Преемственность пятиклассников.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством .
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новые дети в классе;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
- несамостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Динамический анализ внимания 5 «А».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «А».
Динамический анализ памяти 5 «А».
Слуховая память.
Зрительная память.
Анализ тревожности учащихся 5 «А»
Сравнительный анализ психологического климата в 5-х классах. Психологический климат в 5 «А» классе
Анализ адаптации учащихся 5 «А» класса.
Динамический анализ внимания 5 «Б».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «Б».
Динамический анализ памяти 5 «Б».
Слуховая память.
Зрительная память.
Психологический климат в 5 «Б» классе
Анализ тревожности учащихся 5 «Б»
Анализ адаптации учащихся 5 «Б» класса.
Динамический анализ внимания 5 «В».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «В».
Динамический анализ памяти 5 «В».
Слуховая память.
Зрительная память.
Психологический климат в 5 «В» классе
Анализ тревожности учащихся 5 «В»
Анализ адаптации учащихся 5 «В» класса.
Динамический анализ внимания 5 «Г».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «Г».
Динамический анализ памяти 5 «Г».
Слуховая память.
Зрительная память.
Психологический климат в 5 «Г» классе
Анализ тревожности учащихся 5 «Г»
Анализ адаптации учащихся 5 «Г» класса.
Динамический анализ внимания 5 «Д».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «Д».
Динамический анализ памяти 5 «Д».
Слуховая память.
Зрительная память.
Психологический климат в 5 «Д» классе
Анализ тревожности учащихся 5 «Д»
Анализ адаптации учащихся 5 «Д» класса.
Динамический анализ внимания 5 «Е».
Динамический анализ интеллектуального развития 5 «Е».
Динамический анализ памяти 5 «Е».
Слуховая память.
Зрительная память.
Психологический климат в 5 «Е» классе
Анализ тревожности учащихся 5 «А»
Анализ адаптации учащихся 5 «Е» класса.
Анализ адаптации учащихся 5-х классов. ( 2009-2010 гг.) В исследовании участвовала параллель 5-х классов, в количестве 121 учащихся.
Уровень
Классы (количество учащихся в %)
5 «а» (23чел.)
Высокий
Выше среднего
5 «б» (18чел.)
8,7
5 «в» (22чел.)
47,8
Средний
-
Ниже среднего
39,2
50
5 «г»
(16чел.)
9,1
59,1
4,4
5 «д» (26чел.)
-
50
5 «Е» (16чел.)
15,4
27,3
-
37,5
57,7
4,5
Общий
62,5
-
5,5
-
26,9
68,8
53,5
-
31,3
39,3
-
1,5
Анализ уровня общей тревожности учащихся 5-х классов. ( 2009-2010 гг.) В исследовании участвовала параллель 5-х классов, в количестве 121 учащихся.
Уровень
Классы (количество учащихся в %)
5 «а» (23чел.)
Высокий
Несколько повышенный
5 «б» (18чел.)
8,7
17,4
5 «в» (22чел.)
-
Норма
Чрезмерно спокоен
5 «г»
(16чел.)
4,5
22,2
65,2
8,7
45,5
5 «д» (26чел.)
-
66,7
5 «е» (16чел.)
7,7
12,5
50
5,6
34,6
-
Общий
87,5
-
-
3,5
57,7
56,3
31,4
43,8
61,8
-
2,4
Сравнительный анализ психологического климата в 5-х классах. ( 2009-2010 гг.) В исследовании участвовала параллель 5-х классов, в количестве 121 учащегося.
Уровень
Классы (количество учащихся в %)
Высокий
4 «а»
72
Средний
5 «а»
52,2
Низкий
28
4 «б»
-
43,5
55
5 «б»
4 «в»
4,4
11,1
36
72,2
5 «в»
65
9
50
16,7
4 «г»
35
5 «г»
45,5
-
33
4 «д»
-
4,5
67
56,3
32
-
5 «д»
68
43,8
4 «е»
23,1
-
68
5 «е»
73,1
3,8
32
12,5
Общий
4-е
-
Общий
5-е
87,5
54,2
44,3
24,8
-
63
1,5
12,2
Анализ анкеты по адаптации 5-х классов к среднему звену.
В исследовании участвовало 121 учащихся
- У тебя много разных предметов и учителей. Привык ли ты к их требованиям учителей?
5 «а»
47,8
5 «б»
b) Нет
c) Не совсем
55,6
4,4
5 «в»
47,8
52,4
11,1
5 «г»
31,3
5 «д»
33,3
-
65,4
47,6
5 «е»
12,5
56,3
Общий
3,8
68,8
53,6
30,8
-
31,3
5,3
41,1
4. Каковы твои отношения с учителями :
5 «а»
b) Есть трудности с отдельными учителями
5 «б»
47,8
c) Со всеми плохое
5 «в»
52,2
66,7
d) Со многими плохие
5 «г»
28,6
22,2
-
-
5 «д»
18,8
66,7
-
11,1
5 «е»
-
81,3
57,7
Общий
4,8
-
38,4
56,3
-
43,8
-
46
-
50,8
3,8
-
-
3,3
7 . Сколько времени ты тратишь в день на подготовку уроков?
5 «а»
17,4
b) 2 часа
5 «б»
56,5
5 «в»
33,3
c) 3часа
38,1
21,7
38,9
5 «г»
d) 4 часа
16,7
38,1
5 «д»
25
4,4
57,7
14,3
5 «е»
37,5
11,1
42,3
6,3
9,5
Общий
31,3
29,6
-
-
62,5
46
-
31,3
19,2
-
4,2
8. Как ты себя чувствуешь в кругу одноклассников ?
5 «а»
5 «б»
b) Плохие
78,3
5 «в»
c) Что то среднее
72,2
8,7
5 «г»
13
71,4
5,6
22,2
8,5
68,8
5 «д»
5 «е»
6,3
19
61,5
Общий
18,8
81,3
3,8
72,3
-
34,6
5,5
18,8
21,1
11. Что мешает тебе лучше учиться?
5 «а»
- Слабая способность к учению
5 «б»
4,4
b) Часто отвлекаюсь
5 «в»
-
c) Слабая воля
52,2
5 «г»
9,5
d) Неуверенность в себе
38,9
21,7
-
5 «д»
e) Лень
21,7
-
47,6
3,8
5 «е»
22,2
f) Не могу найти общий язык с учителем
19
43,5
68,8
12,5
Общий
-
g) Не хочу учиться
26,1
34,6
23,8
27,8
5
13
h) Не дисциплинирован
11,1
66,7
37,5
50
3,8
-
46,6
17,4
19
12,5
31,3
i) Не понимаю объяснений учителя
50
9,5
62,5
13
25
-
23,1
j) Нет затруднений
38,1
9,5
16,7
38,4
18,8
19,2
43,8
13
3,8
12,5
-
22,2
39,4
14,3
12,5
18,8
-
-
6,3
-
14,4
19,2
-
18,8
4,5
15,4
14,7
-
8,4
2. Какой предмет тебе нравится и почему?
5 «а»
Физкультура
Математика
65,2
5 «б»
5 «в»
55,6
История
21,7
5 «г»
Русский
38,9
52,4
8,7
8,7
5,6
57,1
Литература
68,8
5 «д»
Английский
27,8
8,7
4,8
18,8
61,5
5 «е»
6,3
13
14,3
-
37,5
Информатика
Общий
26,9
25
9,5
27,8
21,7
ИЗО
56,8
43,8
3,8
23,8
6,3
11,5
18,8
13
Биология
34,5
5,6
25
11,5
8,7
8
18,8
11,1
9,5
11,1
17,7
12,5
-
37,8
7,7
44,3
25
12,3
-
11,5
-
20,4
-
12,5
6,3
12,2
15,4
5,1
12,5
15,3
Почему?
Физкультура – люблю двигаться, нравится, люблю спорт, весело.
Математика – интересно, познавательно, нравится, понимаю, хороший учитель.
История – легко, интересно, понимаю, просто нравится.
Русский и литература – нравиться, люблю читать, важный, интересно, узнаю много нового .
Английский язык – люблю языки, важный, интересно, увлекательно.
ИЗО – люблю рисовать, интересно.
Информатика - интересно, познавательно, очень нравиться.
Биология - очень нравиться, нравиться
3. Какой предмет тебе не нравится и почему ?
Нет таких
5 «а»
5 «б»
Английский
-
43,5
16,7
Русский
5 «в»
21,7
14,3
5 «г»
27,8
Технология (девочек)
-
25
27,8
38,1
Математика
5 «д»
16,7
14,3
37,5
ИЗО
8,7
5 «е»
30,8
-
16,7
30,4
-
7,7
Биология
31,3
Общий
18,8
4,8
-
История
3,8
25
17,4
19,7
6,3
-
-
47,8
7,7
29,9
12,5
-
42,3
6,3
13,4
9,5
-
3,8
8,3
6,3
6,3
19
14,2
6,3
12,5
-
7,8
-
3,8
5,5
12,5
15,9
Почему?
Английский язык – не понимаю, много учить, сложно.
Математика – скучно, не понимаю, кричит учитель, не люблю.
Русский язык – сложный, много писать, иногда не понимаю, допускаю много ошибок.
Технология (дев.) – не люблю шить, скучно.
ИЗО – не люблю рисовать.
История – не интересно, скучно, непонятно объясняет.
Биология – скучно.
6. Какой учитель из всех тебе нравится и почему?
5 «А» Колганова С.М . почему: веселая, современная.
Гришина Н.П – хорошая, добрая, интересная.
Война Л.И. - добрая, интересная, добрая.
Подсвирова Л.С. - добрая, интересная.
Рыкова С.Б. – добрая .
5 «Б » . Штаб Э.В .. почему: хороший, нравиться.
Чеботарь Н.И. – нравиться, добрая умная.
Макарова С.В. - добрая.
Арапова Е.В. - хорошая, справедливая.
Тищенко В.И. - веселая, нравиться.
5 «В » Асеева А.Н. - почему: добрая, справедливая, хорошая.
Гришина Н.П. - хорошая, нравиться, веселая,
Пшеничная О.В. - добрая, веселая.
Штаб Э.В .. хороший, нравиться.
Подсвирова Л.С.- хорошая.
Лукашевич Д.А. – добрый.
5 «Г» Пшеничная О.В. почему: добрая, интересная.
Беляева Г.С. – замечательная.
Гришина Н.П. - добрая, хорошая.
Подсвирова Л.С.- хорошая .
Штаб Э.В .. Хороший.
5 «Д» Пшеничная О.В.. почему: добрая, хорошая.
Гришина Н.П – хорошая, добрая, интересная.
Все .
5 «Е» Черноусова Г.П. Почему: добрая, хорошая.
Шагунова Н.Р .- добрая, интересная.
Хатеева Т.А. - хорошая.
Штаб Э.В . - хороший, нравиться.
Шутова С.Г. - добрая интересная.
7. Какой учитель из всех тебе не устраивает и почему?
5 «А» Таких нет – 7 чел.
Алпатова Т.Н. почему: злая.
Лукашевич Д.А. почему: злой.
Криволапова почему: придирается.
Тищенко В.И. почему: строгая.
Колганова С.М. почему: Кричит.
5 «Б » Таких нет – 6 чел.
Криволапова почему: плохая.
Алпатова Т.Н. почему: злая, не нравиться.
Исаева М.А. почему: не нравиться.
5 «В » Таких нет – 4 чел.
Криволапова - почему: злая, плохое отношение.
Алпатова Т.Н. почему: злая.
Тищенко В.И. почему: строгая, злая.
Хатеева Т.А. - почему: злая, кричит.
Подсвирова Л.С. почему: кричит, строгая.
5 «Г» Таких нет – 5чел.
Криволапова почему: кричит.
Скокова Н.П. почему: строгая, кричит.
Лукашевич Д.А. почему: кричит, злой.
5 «Д» Нет таких – 9 чел.
Шагунова Н.Р. Почему: злая, кричит.
Криволапова почему: кричит, злая .
5 «Е » Таких нет – 12 чел.
Тищенко В.И. почему: злая, строгая.
Криволапова почему: кричит, злая.
Бондарь Т.В.. почему: не нравиться .
Слова, которые поддерживают и которые разрушают их веру в себя:
Слова разочарования:
- Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделали, хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Способы преодоления тревожности:
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Доверяйте ребенку.
- Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других.
- Помогите ему найти дело по душе.