Содержание занятий должно:
Соответствовать возрасту и возможностям ребёнка,
В ызывать у него положительный настрой,
Стимулировать у ребёнка дальнейшие самостоятельные «творческие поиски».
Главное,
что требуется от педагогов одарённого ребёнка – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.
Тогда естественное творческое отношение ребёнка к себе и окружающему миру не угаснет, а будет поддерживаться и закрепляться.
Поощряйте самостоятельность ребёнка (конечно, если это не наносит вред), не мешайте желанию ребёнка сделать что-то по-своему.
Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
Б ольшое внимание уделяйте организации творческого процесса, поддержанию творческой атмосферы.
Не навязывайте свою программу действий и образов, манеру изображения и решения каких-то задач; попытайтесь понять логику и игру воображения ребёнка и встроиться в неё, используйте игровые моменты, ставьте творческие задания, творите вместе с ребёнком.
Предлагайте детям создавать больше образов.
Развивайте чувство меры в отношении детей к творческой деятельности – избегайте перенапряжения и однообразия.
Используйте награды за необычные ответы, придумки.
Поддерживайте на занятиях положительный настрой у ребёнка (и сохраняйте его сами) – активность, сосредоточенность, вера в свои силы.
Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был опытный, любящий проводник. (Алла Баркан)
Существует определённая возрастная последовательность проявления одарённости в разных областях. Одарённость к искусству выступает раньше, чем к наукам (особенно рано может проявиться одарённость к музыке, затем к рисованию).
О дарённось ребёнка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врождённые задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности.
Выявить одарённого ребёнка можно двумя способами:
Наблюдение,
Специальная диагностика.
О признаках одарённости нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний (тестов, анкет).
Одарённость детей может быть установлена и изучена в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребёнком той или иной содержательной деятельности.
При этом ранние проявления одарённости ещё не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одарённости.
Выявлению и развитию одарённости у детей содействуют:
специальные школы (напр., музыкальная, художественная, математическая и т.д.),
разнообразные кружки и студии, детские технические станции,
проведение школьных олимпиад, конкурсов и фестивалей художественно-творческой направленности и т.п.
Так же об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека.
Н е существует ни теории, ни методов его диагностики. Поэтому понятие Талант - не столько научное, сколько «житейское». Формирование и развитие таланта зависит от собственной активности и условий жизни ребёнка.
Проявлению таланта способствуют:
Демократический стиль отношений в семье,
Отсутствие жесткой регламентации поведения,
Н аличие творческого образца для подражания,
Одобрение и подкрепление творческого поведения ребёнка.
В последнее время предлагается множество программ развития одарённости. Как оценить эффективность той или иной программы?
Наиболее эффективной будет та программа, которая прежде всего заботится о развитии личности ребёнка.
К.Роджерс, создатель гуманистической психологии, говорил:
нельзя форсировать развитие ребёнка, необходимо создавать условия для развития его внутренних возможностей, формировать творческую мотивацию и соответствующую систему ценностей.