СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования на уроках групповых форм работы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о плюсах и минусах использования групповых форм работы на уроках в свете ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования на уроках групповых форм работы»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.


Одно из требований к современному уроку – использование групповых форм работы. Действительно, работа в парах и группах способствует, например, развитию коммуникативных и регулятивных УУД. Учась организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, ученик приобретает умение разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, умение формулировать свое мнение. Переоценить значение этих умений сложно… Однако не случайно, что у групповых форм работы много противников. В последние сто лет в методической науке групповой метод работы то поднимали на щит, а то объявляли вредным. Давайте разберем все «плюсы» и «минусы» групповых форм работы.

«Плюсы» несомненны. Человек живет в обществе и не может существовать отдельно от этого общества. Но умение общаться с людьми не врожденное, а приобретенное; ему необходимо учиться с юных лет, и не последнюю роль в этом играет школа. Более того, если умению «просто общаться» ребенок может научиться и за пределами учебного заведения, то умение осуществлять совместную деятельность, направленную на выполнение общего дела( обязанностей, работы), развивает прежде всего школа; а умение осуществлять совместную учебную деятельность – только школа. Мы учимся всю жизнь. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба наших выпускников, кем бы они ни стали работать, они должны будут дальше учиться, приобретать новые знания, необходимые для успешной работы, а для этого они еще со школьной скамьи должны научиться осуществлять совместную учебную деятельность. Работая в парах и группах, участники которых отличаются друг от друга характером, способностями, уровнем знаний и умений, желанием овладевать новыми знаниями, ученик вынужден приспосабливаться к подобной обстановке, он учится :

  1. Определять и трезво оценивать возможные роли всех участников группы совместной деятельности;

  2. Трезво определять свои собственные возможности в выполнении того или иного задания, играть определенную роль в совместной деятельности ( иногда – выбранную самостоятельно иногда – навязанную обстоятельствами );

  3. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение ( точку зрения), доказательство ( аргументы), факты.

  4. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  5. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  6. Корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

  7. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения ( если оно таково) и корректировать его;

  8. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  9. Выделять общую точку зрения в дискуссии;

  10. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  11. Организовывать учебное взаимодействие в группе ( определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  12. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием или неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Одним из важных элементов работы в группе является выставление взаимооценки. В процессе взаимопроверки ученик учится анализировать учебную и познавательную деятельность других обучающихся, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, определять причины успеха или неуспеха всей группы и находить способы выхода из ситуации неуспеха. (Способствовать выходу из ситуации неуспеха в группе гораздо тяжелее, чем найти и исправить собственные ошибки) , описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса.

Теперь «минусы» групповых форм работы, на которые указывают их противники.

1 Учеба – процесс индивидуальный. У обучающихся разные возможности, способности, желание учиться. Нельзя ставить качество приобретенных новых знаний, умений и навыков в зависимость от деятельности других участников группы. Неправильно ставить ученика в условия, когда он может попасть в ситуацию неуспеха не из-за своих действий, а из-за ошибок других участников учебного процесса.

2 Работа в парах и группах способствует необъективной оценке деятельности участников совместного проекта. Участники группы как правило вносят разный вклад в реализацию того или иного проекта. Кто-то активно работает, кто-то прикладывает мало усилий, а кто-то вообще пассивен. Отметка же зачастую ставится всем участникам группы одинаковая, т.к. учитель не может проконтролировать вклад каждого отдельного ученика в создание проекта, а оценивает конечный результат всей группы в целом. Это даже приводит к тому, что «троечники» приветствуют работу на уроке в группах, т.к. воспринимают ее как возможность получить хорошую отметку не прилагая усилий.

И положительные, и отрицательные стороны групповых форм работы действительно имеют место. Помня о «плюсах», отказываться от таких форм работы нельзя, однако не стоит забывать и о «минусах». Отрицая их, мы, как страус, прячем голову в песок. Надо не отрицать «минусы», а стараться минимизировать их, правильно организуя групповые формы работы. Рассмотрим некоторые распространенные ошибки, которые возникают у учителей при неправильной организации работы в парах и группах.

Одной из таких ошибок является статичный или случайный состав групп. Учителя нередко в начале года разбивают учеников на группы, а потом, когда надо выполнить групповое задание, просто объявляют : « А теперь сели по группам. Вы все уже знаете, кто с кем в группе состоит». Или же состав группы является случайным, т.е. группа составляется тут же на уроке в зависимости от того, кто с кем на этом конкретном уроке сидит. Что ж, подобное распределение учеников позволяет учителю сэкономить время урока– но это единственный «плюс». Эффективности же от такой «работы в группах» немного. Покажем это на примере. Одним из наиболее распространенных заданий, даваемых учителем группе, является задание подготовить доклад, устное сообщение по той или иной теме. Подразумевается, что участники группы ( или пары) собирают информацию из разных источников и составляют вместе на ее основе какое-то сообщение, презентацию. Это задание может выполняться как дома, так и на уроке. Например, ученики должны прочитать параграф и вместе выбрать из него информацию, относящуюся к той или иной теме. Но на практике никакой групповой работы при такой организации задания не происходит. Как правило, доклад или сообщение дома готовит один ученик, зачастую просто бездумно скачивая информацию из интернета. Потом он в классе монотонно рассказывает ее или даже читает с листа, а остальные в это время стойко скучают…В классе работу тоже выполняет один-два наиболее успешных ученика в группе, а остальные в лучшем случае списывают, а то и просто пассивно присутствуют рядом. Как избежать этого? Состав групп должен быть динамичным и обновляться учителем каждый раз в зависимости от вида и цели даваемого задания. Так, если заданием является подготовка доклада или устного сообщения, то лучше, чтобы ученики были распределены в группы в зависимости от уровня успеваемости. Можно, например, составить группы «докладчиков», «иллюстраторов»,«журналистов» и «слушателей». Наиболее трудная работа у «докладчиков». Они должны непосредственно подготовить то или иное устное сообщение. В этой группе должно быть столько человек, сколько выступлений планируется выслушать за урок. Разумеется, каждый ученик будет готовить свой доклад индивидуально, но это не будет бессмысленное скачивание информации из интернета, т.к. докладчик знает : с его докладом будут работать другие учащиеся , т.е. если его доклад будет нудным, неинтересным, непонятным, то и работа остальных групп над его докладом провалится. Возможно даже, чтобы докладчик получал отметку не просто за сам факт подготовки сообщения, а с учетом того, как другие группы справятся со своими заданиями. Если доклад будет ярким и интересным, если докладчик будет выразительно, «с чувством, с толком, с расстановкой» его рассказывать, а не просто монотонно бубнить, докладчика станут слушать, будут усваивать озвученную информацию. Доклад должен сопровождаться «наглядностью» : презентацией, картинками, рисунками, схемами и таблицами, вставками экспонатов и т.д. Это готовить группа «иллюстраторов». Разумеется, заранее. Чтобы подготовить «иллюстрирование», участники группы должны заранее самостоятельно ознакомиться со всеми докладами, чтобы иметь возможность подготовить материал. Работа объемная и серьезная, доступна ученикам с высоким уровнем успеваемости. Группа «журналистов», выслушав на уроке доклады, должна тут же составить вопросы по их содержанию. Такая работа требует от учеников внимательно слушать докладчиков, понять суть доклада, отделить главную информацию от второстепенной. Подобрать хорошие, интересные вопросы можно только после деятельного обсуждения группой доклада. Группа «слушателей» достается самая легкая задача – репродуктивный уровень, так что в нее должны входить учащиеся, которым пока сложно выйти на творческий уровень ( на нем в той или иной степени работают участники всех остальных трех групп ). «Слушатели» должны выслушать доклады и ответить на вопросы, заданные группой «журналистов». Итак, мы видим, что более творческий подход к распределению школьников на группы обеспечивает активную деятельность всех учеников на уроке.

Приведем еще один пример. Одним из наиболее распространенных заданий на уроке является выполнение тренировочных упражнений по той или иной теме. Это решение задач по математике, выполнение упражнений по русскому языку, составление диалога по иностранному языку, выполнение тестовых заданий и т.д. В идеале групповые формы работы при выполнении таких заданий должны принести замечательные плоды. Ученики думают над заданием все вместе, каждый предлагает свой вариант решения, более сильные ученики помогают тем, у которых возникли трудности… В общем, реализуется все то, ради чего групповые формы работы и рекомендуется применять на современном уроке. Но как избежать возникновения ситуации, далекой от этого идеала, когда задание, данное группе, выполняется одним сильным учеником( или двумя учениками ), в то время как те, кто не желает работать, просто пользуются плодами его труда? Бесполезно отрицать, что такое случается сплошь и рядом. Чтобы оживить процесс закрепления новых знаний, нужно отойти от традиционной формы выполнения данного задания, можно использовать нестандартную постановку проблемы перед каждой группой. Приведем в пример игру «Экзамен». Итак, класс делится на группы : «ученики», «помощники», «учителя», «профессора». Состав групп зависит от уровня успеваемости школьников. Поначалу учащиеся делают одинаковое задание : выполняют данное учителем упражнение. Но потом роли каждой группы расходятся. «Ученики» - это группа школьников, у которых выполнение задания, по мнению учителя, может вызвать определенные трудности. Обычно этим детям сложно выполнить задание самостоятельно, они нуждаются в помощи, за которой могут в случае необходимости обращаться к «помощникам», которые в свою очередь могут обращаться к «учителям». Выполненные таким образом задания «ученики» и «помощники» предоставляют на проверку «учителям». Те проверяют упражнения, выставляют отметки, задают «ученикам» и «помощникам» устные вопросы. Последняя группа – это «профессора». В нее входят наиболее сильные ученики класса. Их задания могут варьироваться. Например, они могут получить карточки более сложного уровня, которые проверяет уже непосредственно учитель, или просто дополнительное задание ( как правило, такие дети работают быстрее среднего ученика и за то же время успевают выполнить больше стандартных упражнений ). Вариантов много. Главное, чтобы учитель применил к формулировке заданий творческий подход. Предложенная выше схема подразумевает распределение учеников по группам в зависимости от уровня их успеваемости. Ее «плюс» в том, что группы получают разноуровневые задания в зависимости от своих возможностей, а «минус» - что некоторые ученики воспринимают такое разделение болезненно, как деление на «плохих» и «хороших», могут почувствовать себя униженными. Чтобы избежать этого, можно предложить работу по группам в форме игры «Цветок» ( хотя эта игра, конечно, прежде всего подходит для учеников 5 – 7 классов, не старше ). Учащимся предлагаются задания разного уровня ( по количеству участников в группе ), чтобы каждый ученик мог выполнить то задание, которое ему по силам. Эти задания выполняются на листках, вырезанных в форме лепестков цветка, которые потом с помощью скотча, клея и т.д. присоединяются к заранее вырезанной серединке цветка. Достоинства этой формы организации групповой работы в том, что учащихся не делят в группы по уровням успеваемости, что в младших классах средней школы часто воспринимается болезненно; в то же время каждый ученик получает возможность выполнить задание, соответствующее его уровню, хотя обращаться за помощью к другим членам группы не возбраняется. А самое главное – количество заданий, равное количеству участников группы, не позволяет выполнять все задания одному, самому сильному, учащемуся : он просто не успеет сделать все и за всех… Разумеется, предложенные варианты организации работы в группах на уроке подходят не в каждом классе и не на каждом уроке. Главное – учитель должен чувствовать, какой вид работы подходит для детей в данный момент, не вгонять работу по группам в некое прокрустово ложе, не использовать клише, а быть гибким, не бояться экспериментировать, проявлять творческое начало.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!