СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование уроков русского языка для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование уроков русского языка для 7 класса по программе В.В.Бабайцевой - 170 часов ( 5 часов в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование уроков русского языка для 7 класса»

7 класс (по Бабайцевой, 170 часов) 1 четверть (5 часов х 9 недель = 45 часов)


Содержание урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

1-


Русский язык – национальный язык русского народа

Урок усвоения новых знаний

1


Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе

Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык - это прежде всего язык русского народа, русской нации

Повторение изученного в 5-6 классах (14 часов + 4 часа Р/Р)

2

Повторение изученного о тексте и его частях, морфологические средства связи частей текста, морфологические средства создания выразительности текста (сущ., прил-ые, глагол, наречия)

(Книга Р/Р, с.3)

Урок развития речи №1

1


Текст как единица речи. Его заголовок. Тема. Основная мысль. Структура текста. Его признаки. Морфологические средства создания выразительности текста.

Знать, что такое текст, его признаки, уметь находить признаки текста, доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию. Уметь определять тему, основную мысль текста, средства связи предложений в тексте.

3-4

Морфология.


Повторительно-обобщающий уроки

2


Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении, употребление в речи

Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи

5-6

Правописание существительных и прилагательных

Повторительно-обобщающий уроки

2


Е-И в окончаниях сущ-ых. О-Е-Ё после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах сущ-ых и прил-ых. Н-НН в суффиксах прил-ых и наречий. Прав-ие НЕ

Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм

7-8

Правописание глагола и наречий


Повторительно-обобщающий уроки

2


Прав-е безударных личных окончаний глагола, суффиксов наречий. Прав-ие корней с чередующимися гласными

Правильно выбирать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах и наречиях.

9-10

Повторение. Стили речи. Понятие о публицистическом стиле речи: особенности, жанры, сфера употребления.

(Книга Р/Р, стр. 5,6)

Уроки развития речи № 2-3

2


Стили речи. Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления

Знать книжные и разговорный стили речи. Знать признаки публицистического стиля речи, его особенности, сферу употребления. Уметь составлять тексты публицистического стиля.

11-12

Морфемика и словообразование. Правописание приставок.

Повторительно-обобщающий уроки

2


Морфемика как раздел науки о языке. Способы словообразования. Правописание приставок.

Уметь производить словообразовательный и морфемный разборы слова. Уметь безошибочно писать слова с приставками ПРЕ-ПРИ.

13-14

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Повторительно-обобщающий уроки

2


Синтаксис. Пунктуация. Однородные члены предложения. Обращение. Вводные слова.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы простого осложненного предложения

15

Знаки препинания в сложном предложении

Повторительно-обобщающий урок

1


Сложное предложение. Виды сложных предложений. Придаточное предложение. Союзы и союзные слова

Уметь производить пунктуационный и синтакс-ий разборы сложного предложения, уметь отличать разные виды сложных предложений друг от друга.

16

Знаки препинания в предложении с прямой речью. Диалог.

Повторительно-обобщающий урок

1


Прямая речь. Слова автора. Диалог.

Уметь правильно писать предложения с прямой речью. Уметь правильно оформлять на письме диалог.

17

Контрольный диктант № 1

с грамматическим заданием.

Урок контроля знаний

1


Правописание гласных и согласных в приставках; буквы З-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Знаки в простом осложненном и сложном предложениях.

Знать орфографические правила, изученные в 5 -6 классах, уметь применять их на практике.

Знать правила постановки знаков препинания в сложных

предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения,

классифицировать предложения по наличию главных членов

18

Отзыв о книге. Тема, основная мысль текста, художественное совершенство понравившейся сцены, картины

(Книга Р/Р, с. 10, 13)

Урок развития речи № 4

1


Описание внешнего оформления книги и её содержания в отзыве. Разнообразные формы отзыва разных типов речи: опис-я, повест-я и рассуж-я в одном тексте. Оценка произв-я, впечатление от прочитанного, составление плана

Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль, писать сочинение-отзыв в соответствии с требованиями логичности, выразительности

Местоимение (20 часов + 7 часов Р/Р)

19

Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи.

Урок усвоения новых знаний

1


Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Синтаксическая функция местоимений

Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь опознавать местоимения в тексте

20

Употребление местоимений в речи. Местоимение как одно из средств связи частей текста

Урок закрепления изученного

1


Соотнесенность местоимений с другими частями речи. Роль местоимений в речи как средства связи предложений. Нормы употребления местоимений

Уметь соотносить местоимения с другими частями речи, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимений

21

Личные местоимения

Уроки усвоения новых знаний и их закрепления

1


Личные местоимения, их значение, изменение, роль в предложении. Правописание личных местоимений с предлогами. Нормы употребления личных местоимений в речи

Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенности личных местоимений – быть средством связи предложений в тексте. Уметь употреблять личные местоимения в косвенных падежах, усвоить формы вежливости при употреблении местоимений ВЫ, ТЫ, правильно употреблять местоимения 3 лица, устранять двусмысленность, неточность предложений с местоимениями

22

Притяжательные местоимения

Уроки усвоения новых знаний и их закрепления

1


Притяжательные местоимения, их склонение. Отличие личных и притяжательных местоимений от притяжательных прилагательных.

Знать значение притяжательных местоимений на основе их сопоставления с личными местоим-ями и притяжательными прилагательными. Различать значение местоимений 3 лица ед.ч., употребленных как личные или притяжательные

23

Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему «Роль местоимений как одного из средств связи частей текста» (упр. 751, стр. 196)


Урок развития речи № 5

1


Понятие текста. Тема. Основная мысль текста.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста

24

Возвратное местоимение СЕБЯ

Урок усвоения новых знаний

1


Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения, употребление в речи

Понимать значение местоимения СЕБЯ на основе сопоставления его с личными мест-ями 3 лица, употребленными в значении притяжательных, уметь склонять и правильно употреблять в речи








25

Вопросительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

1


Вопросительные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении

Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями. Усвоить норму употребления в речи наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями

26-27

Сочинение-описание по картине И.Н.Крамского «Неизвестная»

(Книга Р/Р, с. 49)

Урок развития речи № 6-7

2


Сочинение по картине: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль

План, опорные слова. Передний план. Задний план. Описание внешности

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение-описание портрета, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности

28

Относительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

1


Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Различие вопросительных и относительных местоимений

Понимать значение и сферу употребления, уместно употреблять морфологические омонимы, различать относительные и вопросительные местоимения

29

Морфологические средства связи предложений в тексте

Урок развития речи № 8

1


Местоимения как средства связи в тексте

Иметь понятие о местоимении как морфологическом средстве связи предложений в тексте. Уметь анализировать роль местоимений в качестве средств связи предложений в тексте и частей текста

30-31

Неопределенные местоимения

Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного

2


Неопределенные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Синонимия неопределенных местоимений. Правописание неопределенных местоимений с морфемами КОЕ-,

- ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, НЕ- в неопределённых местоимениях

Понимать значение неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы, знать морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений. Уметь находить орфограммы в морфеме, узнавать часть речи, безошибочно писать

32-33

Отрицательные местоимения. Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного

2


Отрицательные местоимения: их значение, изменение и роль в предложении. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Усвоить значение отрицательных мест-й на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных мест-й. Уметь находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать НЕ и НИ в отрицательных мест-ях, отрицательные местоимения с предлогами

34

Зачет: тестирование, контрольный, словарный диктант, комплексный анализ текста

Урок контроля знаний

1


Правописание неопределенных местоимений с морфемами КОЕ-,

- ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, НЕ- в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоим-ях. Тема. Основная мысль текста. Тип и стиль речи

Уметь находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами. Уметь анализировать роль местоимений в качестве средств связи предложений в тексте и частей текста.

35-36

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Уроки развития речи

9- 10

2


Сочинение по картине. Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит.

План, опорные слова. Передний план. Задний план. Описание внешности

Уметь писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. Уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. Уметь последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части соч-я, научиться видеть речевые недочеты и грамматические ошибки

37

Определительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

1


Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении

Уметь отличать определительные местоимения от местоимений других разрядов, знать их морфологические признаки, синтаксическую роль, узнавать их в тексте

38

Подробное изложение повествовательного текста с описание внешности в официально-деловом стиле. (Книга «Уроки развития речи»: стр. 17- 18)

Урок развития речи № 11

1


Текст. Тема текста. Абзац. План.

Уметь передавать содержание текста от 3-го лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения.

39

Указательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

1


Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении

Понимать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль указательных местоимений, уметь находить их в тексте, определять их функции

40

Правописание местоимений-наречий ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТСЮДА, ПОЭТОМУ…

Урок усвоения новых знаний

1


Правописание местоимений-наречий ПОТОМУ, ЗАТЕМ, ОТСЮДА, ПОЭТОМУ...

Уметь правильно писать местоимения – наречия «потому – по тому», «поэтому – по этому» и др.

41

Сжатое изложение

(упр. 804, стр. 212)

Урок развития речи № 12

1


Понятие текста. Тема. Основная мысль текста.

Знать приёмы сжатия. Уметь ими пользоваться. Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста

42-43

Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение». Морфологический разбор местоимений (стр. 189)

Повторительно-обобщающие уроки

2


Морфологические признаки местоимений, их правописание, употребление в речи

Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять местоимения разных разрядов, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении, использовать относительные местоимения как средство связи в сложноподчиненном предложении, уместно употреблять в речи фразеологизмы, включающие в свой состав местоимения, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев в тексте

44-45

Контрольный диктант № 2

с грамматическим заданием и его анализ. Работа над ошибками

Уроки контроля знаний и их коррекция

2


Морфологические признаки местоимений, их правописание, употребление в речи

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические, пунктуационные нормы, выполнять разные виды разборов

2 четверть (5 часов х 7 недель = 35 часов)


Причастие (28 час + 7 часов Р/Р)

Содержание урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Требования к уровню подготовки


1-2

Понятие о причастии в системе частей речи. Морфологические и синтаксические признаки причастий.

Уроки изучения нового материала

2


Вопрос о причастии в системе частей речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.

Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастие в предложении и тексте, отличать причастие от прилагательного, понимать значение причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным











3-4

Признаки прилагательного у причастия. Склонение причастия.


Уроки закрепления изученного


2


Сфера употребления причастий, согласование причастий с определяемым словом в роде, числе и падеже. Нормы согласования причастия с определяемым словом

Определять грамматические признаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовывать причастие с определяемым словом, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий. Уметь правильно согласовывать причастия с определяемым словом, расположенным дистантно, отличать причастие от прилагательного

5

Описание общего вида местности. Сочинение «Мой любимый уголок природы» (+ Книга «Уроки развития речи: стр. 101»)

Урок развития речи № 13

1


Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания общего вида местности. Роль заглавия в строении текста.

Уметь описывать местность с позиции наблюдателя (автора описания), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять глаголы, выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы

6

Признаки глагола у причастия.


Уроки закрепления изученного

1


Глагольные признаки причастия: возвратность, вид, время, семантика причастий

Уметь определять признаки глагола у прич-я, соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого

7-9

Причастный оборот

Уроки изучения нового и закрепления изученного

3


Конструирование причастного оборота, норма порядка слов в предложении с причастным оборотом, интонация предложений с причастным оборотом

Уметь определять границы причастного оборота, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия с определяемыми словами, понимать отличия зависимого слова от определяемого. Уметь предупреждать ошибки в употреблении причастного оборота, строить предложения синонимичных конструкций. Уметь графически обозначать причастный оборот, выделять его на письме и в устной речи

10

Сочинение-описание действий и процессов труда в художественном и публицистическом стиле. (Книга «Уроки развития речи: стр. 28-32»)

Уроки развития речи № 14-15

1


Типовая схема текста о трудовых процессах. Синтаксические особенности текста. Описание трудовых процессов, составные части текста.

Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи. Уметь включать в текст причастные обороты

11-12

Действительные и страдательные причастия. Морфологический разбор причастия (стр. 213)

Урок изучения нового материала и его закрепления

2


Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование, синонимические средства языка, замена действительных причастных оборотов страдательными и наоборот.




Знать отличие действительных и страдательных причастий, отличать действительные причастия от страдательных, аргументировано доказывать принадлежность слова к действительному или страдательному причастиям по совокупности признаков. Уметь конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами

13-14

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

Уроки изучения нового и закрепления изученного

2


Суффиксы действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах. Словообразование действительных причастий. Нормы употребления причастий данного типа.

Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах

Уметь правильно писать гласную в суффиксе причастия.

15-16

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

Уроки изучения нового и закрепления изученного

2


Суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах. Словообразование страдательных причастий

Знать способы образования причастий страдательных настоящего времени, уметь образовывать страдательные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах. Уметь правильно писать гласную в суффиксе причастия.

17

Сжатое изложение повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий и процессов труда (Книга «Уроки развития речи: стр. 19-21)

Урок развития речи № 16

1


Понятие текста. Тема. Основная мысль текста.

Знать приёмы сжатия. Уметь ими пользоваться. Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста

18

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1


Образование действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами причастий, уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать действительные причастия прошедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произношении причастий

19

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1


Образование страдательных причастий прошедшего времени, правописание гласной перед суффиксами. Роль причастий-определений в тексте.

Знать способы образования страдательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, знать правописание гласной перед суффиксами причастий, уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать страдательные причастия прошедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произношении причастий. Уметь отличать страдательные причастия прошедшего времени от прилагательных

20

Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок закрепления изученного

1


Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Уметь объяснять и обозначать орфограммы «Гласные после шипящих», соблюдать орфоэпические нормы

21

Правописание гласных перед Н и НН

Урок усвоения новых знаний

1


Правописание гласных перед Н и НН

Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перед Н и НН, используя алгоритм, правильно произносить причастия

22

Рассказ по картине О.Д.Яновской «Ждут»

Урок развития речи № 17

1


Сочинение по картине. Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит.

План, опорные слова. Передний план. Задний план. Описание внешности

Уметь писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста. Уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. Уметь последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части соч-я, научиться видеть речевые недочеты и грамматические ошибки

23

Краткие причастия

Урок изучения нового материала и урок закрепления

1


Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме причастия, синтаксическая роль кратких причастий в предложении, акцентологические нормы употребления кратких причастий

Знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правильно употреблять их в речи, соблюдать нормы орфоэпии. Уметь отличать краткие причастия, краткие прилагательные и наречия, определять их синтаксическую роль в предложении.

24-25

Правописание Н и НН в причастиях.


Урок изучения нового материала и уроки закрепления

2


Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами ЕНН, НН, разграничение омонимичных прилагательных и причастий

Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь обосновывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи

26

Зачет: тестирование, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа.

Контроль знаний

1


Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами ЕНН, НН, разграничение омонимичных прилагательных и причастий

Знать способ разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь обосновывать написание Н или НН, правильно употреблять в речи

27-28

Правописание НЕ с краткими и полными причастиями.

Тестирование.

Урок изучения и уроки закрепления изученного

2


Слитное и раздельное написание НЕ с полными и краткими причастиями

Знать правило слитного и раздельно написания НЕ с причастиями. Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку и при создании собственных текстов, отличать причастия от прилагательных, соблюдать орфоэпические нормы при произношении причастий

29

Сжатое изложение повествователь-

ного текста с описанием внешности человека. Включение в текст излож-я собственного отношения к описыва-

емому (Книга «Уроки развития речи»: стр. 21-27)

Урок развития речи № 18

1


Разные способы обозначения одного и того же лица. Тип речи повествование. Композиция текста-повествования. Сложный план. Параллельная связь предложений в тексте

Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составлять сложный план, обобщая материал, вычленять главную и второстепенную информации. Уметь сжимать текст, сохраняя логику изложения мысли

30

Переход причастий в другие части речи

Уроки изучения нового материала и его закрепления

1


Субстантивация

Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничивать омонимичные части речи

31

Комплексный анализ текста. Контрольный словарный диктант

Повторительно-обобщающий урок

1


Текст. Тип и стиль речи. Основная мысль. Идея. Изученные орфограммы и пунктограммы.

Уметь производить комплексный анализ текста

32

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»

Повторительно-обобщающие уроки

1


Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилаг-ых, употребление в речи причастных форм и конструкций

Уметь находить прич-я в тексте, определять их грам-ие признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орф-мы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме

33

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием. Анализ диктанта. Работа над ошибками

Уроки контроля и коррекции

1


Образование и правописание причастий. Разграничение причастий и омонимичных прилаг-ых, употребление в речи причастных форм и конструкций

Уметь находить прич-я в тексте, определять их грам-ие признаки, разграничивать омонимичные части речи, правильно писать орф-мы в причастиях, определять границы причастного оборота, выделять его на письме запятыми.

34

Редактирование предложений, текста

Урок развития речи № 19

1


Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка

Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст

35

(на выбор)

Сочинение-повествование на основе данного сюжета. Юмористический рассказ. (Книга «Уроки развития речи: стр. 73)

Урок развития речи № 20

1


Повествование. Композиция. Ключевые слова. Слова-связки..

Уметь составлять юмористический рассказ

35

(на выбор)

Портрет героя по реалиям и деталям его быта (Книга «Уроки развития речи: стр. 38»)

Урок развития речи



Понятие текста. Тема. Основная мысль текста. Портрет. Характеристика героя

Уметь давать портретную характеристику литературному герою



3 четверть (5 часов х 10 недель = 50 часов)


Содержание урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

Деепричастие (13часов + 5 часов Р/Р)

1

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий.

Урок усвоения новых знаний

1


Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Лексическое и грамматическое значение деепричастий, деепричастный оборот. Синтаксическая функция деепричастий. Нормы употребления деепричастий

Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавочное действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий.

2

Понятие о деепричастии. Роль деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастия (стр. 244)

Урок закрепления изученного

1


Морфологические признаки деепричастий, речевая функция деепричастий, нормы употребления

Аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастию, уметь использовать деепричастия как синонимы к глаголам-сказуемым

3

Устное сочинение-рассуждение на одну из лингвистич-их тем «Принадлежность слова к деепричастию», «Черты сходства и различия деепричастия и причастия»

Урок развития речи № 21

1


Лексическое и грамматическое значение деепричастий. Морфологические признаки деепричастий, их речевая функция

Аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастию

4

Описание действия как вид текста

Урок развития речи №22

1


Описание действия (например, в спорте) как вид текста. Структура, языковые особенности

Знать композицию текста-описания спортивных действий: подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спортивных действий самим спортсменом, тренером, судьями, журналистами. Уметь создать свой текст-описание, соблюдая последовательность при описании действий, уместно включая деепричастия.

5-6

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.

Уроки изучения нового материала и его закрепления

2


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Личные формы глагола, причастия. Конструирование деепричастного оборота. Обособление одиночного деепричастия. Границы деепричастного оборота и его позиция

Знать определение деепричастного оборота, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи. Уметь находить и исправлять ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов

7


Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.

Урок изучения нового материала

1


Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.

Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, использовать деепричастия и деепричастные обороты в речи. Уметь заменять деепричастный оборот синонимичным придаточным.

8-9

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.

Уроки усвоения нового материала и его закрепление

2


Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.

Знать способы образ-я деепричастия, уметь образов-ть деепричастия совершенного и несовершенного вида, опознавать их в тексте, безошибочно писать гласную перед суффиксами В-, ВШИ-. Уметь определять вид, синтаксическую функцию в предложении, правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастным оборотом. Уметь употреблять в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы.

10

Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий

Урок - практикум

1


Словообразование причастий и деепричастий.

Знать черты сходства и различия причастий и деепричастий, уметь определять морфологическую принадлежность слова.

11

Изложение-рассуждение на морально-этические тему с собственной оценкой обсуждаемой проблемы. (Книга «Уроки развития речи: стр. 62-64)

Урок развития речи № 23

1


Тема, главная мысль. Стиль. Подзаголовок. Ключевые слова и фразы. Позиция автора

Аргументированно высказывать свою точку зрения, уметь писать изложение.

12-13

Употребление деепричастий в речи. Правописание НЕ с деепричастием.

Комбинированные уроки


2


Текстообразующая роль деепричастия. Предложения с деепричастным оборотом. Правописание НЕ с деепричастием.

Уметь использовать св-ва деепричастия: «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи, определять роль деепричастий в художеств-ых текстах, производить синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами, уместно употреблять фразеологизмы, включающие в свой состав деепричастия.

14

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие»

Повторительно-обобщающий урок

1


Способы образования деепричастий. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Уметь распознавать деепричастия по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их.

15

Зачет: тестирование, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа по карточкам

Контроль знаний

1


Предложения с деепричастным оборотом. Правописание НЕ с деепричастием. Словообразование причастий и деепричастий

Уметь распознавать деепр-я по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамм-ого анализа слова, отличать деепр-е от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепр-ий, правильно строить предложения с дееприч-ем и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их.

16

Контрольный диктант № 4

с грамматическим заданием

Контроль знаний

1


Предложения с деепричастным оборотом. Правописание НЕ с деепричастием. Словообразование причастий и деепричастий

Уметь распознавать деепр-я по суффиксам и значению на основе структурно-семантического и грамм-ого анализа слова, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом, пунктуационно оформлять их. Уметь воспроизводить текст, воспринятый на слух, в соответствии с нормами, выполнять различные виды разбора

17

Характеристика литературного героя. (Книга «Уроки развития речи: стр. 52-58)

Урок развития речи № 24

1


Характеристика литературного героя, выявление особенностей в характере, внешности, речи героя. Развернутый план. Отбор цитат. Способы раскрытия характера героя.

Уметь составлять характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов художественного произведения, включать цитаты в собственный текст, систематизировать фактический материал, необходимый для характеристики героя, использовать смысловые связи между частями текста и лингвистические средства их выражения

18

Книжные стили. Публицистический стиль. Устное выступление «Знания важны»

Уроки развития речи № 25

1


Признаки публицистического стиля: его назначение, цель, сфера употребления. Характерные средства связи предложений в тексте. Языковые особенности.

Знать признаки публицистического стиля. Анализировать тексты, составлять собственные тексты.

Служебные части речи (1 часа)

19

Понятие о служебных частях речи.

Роль служебных частей речи в предложении и тексте.

Уроки усвоения нового материала

1


Различие самостоятельных частей речи; специфика служебных частей речи, отсутствие морфологических категорий. Основная роль служебных частей речи

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте

Предлог (11 часов + 5 часа Р/Р)

20

Предлог. Понятие о предлоге. Предлоги – антонимы. Употребление предлогов с падежами.

Уроки усвоения нового материала

1


Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Предлоги – антонимы. Употребление предлогов с падежами.

Знать определение предлога как служебной части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок, определять производные предлоги, их происхождение. Уметь правильно употреблять и писать предлоги.

21-22

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов. Употребление предлогов

Уроки усвоения нового материала

2


Разряды предлогов по значению, их многообразие, нормы употребления предлогов, роль предлога в словосочетании, многозначность предлога

Знать об однозначных и многозначных предлогах, знать разряды предлогов по значению, способностях предлогов в разных словосочетаниях выражать разные значения. Уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употреблять в речи, производить синонимичную замену предлогов, различать предлоги-антонимы и предлоги-синонимы

23

Производные и непроизводные предлоги

Урок усвоения нового материала

1


Производные и непроизводные предлоги

Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи

24-26

Правописание производных предлогов

Уроки усвоения нового материала и закрепления изученного

3


Роль предлога в словосочетании и предложении. Орфограммы «Буква Е на конце предлогов», «Пробел между частями производного предлога», «Отсутствие пробела в производных предлогах», разграничение омонимов

Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи.

Уметь правильно писать производные предлоги, образованные от существительных с непроизводными предлогами, соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ

27

Предлоги делового стиля

Урок усвоения нового материала

1


Производные и непроизводные предлоги

Соблюдать норму употребления предлогов ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ

28

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок закрепления изученного

1


Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Уметь определять разряд предлогов по составу, по происхождению. Уметь производить морфологический разбор предлога

29

Интервью – жанр публицистики

Урок развития речи № 26

1


Интервью - жанр публицистики. Типовая композиция интервью. Тематическое единство в заглавии, связности и последовательности вопросов.

Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулировать цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог, создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части

30

Описание действий. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь»

Урок развития речи № 27

1


Композиция сочинения по картине. Описание действий.

Уметь писать сочинение по картине

31

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог»

Повторительно-обобщающие уроки

1


Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Предлог и падежные формы имен. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Разряды предлогов по происхождению и составу

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные им словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

32

Зачет: тестирование, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа по карточкам

Контроль знаний

1


Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Предлог и падежные формы имен. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Разряды предлогов по происхождению и составу

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные им словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

33

Контрольный диктант № 5

с грамматическим заданием

Контроль знаний

1


Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Предлог и падежные формы имен. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Разряды предлогов по происхождению и составу

Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные им словосочетания, анализировать экспрессивное использование предлогов в художественных текстах, правильно и точно употреблять предлоги

34

Сжатое изложение с элементами сочинения на морально-этическую тему. Цитатный план.

Уроки развития речи № 28

1


Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания

Знать приёмы сжатия. Уметь ими пользоваться. Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста

35

Устное сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о предлоге»

Уроки развития речи № 29

1


Предлог как служебная часть речи, как средство связи слов в словосочетании и предложении. Предлог и падежные формы имен. Употребление предлога с одним или несколькими падежами. Разряды предлогов по происхождению и составу

Уметь рассказывать о части речи

36

Официально-деловой стиль. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, объяснительная (упр. 960)

Урок развития речи № 30

1


Официально-деловой стиль. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, объяснительная


Союз (12 часов + 5 часов Р/Р)

37

Понятие о союзе

Урок усвоения нового материала

1


Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложении и тексте. Союзы-синонимы.

Знать определение служебной части речи – союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами и в сложных предложениях

38

Сжатое изложение с элементами сочинения на морально-этическую тему (упр. 982, стр. 269-270)

Урок развития речи № 31

1


Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания

Знать приёмы сжатия. Уметь ими польз-ся, адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное сод-е прослушанного текста

39

Простые и составные союзы

Урок усвоения нового материала

1


Простые и составные союзы, использование союзов для связи однородных членов предложения и самостоятельных предложений

Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

40

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста

Урок развития речи № 32

1


Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста

Знать лексические и морфологические средства связи предложений в тексте, роль союза как средства связи самостоятельных предложений, смысловых частей текста, функции присоединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ

41

Изложение, близкое к тексту, с элементами сочинения о правилах хорошего тона. Цитатный план.

(упр. 1010, стр. 278)

Уроки развития речи № 33

1


Тема, основная мысль текста, связь предложений, сцепляющие слова, сравнения при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

Уметь писать изложение, близкое к тексту, по прочитанному тексту и готовому плану, сохраняя последовательность мысли,, языковые, речевые выразительные средства, используя сравнения, соблюдая нормы русского языка на письме

42

Сочинительные союзы

Урок усвоения нового материала

1


Разряды сочинительных союзов по знач-ю: соединит-ые, противительные, разделительные. Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях

43

Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

1


Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов. Многосоюзие (полисиндетон) как средство выразительности

Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и в сложносочиненных, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особ-тями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи

44

Подчинительные союзы

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

1


Функции и значение подчинительных союзов. Синтаксическая структура сложного предложения. Употребление подчинительных союзов

Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предложении

45

Подчинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

1


Подчинительный союз в простом и сложноподчиненном предложении. Употребление подчинительных союзов. Многосоюзие (полисиндетон) как средство выразительности

Уметь ставить знаки препинания в простых осложненных предложениях и в сложных, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями, пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи (полисиндетон).

46

Сочинительные и подчинительные союзы. Морфологический разбор

Повторительно-обобщающий урок

1


Сочинительные и подчинительные союзы. Морфологический разбор

Уметь выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловые отношения между частями сложных предложений, которые передаются союзами, использовать союзы для связи предложений и частей текста, безошибочно ставить знаки препинания в сложном предложении и простом осложненном.

47

Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

1


Правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ

Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме. Соблюдать нормы при произношении союзов ЧТО, ЧТОБЫ.

48

Контрольный диктант № 6

с грамматическим заданием

Урок контроля

1


Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений. Уметь производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложении

49

Союз как важнейшее средство связи частей текста. Союз как средство выразительности (упр.1016, стр.280; упр. 1926, стр. 283))

Повторительно-обобщающий урок

1


Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Многосоюзие (полисиндетон) как средство выразительности. Сравнение

Знать, что союз – важнейшее средство связи частей текста. Уметь находить это средство связи и употреблять их в тексте

50

Устное сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о союзе»

Урок развития речи № 34

1


Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложении и тексте. Союзы-синонимы.

Знать определение служебной части речи – союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложении с однородными членами и в сложных предложениях. Уметь составлять рассказ на лингвистическую тему


4 четверть (5 часов х 8 недель = 40 часов)


Содержание урока

Тип урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Требования к уровню подготовки

1

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».

Повторительно-обобщающие урок

1


Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски

2

Зачет: тестирование, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа по карточкам

Урок контроля

1


Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов. Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов

Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение, отличать от смешиваемых языковых явлений. Уметь производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложении

3

Публичное выступление

на морально-этическую тему

Урок развития речи № 35

1


Мораль. Этика. Публичное выступление. Его структура. Признаки

Уметь строить публичное выступление на морально-этическую тему, аргументировано отстаивать свою точку зрения

Частица (16 часов + 2 часа Р/Р)

4

Понятие о частице

Урок усвоения нового материала

1


Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц. Отличие частиц от знаменательных частей речи. Роль частиц в предложении

Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц. Уметь доказывать принадлежность слова к частицам, использовать частицы в разных стилях речи, выразительно читать предложения с частицами

5

Формообразовательные и словообразовательные частицы

Уроки усвоения нового материала

1


Формообразовательные и словообразовательные частицы

Знать частицы, образующие формы слов или новые слова, понимать её роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прилагательных и наречий, уметь отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; усвоить формы вежливости при выражении просьбы и использовать их в речи

6-7

Разряды частиц по значению

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

2


Разряды частиц по значению. Функции частиц по значению. Модальные частицы, их значение. Вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные частицы. Частицы, выражающие сомнение, ограничение, уточнение

Знать группы частиц по значению. Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте. Уметь пользоваться вопросительными частицами, правильно писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи.

8

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок закрепления изученного

1


Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ, раздельное и дефисное написание частиц

Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций, отличать написание частиц БЫ, ЖЕ со знаменательными частями речи от правописания союзов ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

9-10

Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ

Уроки усвоения нового материала и его закрепления

2


Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ

Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять её смысловое значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу не с разными частями речи

11

Самостоятельная работа по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»

Контроль знаний

1


Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ

Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять её смысловое значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу не с разными частями речи

12

Контрольное сочинение на морально-этическую тему

Контроль знаний

Развитие речи

36

1


Мораль. Этика. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Его структура. Признаки

Уметь писать сочинение на морально-этическую тему, аргументировано отстаивать свою точку зрения

13

Отрицательные частицы. Значение частицы НИ

Урок усвоения нового материала

1


Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ

Понимать значение частицы НИ, смысловые различия частиц НЕ и НИ, уметь использовать алгоритм рассуждения при различении значений этих частиц, различать приставку НЕ и частицу НЕ, употреблять частицу НЕ с разными частями речи

14

Различение на письме частиц НЕ и НИ

Урок закрепления изученного

1


Различение на письме частиц НЕ и НИ

Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося союза НИ-НИ, понимать, что такое двойное отрицание. Знать роль частицы НЕ в восклицательных предложениях, значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях

15

Различение на письме частицы НИ и союза НИ

Урок закрепления изученного

1


Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь различать частицу и приставку НИ, союз НИ-НИ, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НИЧТО ИНОЕ; НИКТО ИНОЙ, знать отличие слов НЕ ОДИН – НИ ОДИН, НЕ РАЗ – НИ РАЗУ, НЕМАЛО – НИМАЛО, устойчивые сочетания слов с НИ, конструировать предл-я с ними

16-17

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

Повторительно-обобщающие уроки

2


Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях.

18

Подробное изложение с элементами сочинения-рассуждения на лингвистическуютему (упр.1073, стр. 297)


Урок развития речи № 37

1


Связь предложений в тексте. Сцепляющие слова

Уметь подробно излагать исходный текст, выполнять творческое задание

19

Зачет по теме «Правописание частиц НЕ и НИ»: тестирование, контрольный словарный диктант.

Контроль знаний

1


Различение на письме частиц НЕ и НИ

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ

Уметь применять правило написания НЕ с различными частями речи, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях.

20

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы"

Повторительно-обобщающий урок

1


Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм (глаголов, прилагательных). Смысловые различия частиц НЕ и НИ, различение их на письме. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи. Уметь писать безошибочно выражения НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК; НЕ КТО ИНОЙ, КАК; НИЧТО ИНОЕ; НИКТО ИНОЙ, знать смысловое отличие слов НЕ ОДИН – НИ ОДИН, НЕ РАЗ – НИ РАЗУ, НЕМАЛО – НИМАЛО

21

Контрольный диктант № 7

с грамматическим заданием

Контроль знаний

1


Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм (глаголов, прилагательных). Смысловые различия частиц НЕ и НИ, различение их на письме. Различение приставки НЕ и частицы НЕ

Уметь безошибочно писать частицы, различать функциональные омонимы в письменной речи (ТОЖЕ – ТО ЖЕ, ТАКЖЕ – ТАК ЖЕ, ЧТОБЫ – ЧТО БЫ и др.), уметь производить все виды разбора

Междометие (4 часа + 1 часа Р/Р)

22

Понятие о междометии. Разряды междометий

Урок усвоения нового материала

1


Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий.

Понимать, что междометия не являются ни самостоятельными частями речи, ни служебными, уметь распознавать междометия, определять группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме

23

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий

Урок усвоения нового материала

1


Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий

Использовать звукоподражательные, разговорные слова в устной речи, находить их в художественном тексте, определять роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами

24

Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях

Урок усвоения нового материала

1


Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях

Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте

25

Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении. Роль междометий в речи

Урок закрепления изученного

1


Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественном произведении

Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетных правил, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивное использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведениях, различать омонимичные междометия и самостоятельные части речи

26

Контрольное изложение

Контроль знаний.

Развитие речи №38

1


Изложение публицистического стиля

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы

Явления переходности в морфологии (2 часа)

27-28

Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи.

Повторительно-обобщающий уроки

2


Переход из одной части речи в другую (обобщение). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи.

Уметь видеть и отличать омонимичные части речи

Повторение и систематизация изученного в 7 классе (11 часов + 1 час Р/Р)

30

Текст. Стили речи

Повторительно-обобщающий урок. Развитие речи. № 39

1


Текст. Стили речи. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Способы и средства связи предложений в тексте

Знать особенности текста, черты стилей речи; уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с другим типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложении, способы и средства связи предложений в тексте

31

Культура речи. Орфоэпические нормы. Орфографические нормы.

Повторительно-обобщающие уроки

1


Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Орфографические нормы.

Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправить ошибки. Уметь безошибочно писать слова с изученными орфограммами. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях

3

Лексические нормы.

Повторительно-обобщающие уроки

1


Лексические нормы. Что может их нарушить (повтор слова, неуместное употребление слов, употребление слова в несвойственном ему значении)

Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять эти нарушения, строить высказывания, соблюдая лексические нормы

33

Грамматические нормы.

Повторительно-обобщающие уроки

1


Нарушение грамматических норм, связанное с неправильным построением словосочетаний и предложений, с неправильным образованием слов

Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправлять её, самим не допускать нарушения грамматических норм

34

Тестирование: «Орфоэпические,

грамматические, лексические, орфографические нормы»

Контроль знаний

1


Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфографические нормы.

Уметь работать с тестовыми заданиями

35-36

Нормы построения текста.

Устное сообщение «Зачем необходимо изучать русский язык?»

Повторительно-обобщающие уроки

2


Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность фактического материала


Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте

37

Нормы речевого поведения (речевой этикет)

Повторительно-обобщающие урок

1


Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы

Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определенной речевой ситуации и объяснять уместное их использование

38-39

Пунктуационные нормы. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях

Повторительно-обобщающие уроки

2


Пунктуация. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях

Уметь правильно ставить знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении

40-41

Контрольный диктант № 8

с грамматическим заданием.

Анализ диктанта. Работа над ошибками

Урок контроля знаний и коррекции

2



Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора





18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!