СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по повести Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - научить школьников подбирать литературные аргументы при создании сочинения на морально-этическую тему. в качестве материала используется текст "Капитанской дочки"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по повести Пушкина "Капитанская дочка"»

Дата :

ТЕМА : ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ» А.С.ПУШКИНА

ЦЕЛИ : рассмотреть особенности характеров героев ( Гринева, Швабрина, Савельича, Маши Мироновой, Пугачева), развивать умение подбирать аргументы для обоснования тезиса по вопросам нравственного выбора человека ( что такое человечность? Мужество? Доброта? Любовь? Преданность?), умение грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умение делать правильный моральный выбор, прививать любовь к русской литературе.

ПЛАНИРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Предметные : дает характеристику таким героям произведения, как Савельич, Маша Миронова, Пугачев. Высказывает свое отношение к ним, аргументируя свою точку зрения.

Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).

Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир

Х О Д У Р О К А


1 Предварительная беседа с учащимися.

  1. Понравилось ли вам изученное произведение? Почему?

  2. Чем вам понравился Гринев и не понравился Швабрин? ( ответ по материалу прошлого урока)

  3. Как вы считаете: Пугачев – отрицательный герой или положительный? Почему?

  4. Нравится ли вам Маша Миронова? Какие положительные черты можно отметить в ее характере?

  5. Чем привлекает читателей Савельич?

2 Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

Некоторые литературоведы считают главной мыслью романа следующую: «Человек должен подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей.». Согласны ли с этим утверждением?

На долю героев произведения выпали очень тяжелые испытания. Жизнь каждому из них устроила экзамен на прочность. Попав в трудную жизненную ситуацию, человек должен сделать нравственный выбор. Каждый ли сумеет сохранить честь и достоинство? Каждый ли сумеет повести себя как настоящий человек? Истинное благородство может быть присуще человеку из любого сословия. Какие бы преграды ни возникали на жизненном пути, человек должен оставаться человеком. Так считал Пушкин. Давайте на примере поступков героев «Капитанской дочки» посмотрим, сумели ли эти люди проявить лучшие человеческие качества.

3 Обсуждение вопросов и нравственном выборе героев романа Пушкина.

Форма работы – беседа с учащимися. Составление вспомогательной таблицы.

Вопрос

Аргументы из текста

1 Что такое настоящая любовь?

1 Гринев поехал спасать Машу, молчал на суде о ней

2 Маша отказывалась быть женой Швабрина, поехала в Петербург спасать Гринева

3 Швабрин думает только о себе : оклеветал Машу, потом похитил, выдал, чья она дочь.

4 Василиса Егоровна осталась в осажденной крепости с мужем.

2 Что такое настоящее мужество?

1 Гринев и Швабрин – поведение во время присяги.

2 Повторный отказ Гринева перейти на сторону Пугачева.

3 Пункты 1и 2 из темы № 1

3 Что такое преданность?

1 Верность долгу перед Родиной. т.е верность присяге ( Гринев – Швабрин)

2 Преданность в любви ( пункты № 1 ,2 и 4 из темы № 1)

3 Преданность Савельича своему барину( поехал вместе с Гриневым спасать Машу, очень бережет барское добро, даже мысли не было перейти на сторону Пугачева)

4 Что такое человечность?

1 Доброта Пугачева по отношению к Гриневу и Маше. ( Постоянно миловал Гринева, спас Машу от Швабрина ).

2 Сравнение доброты Пугачева с милостью императрицы.


4 Подведение итогов урока. Рефлексия. Выполнение оценочных процедур.


5 Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!