МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №14 __________ Т.Г. Низиволик «____» ________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КРУЖКА
"ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
8 - 9 классы
Учителя физики и математики
Бычковой Светланы Николаевны
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка предпрофильного курса «Основы финансовой грамотности» составлена на основе учебной программы «Финансовая грамотность»: учебная программа. 8–9 классы общеобразовательных организаций Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: Вита-Пресс, 2018.
Курс разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 8 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый Предпрофильный курс внеклассной работы является одним из курсов социально-экономического профиля. Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса состоит из пяти модулей.
Цели и задачи курса
Цель - сформировать у обучающихся 8А, 8Б, 9А и 9Б классов школы основы финансовой грамотности.
Задачи -
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово- экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
- лекции
- практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
- решение тестов, задач, проблемных ситуаций,
- защита проектов,
- участие в диспутах, открытых уроках, олимпиадах и других мероприятиях разного уровня.
Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:
структуру доходов населения страны и способов её определения;
зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
основные виды финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
способы государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации;
различные виды страхования;
виды финансовых рисков;
способы использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
способы уплаты налогов, принципы устройства пенсионной системы в РФ.
В результате изучения предпрофильного курса обучающийся
должен уметь использовать в практической деятельности:
умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
умения анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
умения осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов.
Структура работы кружка
Внеклассная работа «Основы финансовой грамотности» в 8-9 классах состоит из пяти Модульов. Каждый Модуль имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого Модульа заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.
№ | Модуль | Количество часов |
Модуль 1 | Управление денежными средствами семьи | 9 |
Модуль 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 |
Модуль 3 | Риски в мире денег | 7 |
Модуль 4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
Модуль 5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 3 |
| Итоговое повторение | 1 |
Итого | | 34 |
Содержание
Модуль 1.Управление денежными средствами семьи
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способывлияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов
из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячныезатраты семьи.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Базовые понятия и знания: банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Модуль 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Учебно - методический комплекс
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: Вита-Пресс, 2018.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: Вита-Пресс, 2018.
Календарно – тематическое планирование кружка "Финансовая грамотность" 8-9 класс
Всего - 34 часа, 1раз в неделю . Руководитель кружка Бычкова Светлана Николаевна
№ | Тема занятия | Дата |
| Что такое деньги? | |
| Финансы семьи. | |
| Источники доходов семьи. | |
| Личные и семейные расходы. | |
| Контроль семейных расходов. | |
| Семейный бюджет. | |
| Семейный бюджет. | |
| Практическая работа. | |
| Проектная работа. | |
| Финансовые организации. | |
| Финансовые организации. | |
| Финансовое планирование. | |
| Финансовое планирование. | |
| Практическая работа. Эссе. | |
| Проектная работа. | |
| Особые жизненные ситуации: рождение ребенка, потеря кормильца. | |
| Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | |
| Страхование от несчастных случаев. | |
| Финансовые риски. | |
| Финансовые пирамиды. | |
| Практическая работа. | |
| Проектная работа. | |
| Что такое банк? | |
| Польза и риск банковских карт. | |
| Что такое бизнес? | |
| Как создать свое дело? | |
| Валютный рынок и его устройство. | |
| Достоинства и недостатки перевода сбережений в валюту. | |
| Практическая работа . | |
| Проектная работа. | |
| Налоги, виды налогов. | |
| Что такое пенсия, условия ее получения? | |
| Защита проекта. | |
| Итоговое обобщение и повторение. | |
Список участников кружка "Финансовая грамотность"
№ | Фамилия, имя, отчество обучающегося | Класс | Статус |
| Батдыев Мурат Русланович | 9Б | ОВЗ |
| Гаспарян Рудольф Гайкович | 9Б | |
| Земцев Андрей Васильевич | 9Б | |
| Иванов Георгий | 9А | |
| Карташова Валерия | 9А | |
| Касимова Алевтина Руслановна | 9Б | многодет. |
| Ларченко Дарья | 8Б | |
| Лебедев Андрей | 8Б | |
| Лигай Егор | 9А | |
| Оносов Владимир Игоревич | 9Б | |
| Рудакова Дарья | 9А | |
| Симонян Сергей Каренович | 8А | |
| Хутова Арина | 9Б | |
| Чарыкова Олеся | 8Б | |
| Шалумова Дина Шертильевна | 9Б | |
| Шеломова Алина | 8Б | многодет. |
| Эдиев Марат | 8А | |