СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познават.деятельность в обучении истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Познават.деятельность в обучении истории»

Познавательная деятельность обучающихся в обучении истории.


Усвоение системы исторических знаний осуществляется в результате разносторонней, активной и в ряде случаев творческой деятельности обучаемых.

Учебное познание истории идет путем сокращенным и облегченным по сравнению с познанием научным. Из огромного материала, собранного, проанализированного и обобщенного исторической наукой, в обучении отбирается минимум, педагогически необходимый для решения стоящих перед ним образовательно-воспитательных задач. В большинстве случаев в обучении истории знания излагаются в адаптированном и в систематизированном виде.

В основе учебного познания истории лежат ощущения и восприятия, преимущественно зрительные и слуховые. Знания об исторических событиях, о внешней стороне явлений черпаются из различных источников информации. Получение информации является не только обязательным, но по своему характеру и начальным моментом учебного познавательного процесса. Источники исторических знаний очень разнообразны. Большое место в учебном познании истории занимают предметная и изобразительная наглядность, карта, документ. Велика по сравнению с большинством других учебных предметов и роль описания и повествования как в устной, так и письменной форме.

Процесс усвоения обучающимися фактических знаний не может быть изолирован, отделен от их осмысления, но и сам по себе он не является простой передачей знаний, при которой будто бы активен только учитель, а ученик пассивно воспринимает преподносимые ему знания. Даже для восприятия популярно излагаемых учителем фактов от обучающихся требуется волевое усилие, внимание, запоминание, работа фантазии, создающей в сознании образы описываемых явлений. Тем более это относится к приобретению учащимися знаний из различных пособий. Возможен и самостоятельный поиск учащимися фактов, установленных исторической наукой. Для этого ученик должен знать различные источники исторических знаний и владеть приемами работы с ними.

Сущность исторических фактов: генезис и развитие исторических явлений, отношение единичного, особенного и общего в общественной жизни, закономерности исторического процесса и другие аналогичные знания, раскрытые исторической наукой, могут быть сознательно усвоены в обучении только на основе мыслительной деятельности обучающихся, преимущественно путем осмысления сообщаемых преподавателем и учебником готовых знаний или частично путем самостоятельного их открытия с помощью и под руководством преподавателя.

Разные по своему характеру знания в процессе их формирования тесно взаимодействуют друг с другом. Формирование понятий опирается на знание фактов, на живые конкретные образы. В свою очередь, сознательность и прочность усвоения фактических знаний зависят от сформированности у обучающихся обобщенных знаний и степени их систематизации; чем богаче и систематизированнее обобщающие понятия учащегося, тем быстрее и глубже он осмыслит и включит новый материал в имеющуюся у него систему исторических знаний. Понятие есть не только результат, но и форма мышления.

В процессе учебного познания истории мысль обучающихся движется от конкретного к обобщенному, а от обобщенного вновь к конкретному, но уже на более высокой основе понятийных знаний. На этой основе усваиваются новые факты, а также переосмысливаются в новых связях и отношениях факты, ранее известные.

Переходы от конкретного к обобщенному и обратно есть не простой круговорот, а непрестанный подъем уровня исторических знаний и умственного развития учащихся. В ходе мыслительной деятельности, сочетающейся в ряде случаев с эмоциональными переживаниями и общественно-практической работой, формируются идеи, убеждения.

В процессе обучения происходит повышение обучаемости учеников истории. Под обучаемостью психология и педагогика понимают способность ученика к усвоению знаний. Обучаемость зависит от общего развития человека, запаса и систематизации его знаний, овладения способами познавательных действий.

Результативность обучения истории, как и другим предметам, зависит в основном от руководства учебным процессом, которое заключается в следующем.

Обеспечение познавательной деятельности учащихся источниками исторических знаний. Одним из важнейших источников являемся изложение материала преподавателем. Соответствующий подбор источников является необходимым условием не только усвоения обучающимися исторического материала, но и формирования у них способности к самостоятельной познавательной деятельности с различными источниками исторических знаний.

Создание у учащихся психологического настроя к изучению материала, пробуждение интереса и познавательной активности, организация устойчивого внимания. В обучении истории эти задачи решаются разнообразными средствами в зависимости от изучаемого материала и обучаемости учащихся: ярким сюжетным рассказом, привлечением другого интересного источника знаний, постановкой проблем, требующих самостоятельного решения, и т. п. Особенно действенным средством является создание у учащихся осознанной конкретной цели, которой они стремятся достигнуть в результате своей работы.

Важно, непосредственное руководство процессом восприятия материала учащимися. Выделение главного, подлежащего обязательному усвоению: в книге – различными шрифтами, в устном изложении – интонацией, путем составления плана изложения, показа на картине и т.п. или постановкой перед учащимися задач, требующих самостоятельного нахождения нужных информаций.

Руководство мышлением учащихся на всех этапах процесса познания истории: при сообщении нового материала, первоначальном закреплении, выполнении' домашних заданий, повторении.. Особенно ответственна роль руководства мышлением в познании обобщенных теоретических понятий, закономерностей и в оперировании ими при изучении конкретных фактов Руководство мышлением в обучении истории осуществляется путем непосредственного объяснения фактов, часто с постановкой риторических вопросов, путем постановки проблем для самостоятельного их решении, организации дискуссии и т.д. Важную роль в руководстве мышлением играет и зрительная опора, в большинстве случаев символического характера.

Организация закрепления знаний и руководство им на уроках и при выполнения самостоятельных заданий осуществляются путем ориентировки учащихся. на запоминание материала, его воспроизведением учащимися, в частности преобразующим, выполнением упражнений. Важнейшим фактором закрепления знаний в памяти является установление многосторонних связей и отношений между отдельными их элементами (фактами, понятиями, датами).

Проверка и корректировка результатов учебной деятельности учащихся охватывают не только усвоение ими знаний, но и развитие m исторического мышления, осознанность мировоззренческих понятий, овладение способами действий с историческим материалом, способность правильно применять знания в учебной и общественной практике. Важное значение имеет проверка по горячим следам (наблюдение за учебной деятельностью учащихся, выявление самостоятельно сделанных ими выводов и оценок, усвоения основных теоретических положений), с тем чтобы своевременно исправить возможные ошибки и неточности, не допуская закрепления их в памяти. Не менее важна и так называемая отсроченная проверка осознанности и прочности усвоения знаний и способов действий с историческим материалом.


Учебные пособия не только служат источниками информации и определяют вместе с программой основное содержание обучения истории, но и играют важную роль в руководстве учебной деятельностью обучающихся. Руководство осуществляется подбором в них различных источников знаний, логикой изложения и расположения материала, выводами и их доказательностью, заголовками, шрифтами, постановкой вопросов и заданий, ссылками и т. п. Всем этим учебные пособия ориентируют и учителя в руководстве учебным процессом, и в частности в организаций им самостоятельной работы учащихся с различными источниками исторических знаний.

Основная роль организатора и руководителя учебной деятельностью обучающихся принадлежит преподавателю. Только учитель имеет возможность строить процесс обучения истории применительно к обучаемости учеников и к темпам ее развития, проверять и корректировать разностороннюю учебную деятельность, возвратиться к плохо усвоенному, разъяснить непонятное, своевременно объяснить и показать нужный способ деятельности. При этом огромное значение имеет воздействие на школьников личности учителя. Он же определяет время, место и порядок использования пособий в учебном процессе, сочетая его с изложением материала, беседой, опросом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!