Воронцова Ю.Н.
Учитель истории
МКОУ НГО «Павдинская СОШ»
Практическая работа по профсамопределению
«Азбука профессий»
1.Разминка: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П, как можно больше придумать профессий начинающихся на эти буквы
К Р Ф П
Контролер Разведчик Фокусник Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фотокорреспондент Пожарный
Киномеханик Репортер Фотомодель Полицейский
Космонавт Радист Повар
Каменщик Пограничник
Кондитер Печник
Кондуктор Пекарь
2. Игра «Угадай профессию».
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий: Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник
3.«Типы профессий»
Распределите профессии по типам, заполнив таблицу.
Чел-Чел. Чел.-техн. Чел-природа Чел-знак.сист. Чел-худ.образ
Водитель, биолог, оператор ПК, бухгалтер, дизайнер, социальный работник, журналист, эколог, токарь, физик, учитель, вокалист, слесарь, зоотехник, строитель, кассир, врач, декоратор, судья, верстальщик, геолог, столяр, егерь, воспитатель, визажист.
4. Игра «Снежный ком». Ведущий называет первую профессию, следующий по очереди участник называет профессию на последнюю букву. Если профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку
5. Игра «Семь нот». Учащиеся перечисляют профессии, начинающиеся с названия музыкальных нот или использования их внутри слова: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛ(ь), ЛЯ, СИ. Пример: ДОктор, РЕдактор, МИлиционер и т.п.
6. Игра «Четвертый лишний». Учитель предлагает определить из 4 названных слов лишнее (по смыслу).
Пример: дети – пациенты – растения – покупатели (лишнее слово – растения, т.к. основание для определения – предмет труда); программист – бухгалтер – парикмахер – нотариус (лишнее слово – парикмахер, т.к. основание для деления – тип профессий); расческа – ножницы – электропаяльник – фен (лишнее слово – электропаяльник, т.к. основания для деления – орудия труда парикмахера)
7. Отдохнем!!!Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
Тестирование.
А сейчас с помощью теста определите, какой тип предпочтительно выбрать вам с учетом ваших интересов. Заполняете таблицу № 2. Если ответ положительный ставите (+), отрицательный (-). Подсчитайте ( + ) в каждом столбике , где получилось самое большое число тот тип и предпочтительно вам выбрать.
1.Легко знакомлюсь с новыми людьми.
2.Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить.
3.Люблю ходить в музеи, театры, на концерты, художественные выставки.
4.Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными.
5.Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить.
6.Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чем-то.
7.Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными и растениями.
8.Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах.
9.То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, у старших.
10.Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства.
11.Я охотно читаю о растительном и животном мире.
12.Активно участвую в художественной самодеятельности.
13.Охотно читаю об устройстве механизмов, машин, приборов.
14.Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки, трудные задачи, кроссворды, ребусы.
15.Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими.
16.Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой.
17.Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно не знакомые люди.
18.Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными.
19.Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме.
20.Я почти никогда не ссорюсь.
21.Вещи, сделанные мною одобряют и незнакомые люди.
22.Без особого труда усваиваю ранее не знакомые или иностранные слова.
23.Мне часто случается помогать незнакомым людям.
24.Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т.д.).
25.С большим интересом читаю об охране окружающей среды, леса, животных.
26.Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов.
27.Мне обычно удается убедить сверстников или младших в том, что нужно делать так, а не иначе.
28.Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения.
29.Без особых усилий и охотно разбираюсь в географических картах, схемах, графиках, чертежах, таблицах.
30.Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии.
Таблица № 2
Определение предпочтительных видов профессиональной деятельности
Чел. – природа Чел. – техника Чел.– знак Чел. - худ.образ Чел. – чел.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
итог
3. Практическое задание
1. Выпишите 5 профессий, с которыми вы себя ассоциируете, и которые вам нравятся. Отметьте в каждой профессии то, что вас наиболее привлекает.
2. Оцените свои сильные стороны (способности) на основе выбранных профессий по 5-ти балльной шкале (1-невыраженность, 5-яркая выраженность, средние значения - соответственно).
Блок №1 Успех
1. Я достиг успехов в этом виде деятельности
2. Другие часто говорят, что у меня способности к этому
3. Я получил награды (понимание, признание) за выполнение этого вида работы
Блок №2 Инстинкт
1. Я стремлюсь заниматься этим делом каждый день
2. Я часто добровольно выражаю готовность принять участие в этом виде деятельности
3. Этот вид деятельности вызывает у меня «инстинктивную» реакцию
Блок № 3 Рост
1. Я постоянно учусь навыкам, связанным с этим видом деятельности
2. Я неожиданно для себя думаю об этом деле почти каждый день
3. Я стремлюсь изучить новые приемы для осуществления этого вида деятельности
Блок №4 Потребности
1. Я всегда с радостью ожидаю возможности заняться этим делом
2. С удовольствием вспоминаю время, когда занимался этим видом деятельности
3. Этот вид деятельности доставляет мне очень большое удовольствие
Баллы: Результат. Общее количество баллов 48 и выше указывает на позитивную склонность к выбранному виду деятельности.
Используемые ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/313647/
https://infourok.ru/moya-buduschaya-professiya-uroki-igri-konferencii-1161687.html