СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятники Санкт -Петербурга из металла. Египетский мост.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Санкт –Петербург один из самых красивых городов мира. Его не зря называют северной Пальмирой. Он очаровывает архитектурой зданий, неповторимыми орнаментами мостовых ограждений, многообразием стилей скульптурных композиций. Облик города отражает единство прошлого, настоящего и будущего.

Именно в Петербурге в 20х годах девятнадцатого столетия впервые в Европе были сооружены висячие мосты: Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Львиный, Банковский.  Проекты были разработаны инженером Треттером. Очень интересна история Египетского моста. 

Просмотр содержимого документа
«Памятники Санкт -Петербурга из металла. Египетский мост.»

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТЕРБУРГА В МЕТАЛЛЕ И КАМНЕ

Египетский мост. Сфинксы.

Авторы: студенты

гр.2114 Гриценчук Андрей Русланович

гр.2214 Родионов Савелий Максимович

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невский машиностроительный техникум»

преподаватель Сущенко Татьяна Александровна

Приложение Б





Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Невский машиностроительный техникум»















ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПЕТЕРБУРГА В МЕТАЛЛЕ И КАМНЕ

Египетский мост. Сфинксы





Выполнили:

Студент гр.2114 Гриценчук А.Р.

Студент гр.2214 Родионов С.М.

Преподаватель:

Сущенко Т.А.







2016г.






Тема: «Историческое наследие Петербурга в металле и камне.

Египетский мост. Сфинксы Петербурга»


ПЛАН

  1. История Египетского моста и сфинксов.

  2. Характеристика материала сфинксов.

  3. Технология изготовления. Реставрация сфинксов.


«Богов иль разума чужого порожденье –

Он выполнить готов своё предназначенье.

На страже Сфинкс земных границ

И чужаков повергнет ниц.»

Г. Андреева

Санкт –Петербург один из самых красивых городов мира. Его не зря называют северной Пальмирой. Он очаровывает архитектурой зданий, неповторимыми орнаментами мостовых ограждений, многообразием стилей скульптурных композиций. Облик города отражает единство прошлого, настоящего и будущего.

Именно в Петербурге в 20х годах девятнадцатого столетия впервые в Европе были сооружены висячие мосты: Пантелеймоновский, Египетский, Почтамтский, Львиный, Банковский. Проекты были разработаны инженером Треттером. Очень интересна история Египетского моста. Вообще для того периода был характерен повышенный интерес к культуре Древнего Египта. Он проявлялся и в архитектуре.

Создание Египетского моста было вызвано большим расстоянием между Калинкиным и Измайловским мостами и давно назревшей потребностью в улучшении транспортной связи между районами, разобщенными Фонтанкой. Проект был составлен инженерами В. А. Христиановичем и В. фон Треттером. Прообразом послужил цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Конструкция Египетского моста являлась облегчённой копией Пантилеймоновского. Охранять конструкцию должны были сфинксы.

Образ Сфинкса – древнего символа единства Времени и Пространства, стража сокровенных знаний Прошлого, стерегущего путь к открытиям Будущего – постоянно присутствуют в русской литературе и художественных традициях на протяжении XVIII – XIX в. как метафора противоречивости и непредсказуемости Судьбы России. В культуре XIX столетия Невский Сфинкс часто выступал в роли аллегории северной столицы.


Работы по проектированию начались в 1824 году (Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий герцог А. Вюртембергский 6 февраля 1825 года в очередной раз напоминал о необходимости скорейшего окончания проектирования).

17 апреля 1825 года Треттер представил ему чертежи и пояснительную записку цепного моста в двух вариантах, различающихся по стоимости (148 500 и 158 500 рублей). По требованию герцога Вюртембергского Треттер переработал проект в сторону дальнейшего удешевления моста. В связи с этим мост пришлось сделать не косым (учитывающим направление улиц), а перпендикулярным к набережной. 

  


Проект моста рассматривался в Комиссии проектов и смет ГУПС и ПЗ 4 июня 1825 года. Датой начала строительства можно считать август 1825 г., когда стали забивать сваи под основания береговых устоев (с 9 по 25 августа было забито 264 сваи длиной 8,52 м и 10,65 м).

 Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. На этих работах было занято до 130 каменщиков.

Для облицовки использовались гранитные блоки, вынутые из стенок рвов, окружавших Инженерный замок. Каменные работы были завершены в начале ноября 1825 года, поэтому монтаж самого моста был перенесен на следующий, 1826 год.

Чертежи лесов для монтажа цепей и пилонов:


  

Металлические конструкции моста были изготовлены на заводе Берда, являвшегося одним из самых лучших литейно-механических предприятий Петербурга. К слову, имя Берда, которое сейчас знакомо далеко не каждому коренному петербуржцу, в своё время являлось символом предприимчивости и успеха.

Нужно отметить, что все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда.

Торжественное открытие моста состоялось 25 августа 1826 года. Еще за месяц до этого события был специально разработан церемониал открытия. И в восемь часов пополудни движение по мосту началось.


В принципе, по конструкции мост не слишком отличался от Пантелеймоновского моста. Тем не менее, Треттер и Христианович внесли определенные изменения в проект с целью уменьшить раскачивание конструкции. Вместо пяти рядов цепей новый мост имел только три ряда с устройством тротуаров на консолях за пределами крайних цепей. Цепи были расположены так, что едва касались середины настила, а под опорами цепей были расположены подвижные тележки. Впрочем, все эти усовершенствования так и не дали желаемого результата, а вот меньшее количество цепей, возможно, сыграло свою отрицательную роль в судьбе моста.  

Техническая характеристика моста была следующей: пролет моста — 54,8 м; ширина моста — 11,7 м; расстояние между точками приложения цепей к порталам — 48,46 м; стрела подъема 1/10 пролета; высота колонн портала — 6,5 м; диаметр колонн у основания 65 см, вверху — 50 см.


Модель Египетского моста в масштабе 1:56. 1830-е годы


Мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Колонны, фриз и карниз — элементы портала — были наиболее пышно декорированы. Колонны и контрфорсы перекрывались архитравной балкой с развитым египетским карнизом, на котором были укреплены малое и большое золоченые изображения бога Ра в виде крылатого солнца. Порталы украшал золоченый орнамент, и в них были устроены фонари с «варшавскими» лампами. Стыки элементов цепей и ограждений прикрывались золочеными розетками. Стилизованные орнаменты в чугуне, покрытые сусальным золотом на коричневом фоне окрашенной поверхности, отличались тонкими и высокохудожественными формами.

Чугунные перила моста были также выдержаны в «египетской манере».

 


Для увеличения сходства с древнеегипетскими храмами у въездов на мост установили четырех сфинксов, отлитых на заводе Берда по модели скульптора П.П.Соколова, который в России явился зачинателем в создании художественных произведений монументально-декоративной скульптуры, служащих целям декорирования мостов. Его скульптуры, несомненно, обогатили архитектурный облик города. Для моста на заводе Берда были первоначально отлиты две пробные скульптуры сфинксов. В начале ХХ века они были выкуплены купцом Галактионовым, занимавшимся торговлей металлом, и установлены у его дома на Верейской улице. При переезде купца на Можайскую улицу туда же были перенесены и сфинксы.




В 1960-х гг. по инициативе главного инженера «Ленмостотрест» П. Степнова сфинксов отреставрировали и в 1971 г. установили на лестничном спуске набережной Малой Невки у Каменноостровского моста. В 2005 г. скульптуры, пострадавшие от вандалов, демонтировали и, после реставрации, временно установили перед зданием ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте. 17 апреля 2010 года сфинксы возвращены на набережную Малой Невки.



Сфинксы, которые стали охранять въезд на мост, в противовес египетским имеют женское лицо, что более характерно для изваяний периода Древней Греции. В Греции Сфинкс – это существо, которое предсказывает судьбу, поэтому оно изображалось в облике женщины.





В кругах историков, изучающих архитектуру Петербурга и наследие скульптора Соколова, бытует мнение, что лицо сфинкса – это лик Елизаветы Алексеевны, урождённой Луизы-Марии-Августы, принцессы Баденской и супруги императора Александра Первого. Ей посвящал стихи Пушкин, она была дружна с историком Карамзиным, и вполне может быть, что именно она стала музой Бетховена, для которой он написал «К Элизе». Столь яркие знакомства и красочные мазки в биографии можно объяснить только одним: императрица была сказочно красива и заслуживала того, чтобы о ней слагали стихи и в её честь творили гении.







По греческой же мифологии сфинкс с женским ликом является одним из самых жутких и загадочных демонов. Ведь именно это существо преграждало в Фивах путь одинокому путешественнику и задавало ему загадку: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Того, кто отвечал неправильно, сфинкс либо душил, либо съедал. А ответ был: человек.

По некоторым легендам, Сфинксы были выбраны для охраны Египетского моста не случайно. Ведь по приданиям, Сфинкс охраняет империю. У него есть все символы власти: клафт (полосатый платок), Урей (священный змей или «третий глаз»), двойная корона.

Но к сожалению, им пришлось пережить непредвиденную трагедию – обрушение моста.



Египетский мост служил на протяжении 79 лет, в продолжение которых проводились неоднократные ремонты: в 1876, 1887, 1894, 1900 годах.

20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки.

Газета «Новое время» писала: «Жалкую картину представляет теперь бывший Египетский мост... Только чугунные, выкрашенные в красную краску сфинксы молчаливо, загадочно смотрят на волнующуюся толпу...».

Инцидент обошелся без человеческих жертв, но молниеносно вызвал ряд предположений относительно истинных причин обрушения.

Причина катастрофы так до конца и не была установлена. Традиционно популярная версия разрушения моста из-за возникновения резонанса, не имеет под собой никаких оснований (особенно если учесть, что по мосту шла не пехота, а конница, которая "в ногу" не ходит).

Комиссия Городской думы предположила, что виной катастрофы была раковина в металле одного из звеньев цепи, однако в кованых ("сваренных") полосах и брусках, из которых были сделаны цепи, такое явление случается крайне редко. В наши дни высказывается предположение, что мост погиб из-за явления хладноломкости.


После разбора остатков конструкций от цепного моста остались только береговые устои и скульптуры сфинксов. Авария вызвала скептическое отношение и к цепному Пантелеймоновскому мосту, который был разобран в 1907 году.

Вместо разрушенного Египетского моста в створе Усачева переулка был построен деревянный семи пролётный мост трапецеидально-подкосной системы. Открытие временного моста состоялось 16 апреля 1905 года. Трасса моста была весьма неудобной, поскольку въезды транспорта осуществлялись под прямым углом по нешироким набережным Фонтанки. С неоднократными ремонтами мост просуществовал до 1955 г. (по другим данным — до 1956 г.)

В 1907 году рассматривались три варианта проектов нового моста через Фонтанку по трассе цепного моста: первый из них предусматривал однопролетный арочный мост с ездой понизу, второй — трех пролетный балочный, а третий — однопролетный арочный с ездой поверху. В 1913 г. инженер А. П. Пшеницкий и архитектор М. С. Лялевич составили проект моста, который предусматривал перекрыть Фонтанку пологими стальными арками, аналогичными по конструкции аркам нового Пантелеймоновского моста. Комиссия в составе Л. Н. Бенуа, М. П. Боткина и И. И. Кетова одобрила проект, однако его осуществлению помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1928 г. из-за ветхости временного моста вновь стал вопрос о возведении постоянного моста по трассе висячего Египетского моста. Проектирование моста затянулось на долгие годы, и только к 1955 году этот процесс был завершен (за этот период было составлено много вариантов проекта моста: в 1928-1930 гг. — семь, в 1949 г. — два, в 1954 г. — три, в 1955 г. — два.

Проект Египетского моста создавался в двух проектных институтах: конструктивная часть разрабатывалась в Ленгипроинжпроекте главным инженером проекта В. В. Демченко, а архитектурная — в Ленпроекте архитекторами П. А. Арешевым и В. С. Васильковским. В 1955 году мост был построен и 30 декабря 1955 года Государственная комиссия приняла его в эксплуатацию.  Испытание моста было проведено кафедрой мостов и тоннелей ЛИИЖТа; при этом в качестве испытательной нагрузки были использованы четыре машины на гусеничном ходу массой по 43 т. Построенный мост получил то же самое название, и также был декорирован в египетском стиле. 


Мост однопролетный. Трасса моста пересекает Фонтанку наискосок: продольная его ось относительно перпендикуляра к набережной составляет угол 20°. Расчетный пролет составляет 44 м, ширина моста между перилами — 27 м, в том числе ширина проезжей части 21 м, а тротуаров — по 3 м.

Главные балки пролётного строения представляют собой двух шарнирные рамы с металлическими сварными ригелями двутаврового сечения. Нижний пояс их очерчен по кривой радиусом 98,484 м, а верхний — по параболе, «ноги» рамы выполнены из железобетона в виде сплошной стенки. Каждый ригель состоит из трех монтажных секций. Для сокращения высоты сечения рам в средней части пролета в работу главных рам включена железобетонная плита проезжей части. Плита проезжей части в поперечном направлении опирается на девять параллельных рам, отстоящих на 3,31 м друг от друга.

Устои моста монолитные железобетонные на свайном основании. Под устои забито по 162 деревянные сваи диаметром 32 см с уклоном 2:1, а под открылки — вертикальные — по 71. Длина свай — 19 м (устои), 14 м (открылки). Стенки устоев облицованы гранитными плитами. У сопряжения открылков с набережными на гранитных пьедесталах установлены скульптуры сфинксов, украшавшие подвесной Египетский мост. У въездов на мост на гранитных постаментах установлены обелиски фонарей освещения. Обелиски выполнены из железобетона с художественной чугунной облицовкой.

Египетские мотивы нашли своё отражение на узоре ограды в виде цветков лотоса, в стойках моста, украшенных лавровыми венками, в ограждениях, дополненных изящными розетками и консолями, и, конечно же, в фигурах сфинксов, которые по-прежнему стоят на въезде.

В древнем Египте лотос – символ солнца, плодородия, процветания. Стилизованные памятники – обелиски – «лучи солнца», украшены чугунной облицовкой и барельефами, с изображениями лотоса.


Композиция решетки перекликается с оградой подвесного моста. Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.



А как же сфинксы? Они переносили все тяжести и горести вместе с жителями города. Во время блокады один из сфинксов пострадал во время бомбардировки — восстановление скульптуры было произведено ленинградскими реставраторами после войны.

24 февраля 1989 года с одним из сфинксов столкнулся автомобиль, от сильного удара скульптура упала в Фонтанку. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена.

Сейчас сфинксы – на своем месте. Все так же загадочны и прекрасны.





В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса: выполнен ремонт гранитного постамента и скульптуры. В 2006 г. была произведена реставрация остальных трех скульптур сфинксов, работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции «Магазин подарков ко дню рождения города». Торжественное открытие скульптуры состоялось 27 мая 2006 года.

Характеристика материала сфинксов


Художественно исполненные и тонко отлитые сфинксы были выполнены по модели П.П. Соколова. Модель изготовлена была из глины, форма из – алебастра.

«Обязуюсь, - писал скульптор Департаменту путей сообщения, - сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру 17 января 1826 года. Академик Соколов.»

Сфинксы были отлиты целиком и полыми. На голове у сфинкса после отливки были закреплены шишаки с бронзированными дугами, к которым крепились фонари. Все металлические элементы: сфинксы, каркасы, цепи, плиты и др. детали, были отлиты и изготовлены на заводе Берда. Для выполнения мостовых ограждений и сфинксов был использован серый ферритный чугун.



Для изготовления массивных статуй и сейчас применяют обычный серый чугун. Химический состав чугуна должен быть близок к эвтектической концентрации, обеспечивающей высокую жидкотекучесть. Одним из основных требований является исключение отбела, который делает отливку непригодной для отделочных работ, особенно чеканки.

Углерод в чугуне может находится в химически связанном состоянии в виде цементита или в структурно свободном состоянии в виде графита. Если в чугуне содержится 3,0 – 4,5 процента углерода, то повышается его твердость и прочность, но уменьшается пластичность и снижается температура плавления. При повышении содержания кремния от 0,3 до 2,5 процентов улучшаются литейные свойства чугуна. Присутствие 0,5 – 0,6 процента марганца способствует образованию карбида железа, повышению твердости и прочности чугуна. Примесь 0,08 – 2,2 процента фосфора делает его жидкотекучим, твердым и хрупким, а вредная примесь 0,03 – 0,12 процента серы ухудшает жидкотекучесть чугуна, при повышении температуры он становится очень хрупким.

Каслинский чугун содержит примерно 3,6% С, 2,2% Si, до 1% Р.

В сером чугуне большая часть углерода находится в свободном состоянии в виде графита. Он мягок, хорошо обрабатывается, обладает отличными литейными качествами, в изломе темно-серого цвета. После отделки его цвет колеблется от теплого темно-серого до черного с коричневатым оттенком. Он одинаково красив на матовой, и на глянцевой блестящей поверхности. Чугун обладает лучшими антикоррозийными качествами по сравнению со сталью и является более долговечным материалом.

Важной особенностью антикоррозийных свойств чугуна является их способность возрастать во времени.

Наиболее прочно литье из серого чугуна работает на сжатие, примерно в два раза слабее на изгиб и в три-четыре раза хуже на растяжение. Эти свойства чугуна необходимо учитывать при проектировании различных художественных изделий, предназначенных под отливку. Чугун широко применяется как материал для прикладного искусства. Из него и сейчас отливают вазы, скульптуры, парковые декоративные фигуры, садовые ограды, ворота, надгробные плиты, решетки, ворота, садовую мебель.

Высокая прочность на истирание и долговечность определяют применение чугуна для изготовления плит для полов, ступеней и ограждений лестниц и др.

Высокие литейные свойства позволяют отливать из него тончайшие ажурные предметы с красивым темно-коричневым цветом.

Не только Соколов, но и многие известные русские архитекторы и скульпторы применяли чугунное литье при воплощении своих художественных замыслов.

Так по проекту архитектора А.Н. Воронихина была отлита исключительная по своей композиции и красоте чугунная решетка у Казанского собора, замечательные чугунные ограды Петербурга и др.





Технология изготовления


На Египетском мосту чугунные перила были выдержаны в «египетской манере». Для их изготовления применяли наиболее простую технологию — литье в сырые песчаноглинистые формы, точнее, разновидность этого метода, называемую почвенной формовкой.



Это связано с тем, что требования к качеству решеток и оград сводятся к от­сутствию на поверхности грубых дефектов (раковин, засоров, заливов).

В полу литейной мастерской делали яму, заполняли ее формовочной смесью и вдавливали модель в эту смесь. Различали почвенную формовку по «мягкой постели» и по «твердой постели». В первом случае глубина ямы превышала высоту модели на 150—200 мм. Ширина и длина ямы были несколько больше соответст­вующих размеров модели. При формовке по «твердой постели» глубина ямы была на 300—500 мм больше высоты модели. На дно ямы в этом случае насыпали слой крупного шлака или песка, укладывали рогожу или солому для отвода газов при заливке металла. Иногда для этих целей дополнительно устанавливали вентиляционные трубы. Затем яму заполняли формо­вочной смесью и утрамбовывали ее.

Формовка в почве может быть открытой и закрытой.

Открытая формовка производилась, как правило, по «мягкой постели». На предварительно уплотненную и выровненную фор­мовочную смесь укладывали модель и ударами молотка осаживали ее. Так изготавливали отливки, у которых одна сторона была плоской.

При закрытой формовке после осаждения модели устанавливали и затем заформовывали верхнюю опоку.

В современных условиях почвенная формовка для изготовления решеток и оград применяется относительно редко. Такое литье сейчас изготавливают в двух опоках.


Для изготовления сфинксов была использована технология художественного литья. При литье крупных художественных изделий, таких как монументальное литье, литье оград, статуй, бюстов и т.д. выполняются преимущественно "в кусках", что требует высокой квалификации формовщиков, качественных формовочных материалов, четкого контроля состава смесей.

Модель сфинкса изготовлена была из глины, форма из – алебастра.

«Обязуюсь, - писал скульптор Департаменту путей сообщения, - сделать из собственных материалов по данному рисунку и по правилам искусства модель из глины одного сфинкса, включая форму из алебастра, за восемьсот рублей, при начатии сей работы выделить мне, Соколову, вперед двести рублей, а остальную сумму, шестьсот рублей, при доставлении формы и чистого экземпляра из алебастру 17 января 1826 года. Академик Соколов.»

Решающую роль в качестве художественного литья (поверхности отливки) играет применение высококачественных формовочных песков. Смеси для крупных и сложных отливок обычно содержат до 25% глины. Для стержней применяют специальную стержневую смесь. Формы статуй, готовят из кусков. Формовочная смесь для таких форм должна иметь значительную прочность. Газопроницаемость таких смесей обычно низкая.

К вспомогательным формовочным материалам относятся припылы и разделительные пески. Отливки художественных изделий должны иметь безукоризненно чистоту поверхности, поэтому поверхности формы перед сборкой припыливают различными припылами: формы тонкостенного художественного литья - древесноугольным порошком тонкого помола; толстостенное архитектурное литье - чаще всего размолотым графитом. Модель художественной отливки должна быть прочной, в противном случае она может, разрушиться или изменить свои размеры при уплотнении вокруг нее формовочной смеси. Кроме того, модель должна иметь чистую, плотную и гладкую поверхность. Все рельефные рисунки на поверхности, модели должны иметь четкие грани и выступы с соблюдением формовочных уклонов.
Модели для художественного литья в зависимости от сложности отливок и способов изготовления форм могут быть цельными, разъемными, с отъемными частями и знаками для пустотелых отливок.
Наилучший материал для крупных моделей - гипс.
Материалом для скульптуры сфинкса была глина, однако она не отличается достаточной прочностью. Поэтому по художественному оригиналу выполнили модели из алебастра. Для этого покрывали оригинал тонким слоем жира, укладывали в глиняную фальшивую опоку - "постель". Затем на поверхность оригинала наносили оболочку из алебастра отдельными кусками, так чтобы они прилегали друг к другу и могли быть сняты с оригинала без его повреждения. Отделенную от оригинала и составленную вновь алебастровую оболочку предварительно смазывали жиром и использовали как форму для гипсовой модели. В собранную из отдельных кусков пустотелую форму заливали жидкий алебастр. После его застывания получилась уже прочная алебастровая модель.

Сфинксы были отлиты целиком и полыми.

Для получения отливки нужно было изготовить надежную форму, в которую будет заливаться жидкий металл. Форма, как правило, изготовляется в двух опоках. Формовка со стержнями имеет свои особенности, так отделить процесс набивки формы от процесса набивки стержня часто невозможно так как стержень делают в полости самой формы или в полости пустотелой модели. Таким образом, изготовление формы и стержня осуществляется самим формовщиком.

Модель сфинкса имеет неровности и уклоны на поверхности, затрудняющие снятие с неё всей формы без повреждения. Поэтому была применена формовка в кусках. Каждый из кусков отделяют один от другого слоем древесноугольного порошка Наружную поверхность кусков подрезают в виде болванов с пологими стенками для того, чтобы с них удобно было снимать набитую нижнюю опоку. Кроме того, на поверхности кусков для закрепления положения их в форме вырезают знаки в виде продолговатых углублений. По модели с набитыми кусками после их припыливания набивают нижнюю опоку и переворачивают ее вместе с фальшивой опокой. Фальшивую опоку снимают, а на нижнюю опоку с моделью набивают верхнюю опоку с литником. Перевернув обе опоки, снимают нижнюю опоку так, чтобы модель с прилегающими к ее поверхности кусками осталась на верхней опоке. Прилегающие к модели куски снимают в обратном порядке, т. е сначала третий, затем второй и первый Куски снимают с модели с помощью плоской иглы в таком направлении, чтобы образовавшийся на них отпечаток модели не мог получить повреждений при удалении куска. Снятые с модели куски отделывают и согласно их знаку укладывают на соответствующее место в форме. Во избежание выпадения или смещения при дальнейших операциях куски укрепляют в форме шпильками. Таким образом, получают в нижней опоке полный отпечаток поверхности модели, составленной из отдельных кусков. Части формы с укрепленными кусками сушат, так как набивку кусков производят из недостаточно газопроницаемой жирной формовочной смеси. Формы более сложных изделий могут иметь несколько десятков кусков, располагающихся вокруг всей поверхности модели. Правильное деление сложной поверхности модели на части и набивки на них соответствующих кусков представляют основную сложность формовки. При этом необходимо помнить следующие правила:

1) надо укладывать модель на фальшивую опоку так, чтобы наиболее неровная поверхность с выступами и поднутрениями была сверху;

2) надо стремиться сосредоточить побольше кусков в одной нижней опоке и по возможности уменьшить их число в верхней;

3) набивку кусков следует начинать снизу, постепенно набивая места поднутрения модели;

4) для каждого из кусков нужно отделять, возможно- большую часть поверхности модели;

5) число кусков в форме следует стремиться   делать, возможно, меньше.
Стержень в полости формы изготовляют следующим образом:

1) Полость набитой нижней опоки с уложенными, но незакрепленными кусками припыливают и набивают стержневой смесью и осторожно уплотняют руками, чтобы не повредить поверхности формы.
2) По длине стержня подгоняют железный каркас-трубку и, смазав его поверхность белой глиной, укладывают на стержневую смесь так, чтобы концы каркаса опирались на стенки формы.

3) На каркас накладывают снова стержневую смесь и подрезают ее по конфигурации полости верхней опоки. Затем смесь уплотняют прессованием и накрывают несколько раз припыленной верхней опокой.

4) С уплотненной таким образом поверхности стержня после снятия верхней опоки формовщик осторожно ланцетом снимает слой смеси, равный желаемой толщине стенки отливки.  Подрезанную поверхность стержня заглаживают, смачивают и припыливают.

5) Затем на поверхность разъема нижней опоки накладывают деревянную рамку, высота которой немного больше высоты подрезаемого стержня, и набивают наполнительной смесью.

6) Нижнюю опоку вместе с рамкой переворачивают и снимают так, чтобы куски и стержень остались на смеси в рамке. Потом куски отнимают от стержня так же, как они отнимались от модели при удалении ее из формы.
Поверхность стержня после отделения' кусков подрезают на толщину стенки отливки. Затем поверхность стержня также примачивают, припыливают и помещают в сушку.

Архитектурные отливки имеют преимущественно большие размеры и значительную толщину стенок.

Одним из основных требований, предъявляемых к отливке художественных изделий, является отсутствие на их поверхности пригара и раковин. Для защиты стенок форм архитектурного литья окрашивают внутреннюю поверхность форм слоем формовочных чернил, в состав которых входят вода, графит, каменноугольная и древесноугольная пыль и небольшой процент связующих веществ для увеличения клейкости чернил. Слой чернил наносят на поверхность формы кистью или распылителем.   После окраски форму сушат. Хорошо просушенные и остывшие стержни и части форм перед сборкой обметают от излишка копоти мягкой щеткой. Затем устанавливают нижнюю опоку на таганы или песок и в ней по знакам в порядке набивки укладывают отдельные куски формы. Стержень укладывают по знакам прутков и каркасной трубки. Трубку каркаса в том месте, где, она выходит из стержня и у знаков, слегка обмазывают глиной. После установки стержней на нижнюю опоку надевают собранную верхнюю опоку. Формы небольших художественных отливок, заливаемых всухую, обычно заливают в вертикальном положении для лучшего заполнения их полости, а до заливки их устанавливают и зажимают в пресс. Заливка, выбивка, очистка отливок осуществляются обычными способами.

Отделка является завершающим этапом изготовления художественной отливки. Под отделкой подразумевают целый комплекс технологических процессов, которые придают изделию законченный вид. От качества и характера отделки во многом зависит художественная выразительность изделия.
Процесс обработки художественных отливок состоит из нескольких операций: отжига, механической обработки поверхности, чеканки, сборки и окраски изделий.

Чугунные тонкостенные отливки после выбивки обычно имеют твердую (закаленную) поверхность, трудно поддающуюся точной механической обработке, поэтому их подвергают отжигу. Для этой цели отливки помещают в железный ящик и засыпают древесным углем с примесью песка; ящик герметически закупоривают, замазывают глиной и отжигают в печах при температуре 800° в течение 2-2,5 час. в зависимости от толщины стенок отливок. После отжига отливки поступают в механическую обработку, в процессе которой зачищают следы литников, выпоров, заливов.

Что бы поверхность отливки стала матовой её обрабатывают вращающимися металлическими щетками (крацевание). Для крацевания твердых сплавов (стали, чугуна) применяют щетки из стальной проволоки диаметром 0,15—0,20 мм, для крацевания мягких сплавов и металлов (цинка, алюминия и др.) — диаметром не более 0,1 мм. При обработке шлифованием поверхность металла доводят до состояния, приближающегося к зеркальному. Шлифование может быть финишной (последней) операцией или промежуточной, предваряющей полирование или нанесение покрытий. Отливки шлифуют войлочными кругами, на которые наносят абразивные зерна.

Далее изделие поступает на чеканку, где восстанавливаются мельчайшие линии, складки и другие детали поверхности, утраченные во время отливки.

Заключительной операцией является покрытие чугунных художественных отливок слоем краски. Обработанную и хорошо очищенную от пыли отливку покрывают тонким слоем краски. В ре­зультате образуются новые химические соединения, которые, как пра­вило, прочно сцеплены с основным металлом и придают изделию тот или иной цвет. Образующиеся соединения в большинстве случаев являются оксидами, поэтому химическую обработку называют окси­дированием. Поверхностную пленку на художественных изделиях называют патиной (отсюда второе название химического тонирования — патинирование). Патина может быть естественной и искусственной.

Отливкам сфинксов придали вид старой бронзы, покрыв их специальным составом. Темно-оливковая патина («под старую бронзу») Нитрат меди— 200 г/л Нитрат серебра — 8 г/л Азотная кислота (плотность 1,4 г/см3) — 6,5 мл/л

Окрашенную отливку сушат до появления легкого дымка. Остывшую отливку снова окрашивают и сушат. Неправильности при окраске и сушке снижают качество отливки. Например, при окраске толстым слоем закрываются мелкие детали поверхности отливки. Недостаточная сушка придает отливке излишний блеск вместо матового тона. Перегрев при сушке сжигает слой краски. Иногда применяется покрытие слоем какого-либо нержавеющего металла гальванизацией. 

Главная цель нанесения покрытий из металла на отливки заключа­ется в предотвращении коррозии. Однако при этом преследуют и де­коративные цели. Так короны на сфинксах были покрыты латунью «под золото». Существует несколько технологий нанесения металлических по­крытий:

-плакирование, изготовление биметаллических листов (железо и медь, алюминий и дюралюминий, углеродистая сталь и нержавеющая сталь и т. п.);

-нанесение горячих метал­лических покрытий (лужение, кадмирование, цинкование);

-металлизация — распыление расплавленной металлической проволоки струей сжатого воздуха.

Мельчайшие частицы с большой скоростью выбрасываются из специального аппарата-метализатора и осаждаются на поверхности изделия, образуя сплошное покрытие. Полученный таким образом слой металла можно шлифовать, полиро­вать, подвергать различным видам химической обработки. Применяются два вида металлизаторов — газовый и электрический. В первом проволока плавится в пламени ацителена, во втором — за счет вольтовой дуги. Производительность трехфазного металлизатора до­стигает 10—12 кг распыленного металла в час. Толщина слоя может быть любой, но обычно она составляет от 0,01 до 0,5 мм.

Недостатком металлизации является то, что частицы во время поле­та быстро остывают и соединяются между собой лишь механически, не сплавляясь. Покрытие, полученное методом металлизации, имеет мно­жество пор, через которые может проникнуть влага и другие вещества, вызывающие коррозию. Поэтому после металлизации приходится при­нимать дополнительные меры защиты изделия от коррозии, например пропитывать его лаками.

Лакокрасочные покрытия главным образом защищают литье от коррозии, но в то же время несут и декоративно-отделочную функцию. Правда, они недолговечны и обладают крайне невысокой художественной ценностью. Лакокрасочные покрытия разделяют на бесцветные лаки и краски. Лак представляет собой растворитель, в котором растворена смола.

В качестве растворителей раньше применяли растительные масла. Но поскольку они являются пищевыми продуктами, их применение в тех­нических целях запрещено. В настоящее время в качестве растворите­лей используют бензин, бензол, спирты, эфиры, скипидар, ацетон. Многие из них ядовиты, например метиловый спирт и серный эфир.

Наполнителями лаков служат очень разнообразные по составу и свойствам смолы, которые при нагреве размягчаются и расплавляются, хорошо растворяются в растворителях и нерастворимы в воде.

Растворителями красок служат различные масла или нитро соединения типа ацетона, нитролака; наполнителями — пигменты, в качестве которых используются или тонко растертые цветные соли и оксиды различных металлов, или натуральные красители. Лакокрасочные покрытия наносят кистями, распылением, в элект­ростатическом поле и другими методами.

Реставрация

Две первые опытные отливки сфинксов, изготовленные в 1905 г. на Александровской мануфактуре (ныне Пролетарский завод) и стоявшие ранее на спуске реки Большая Невка, напротив Ушаковской развязки были повреждены вандалами и временем. НПЦ Мостов по заданию ГУП «Мостотрест» произвел их реставрацию. На Литейно-механическом заводе Метростроя была отлита утраченная деталь декора сфинкса (корона). Специалисты НПЦ Мостов разработали технологию сварки заново отлитой детали с исторической фигурой, что было необходимо, т.к. искусство литья в начале 19-го века было несовершенно, и скульптуры сфинксов имели значительные литьевые дефекты (каверны, земляные включения и др.). Приварка короны и устранение литьевых дефектов были осуществлены ручной сваркой с помощью электродов марки ОК92.18 шведской фирмы «ESAB», предназначенными для сварки чугуна с минимальным подогревом и обеспечивающими высокую устойчивость к трещинообразованию. 

Восстановление «позолоты» на головных уборах сфинксов было выполнено путем напыления на чугунную поверхность их голов латуни газодинамическим методом. Затем напыленное латунное покрытие было отполировано латунными механическими щетками «под золото» и покрыто бесцветным лаком. На остальную поверхность сфинксов было нанесено лакокрасочное покрытие темно-зеленого цвета.





Литература


1. Магницкий О. Н., Пирайнен В. Ю.

Художественное литье: Учебник для технических вузов и художественно-реставрационных училищ. — СПб: Поли­техника, 1996. — 231 с.: ил.

2. Стуканов В.А.

Материаловедение: учебное пособие/ В.А. Стуканов. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М,2014. - 368 с.: ил.

3. Зотов Б.Н. Художественное литье: Учебник пособие для учащихся средних профессионально- технических училищ. – М.: Машиностроение, 1982 -288с.

4. http://www.kolesa.ru Мост, который рухнул.

5. Реставраторы вернули молодость сфинксу с Египетского моста.

Фонтанка. ру (25 августа 2004). Проверено 16 января 2015.

6. Петербург "засыпали" каменными подарками. Фонтанка. ру (27 мая 2006). Проверено 16 января 2015.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!