку с Людовиком XVI, являлся большим любителем музыки и сам сочинял музыкальные произведения.

1792-1796 – указ об изъятии земельных владений у лиц уклоняющихся от военной службы и обеспечении армии султана солдатами. Создал новый корпус регулярных войск по европейскому образцу, военно- инженерное училище,  начал преобразования во флоте. На офицерские должности приглашались инструкторы иностранцы. Новый флот насчитывал 23 линейных корабля.

            Селим III пытался перестроить гражданское управление. Подчинил деятельность великого визиря контролю неофициального  «совета 12». Учредил постоянные посольства Турции за границей. Реформам помешало вторжение войск Наполеона в Египет, противодействие крупных феодалов и духовенства, особенно янычар. Крестьяне тоже не поддерживали реформы из-за введения новых налогов. Селим III был задушен, янычары подняли восстание и взяли Стамбул, все реформы отменили.

            6.Персия в XVIII в.

В начале  XVIII в. Персия потеряла значительные территории в следствии войн с Турцией и Россией. Вторжение афганских племен в 1722 ухудшило положение. Полководец Надир – хан сумел нанести афганцам поражение и восстановить страну. Народ с восторгом благословил его на царство.

(1736-1747) – правление Надир-шаха. «Завоеватель мира».

Сообщение учащегося подготовленное как опережающее

Завоевал и присоединил большую часть Закавказья, среднеазиатские  ханы признали свою вассальную зависимость. Наиболее удачным оказался поход против империи Великих Моголов в Индии 1739.

            Награбленное в походах позволило сократить налоги, построить крупные военные предприятия, восстановить торговлю. Стремясь  укрепить свою власть,  ограничил привилегии духовенства и крупных феодалов, восстановил против себя и тех и других. Попытка примирения шиитов и суннитов вызвала недовольство среди населения.

            В конце своего правления стал подозрительным , увеличил налоги, увеличилось число массовых казней. Это привело к заговору в результате которого Надир-шах был убит.

(1758-1779) – Карим-хан (называл себя уполномоченным государства).

Снизил налоги, боролся с воровством местных правителей,  добился подъёма в с/х, установил твердые цены на продукты и товары в городах, ввел ночные патрули для безопасности. После его смерти начались междоусобицы, которые завершились установлением в 1779 г. новой династии Каджаров.

            IV. Рефлексия. ? с.207.

Д/З §17 – изучить. Опережающее сообщение «Индия в XVIII в.».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!