МДОУ № 168
Помощь в решении проблем коммуникативно - речевого развития ребёнка с РАС»
Подготовил:
Учитель-логопед
Богданова Д.М
2018
Что такое речь?
- физическая способность ребенка произносить отдельные звуки и звуковые сочетания (артикулировать)
- умение поддерживать правильный ритм речи, говорить без запинки
- поддерживать определенный тон голоса
Что такое язык?
Язык — это символическая, живущая по своим законам система передачи информации
Что такое общение?
Общение — процесс передачи определенной информации другому человеку для обеспечения взаимопонимания
Нарушения при аутизме
Нарушено
мотивация
Социальное взаимодействие
«Невербальный» обозначает человека, который не использует голос для общения.
Как выглядит невербальная коммуникация?
- Тон голоса и интонации
- Указательный жест
- Выражение лица
- Зрительный контакт
- Жесты
- Язык тела
Большинство детей в нашем детском саду
в начале обучения невербальны.
Обычно они общаются, указывая на что-либо пальцем, подводят взрослого к нужному месту или (что происходит чаще всего выражают свои потребности с помощью поведения
Главная задача — научить ребенка эффективной коммуникации
Неговорящий ребенок с РАС, что делать?
Стратегии, которые могут помочь
- Визуальные подсказки и опоры.
- Показ действия.
- Использование любой системы жестов.
- Старайтесь говорить медленнее, используйте более простые фразы, чаще повторяйте.
- Не пытайтесь заполнять паузы в диалоге.
- Выделяйте ключевые слова в предложениях.
- Привлеките внимание ребенка — дождитесь ответной реакции.
- Если вы комментируете привычные занятия ребенка и его действия, используйте простые повторяющиеся конструкции.
- Сотрудничайте с родителями.
- Устраните отвлекающие факторы.
- Когда вы говорите с ребенком, смотрите на него.
- Поощряйте ребенка.
Каким образом подтолкнуть к общению ребёнка с РАС? Как увеличить количество обращений к вам с речевыми просьбами? Или добиться роста общения с помощью альтернативных методов коммуникации?
- Следует упорно внедрять роль последовательного, медлительного, более молчаливого педагога, которому надо разжёвывать каждую просьбу.
- Положите любимые вещи и игрушки ребёнка вне его доступа, чтобы он должен был каждый раз попросить вас достать предмет, когда захотел его.
- Давайте меньшие количества чего-то съедобного или интересного, чтобы создать условия для просьбы о добавке
- В ответ на просьбу давайте не нужную вещь, а другую, чтобы создать условия для уточняющего диалога
- Ждите! И ещё раз – ЖДИТЕ!
- Создавайте возможности для просьбы о помощи.
- Поощряйте просьбы
- Предложите игрушку или игру, которыми сложно управлять
- Давайте ему то, что он хочет, не сразу, а постепенно
- Если ребенок выстраивает машинки в ряд, вы можете присоединиться к нему и подавать ему машинки. Таким образом, ребенок включает вас в то, что он делает.
Занятия на развитие коммуникации должны быть регулярными и постоянными
Будьте лицом к лицу с ребенком во время коммуникации.
Имитируйте действия и слова ребенка
Когда ребенок заметит, что вы имитируете его действия, он может попробовать повторять действия и слова за вами
Сопровождайте свою речь жестами и визуальной поддержкой
Визуальная поддержка — это использование картинок или других наглядных предметов для того, чтобы сообщить информацию ребенку, которому трудно понимать и использовать речь.
В качестве визуальной поддержки могут использоваться фотографии, рисунки, написанные слова.
Почему визуальная поддержка так важна?
Почему визуальная поддержка так важна?
- Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях
- Детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются
- Дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность
Доска «Сейчас-Потом»
— это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о поощрении, которое произойдет после выполнения задания
Когда этим пользоваться?
Доска «Сейчас-Потом» учит ребенка с РАС следовать указаниям при обучении его новым навыкам. Доска мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное. Доска «Сейчас-Потом» обучает ребенка пониманию инструкций из нескольких шагов
Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события
Визуальное расписание используется при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов
Обучайте ребенка альтернативной или дополнительной системе коммуникации
Альтернативная коммуникация — это любая форма языка помимо устной речи, которая помогает человеку в социальных ситуациях
Примеры систем альтернативной или вспомогательной коммуникации:
- Система коммуникации с помощью обмена изображениями (PECS)
- Жесты, жестовый язык
- Коммуникативные доски и папки, в которых ребенок указывает на фотографии, картинки или напечатанные слова
Поощряйте ребенка за коммуникацию
Спасибо за внимание !