СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и доклад на тему: «Связь элементов географии и биологии в курсе средней школы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опалиховская средняя школа

Выполнила: учитель географии Козлова Татьяна Анатольевна

 

 

Раздел: «Межпредметные связи в изучении наук естественного цикла».

Тема: «Связь элементов географии и биологии в курсе средней школы»

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………..2

1. Краткая историческая справка…………………………..………………………….……3

2.1. Элементы географии на уроках биологии …………………………………………..4

2.2. Применение материалов из курса биологии на уроках географии…………......6

2.3. Роль растений классной комнаты в изучении биологии и географии…………..8

Заключение………………………………………………………………………....…………10

ВВЕДЕНИЕ.

     Современная школа представляет собой многофункциональный комплекс, объединивший в себе не только функции «Дома Знаний». Существование этого комплекса недопустимо без чётко слаженного механизма взаимодействия всех его структурных компонентов. В современном мире изучение каких-либо процессов и явлений связано с интеграцией между различными науками. Мы живём во времена системного подхода к знаниям. Курс любого школьного предмета буквально пронизан межпредметными связями. Изучение многих тем невозможно без дополнительных знаний и материалов из сопредельных наук. Поэтому я решила показать значение интеграции на примере биологии для географии как наиболее прогрессивных направлений в современном процессе школьного образования. Основная цель этой работы – на основе собственного опыта работы доказать значимость межпредметных связей в процессе обучения и необходимости этого процесса. Ведь наиболее ярко это явление наблюдается именно в предметах естественного цикла. Это сложилось исторически.

     Какие задачи преследует интеграция наук на одном уроке? Прежде всего, это необходимо для создания целостного образа понятия. Дополнительные сведения из смежных наук помогают органично дополнить этот образ и закрепить его в сознании учащихся. Помимо этого, интеграция нужна для расширения или уточнения понятия, установления причинно-следственных связей, систематизации и обобщения знаний.

     Данная работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части раскрываются исторические причины возникновения межпредметных связей, их роль, приводятся многочисленные примеры, подтверждающие эффективность данного процесса.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

     Комплекс естественных наук с древнейших времён был объединён одним понятием – Естествознанием. Естествознание – это наука о законах и явлениях природы. Современное естествознание включает множество естественнонаучных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое. Таким образом, ещё с древнейших времён эти науки рассматривались неразрывно, в комплексе. Основным ядром формирования и накопления первых знаний выступила Древняя Греция. Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные  науки  и объединялись  общим  понятием  философии. Для развития естествознания в античном мире характерно то, что оно было созерцательно - основано на наблюдении и его осмыслении, без использования эксперимента. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и  обилием  гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы  предвосхищали  позднейшие  научные открытия. Самым  видным ученым  древности, внесшим вклад в развитие естествознания, был Аристотель (384—322 гг. до н. э.). Аристотель,  сын  врача, получил  также  и  медицинское  образование.  Он  подвел   итоги предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях,  посвященных физике,  зоологии,  философии,  истории  и  так далее. Сочинения Аристотеля представляют  собой  сумму  сведений  того  времени о неорганической и органической природе. В труде «Истории   животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных»  трактовала  начала  эмбриологии. Именно Аристотелем, который разрабатывал  различные  области  знания, было заложено деление естествознания на современные науки – биологию, географию и т.д.

2.1. ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОГРАФИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

     Можно ли в процессе изучения школьного курса биологии применять знания, полученные на уроках географии? Если подойти к этому процессу творчески, то, безусловно, да. И это очевидный факт, так как эти две науки входят в одну область знаний – Естествознание. А это значит, что и точек соприкосновения у этих двух предметов будет больше всего. В этом разделе я постараюсь показать значимость интеграции данных предметов.

ПРИМЕР 1. В курсе 9 класса можно найти несколько тем, где могут пригодиться знания, полученные учениками на географии, в частности, при изучении темы «Приспособленность организмов к условиям внешней среды» можно очень интересно показать зависимость внешнего вида или строения от условий проживания. Это и цветовая маскировка животных под условия внешней среды (песчано-жёлтый или бурый цвет у многих пустынных животных, белоснежный у многих полярных), и чередование фаз жизненной активности в зависимости от смены условий (спячка у пустынных животных как способ переживания неблагоприятных условий, миграция животных и птиц в поисках корма и т.д.) и географические различия у животных одного вида, обитающих в разных природных зонах, например, лисицы юга (степей, пустынь) имеют более длинные уши для выделения в окружающую среду избытков тепла, «облегченный» шерстяной покров, более бледный по сравнению со своими северными сестрами цвет и прочие признаки. Таким образом, изучая приспособленческие реакции животных и растений мы невольно возвращаемся к повторению условий формирования природных зон и их отличительных особенностей. Соответственно, ученику, хорошо владеющему этой темой курса географии, будет несложно разобраться в особенностях естественного отбора на уроках биологии.

ПРИМЕР 2. Несмотря на то, что в школьном курсе биологии работа с географической картой не предусмотрена, её можно использовать на отдельных уроках. Например, в том же курсе «Биология-9» в теме «Селекция растений и животных» разбираются основные центры многообразия и происхождения культурных растений, выделенные Николаем Ивановичем Вавиловым. На этом уроке полезно повесить Физическую карту мира с целью наглядной демонстрации этих центров. Работа очень полезна и на перспективу: в курсе географии 11 класса происходит изучение отдельных регионов мира, а деление мира на крупные регионы по Вавилову в целом соответствует делению, применяемому в этом курсе. В итоге, у ребят появляются начальные знания из последующего курса географии, которые впоследствии могут облегчить изучение курса этого предмета в 11 классе.

     А если творчески подойти к процессу обучения, то даже классический урок биологии можно превратить в интегрированный урок, ведущая роль в котором будет принадлежать географии. В 7 классе при изучении темы «Размножение и развитие рыб» тоже можно провести урок с применением географической карты. Всем известна рыба, обитающая в реках Европы – угорь обыкновенный. На нерест он уходит за сотни километров в Саргассово море, а через некоторое время вылупившихся из икринок личинок приносит обратно в Европу течение Гольфстрим. Работу на таком уроке можно построить с помощью школьных атласов и настенной карты мира. Во время рассказа учитель наглядно демонстрирует местообитание и места нереста угря, показывает и обратный путь в Европу. После того, как будет озвучена главная вспомогательная сила обратной доставки личинок к берегам Европы, учащимся предлагается немного проявить свою фантазию. Ведь европейский угорь – не единственная рыба, размножающаяся подобным способом. Учитель приводит ещё несколько примеров таких рыб и предлагает ученикам самим вычислить место нереста в других океанах, используя полученные знания. Если случайно заглянуть на такой урок, то можно сразу и не догадаться, что в данном кабинете идёт не урок биологии, а урок географии. Последующие задания на закрепление тоже проходят с картой, но уже используется карта России. В итоге ребята помимо необходимых знаний по биологии заодно и изучают карту, что, несомненно, пригодится на уроках географии.

Особенно хорошо прослеживается роль курса географии для уроков биологии в 6 классе. Дело в том, что в конце учебного года по программе идут темы, которые перекликаются между собой в курсе географии и биологии. Покажу это в виде таблицы:

География

Биология

Тема: Организмы на Земле. Взаимосвязи компонентов природы

Тема: Организма и среда

Разнообразие организмов. Взаимосвязь организмов. Распределение по суше и в толще океана.

Экологические факторы: факторы неживой природы (свет, вода, температура), факторы живой природы

Воздействие организмов на земные оболочки.

Экологические факторы: факторы живой природы

Географическая оболочка. Биосфера. Природный комплекс.

Природные сообщества. Экосистема.

Воздействие человека на природный комплекс.

Экологические факторы: деятельность человека

   

 Путём простого сравнения видно, что есть много общих точек соприкосновения. Поэтому, объединяя некоторые разделы, проводя интегрированные уроки, учитель имеет возможность освободить час-другой для повторения пройденного материала за год или для проведения по данным темам единой комплексной экскурсии. Единственное отличие между этими темами: в курсе биологии делается упор на влияние неживой природы на живую, а курсе географии – наоборот, влияние живых организмов на остальные компоненты природы. То есть практически науки «меняются местами»!

 

2.2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ КУРСА БИОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

     Каждому учителю географии приходится пользоваться на своих уроках дополнительными материалами и знаниями, полученными учащимися на других предметах. Но больше всего из этой информации приходится на знания, которые школьники добыли на уроках биологии. И я утверждаю это, показав на следующих примерах.

     Начну с домашнего задания. Каждый учитель знает, что часто успешное проведение уроков зависит от того, как учащиеся подготовились к нему. Поэтому нередки случаи, когда педагог даёт перспективное домашнее задание на повторение определённых тем, которые понадобятся на уроке. Одной из таких тем в курсе географии 9 класса является «Лесная промышленность России». И вот как раз перед изучением этой темы учащимся полезно повторить тему из курса биологии 7 класса «Голосеменные растения», где рассматриваются особенности строения древесины хвойных пород, коры, наличие смолы, свойства хвои и т.д. Данная информация пригодится и окажет серьёзное подспорье при изучении лесной промышленности России. Да и учитель на уроке биологии, зная о том, что этот материал пригодится в дальнейшем, сделает на него более сильный акцент при изучении.

     Материалы смежной науки можно активно привлекать и в процессе объяснения новых тем на уроках географии. В частности, при объяснении темы «Агропромышленный комплекс» в курсе географии 9 класса в процессе рассказа об  основных зерновых культурах, выращиваемых на территории России, полезно применить знания из курса биологии. Ребятам интересно будет узнать об основных фазах развития зерновых (кущение, выход в трубку, колошение), условиях прорастания и созревания, причинах их деления на озимые и яровые, достижения селекции и другие полезные биологические особенности.

     Благодаря тому, что многие процессы и явления на земной поверхности можно рассмотреть с точки зрения разных наук, биология и география имеют множество параллельных тем. И знания, полученные на одном предмете, можно с успехом применять на другом. Здесь в качестве примера можно привести тему «Изучение и охрана Океана» из курса географии 6 класса. Дело в том, что помимо информации, взятой из учебника по географии, ребята уже обладают достаточным багажом знаний по этой теме, изучая похожие по смыслу темы «Три среды обитания» и «Жизнь в морях и океанах» в курсе «окружающий мир» 5 класса и в курсе биологии 6 класса. Добавив уже к имеющимся знаниям свои собственные впечатления, у ребят получаются довольно интересные и любопытные творческие отчёты.

     Другой пример – при изучении темы «Моря России» один из разделов урока – биологические ресурсы морей – можно дать на самостоятельное изучение т.к. у ребят накоплен довольно богатый материал из предыдущего курса биологии, в котором есть большая тема «Надкласс Рыбы». Учащиеся могут самостоятельно рассказать об основных видах промысловых рыб России, их распределению по бассейнам морей и значению.

2.3. РОЛЬ РАСТЕНИЙ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ В ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

     Связь биологии с географией можно увидеть даже в тех случаях, когда, казалось бы, и нет прямой зависимости между этими предметами. Я иллюстрирую роль комнатных растений, стоящих в классе, которые могут напрямую помочь усвоению школьного материала по обоим предметам.

     Практически в каждом кабинете как биологии, так и географии учителем создается своя неповторимая атмосфера. И далеко не последнее значение в этом играют комнатные цветы, стоящие в классной комнате. Но многие учителя даже не догадываются о том, что помимо чисто эстетической роли, эти растения могут существенно помочь в изучении многих тем географии 6 и 7 класса, в частности, темы «Природные зоны». Ведь большинство растений несёт в себе признаки, которые сформировались под влиянием того климата, в котором они произрастают. Для примера предлагаю ознакомиться с использованием этого приёма на уроке «Природные зоны Южной Америки» (география, 7 класс). Кроме того, ребятам будет интересно увидеть эти растения вживую, а не только на картинках учебника. Причём, в соседнем кабинете другой учитель может разводить совершенно иные растения. Это может превратиться в своеобразную игру, когда, путешествуя из кабинета в кабинет, сравнивая растения друг с другом, выделяя типичные признаки на совершенно других представителях «классной флоры», они смогут определять, из какой природной зоны они попали в класс и в каких условиях произрастают. А это пойдёт только на пользу учителю-географу и биологу, ведь ребята непроизвольно многократно повторяют и запоминают материал темы, который  пригодится им и в дальнейшем.

     Сейчас я приведу другой пример. Одной из самых сложных тем в школьном курсе географии остаётся изучение климата. Учащиеся очень долго пытаются вникнуть в особенности того или иного типа климата, но всё равно периодически в ответах проскакивают ошибки. Особенно это касается смены увлажнения по сезонам в том или ином типе климата. Но это легко показать с помощью растений, которые произрастают в данных условиях, используя комнатных представителей флоры.

ПРИМЕР: Всем хорошо известно, что цикличность развития растений напрямую зависят от условий произрастания, т.е. от смены температуры и увлажнения. Почему, например, у достаточно распространённого растения Цикламен персидский (Cyclamen persicum) период покоя приходится на летний сезон, когда наземная часть растения полностью отмирает и остается только подземный клубень, а у другого не менее известного комнатного растения Гиппеаструм гибридный (Hippeastrum hybrida) (который в обиходе называют амариллисом) период покоя протекает в зимний сезон. А ответ очевиден: просто родиной цикламена являются области Земли с субтропическим климатом, а гиппеаструма – с субэкваториальным. Период покоя у этих растений соответствует сухому сезону этого климатического пояса. Более того, если сравнить эти растения с Монстерой деликатесной (Monstera deliciosa), обитающей во влажных тропиках, то можно показать ещё одну особенность. Монстера не только не сбрасывает листву в течение года, так как обитает в постоянно влажных условиях, но и использует это свойство климата в своих целях, выпуская дополнительные воздушные корни, способные впитывать влагу прямо из воздуха. Таким образом, у детей появляется возможность ассоциативного запоминания, повышающего эффективность изучения темы и курса.

     Здесь же можно объяснить ученикам, почему комнатные растения цветут в разные сезоны. Ведь цветение – процесс, показывающий, что растение пробуждается от зимнего сна, выходит от покоя, оно имеет достаточно сил для продолжения рода. Ребята привыкли, что почти все уличные растения нашей полосы цветут весной или в начале лета. Почему же тогда некоторые комнатные цветы распускаются не по графику? Самые распространённые осеннецветущие и зимнецветущие комнатные растения – Эухарис крупноцветковый (Eucharis grandiflora) (цветёт в конце лета и начале зимы), Шлумбергера усечённая (Schlumbergera truncata) (или декабрист, цветёт в начале зимы) – выходцы из Южного полушария, поэтому, когда в наших краях начинает желтеть на деревьях листва и наступает осень, в это время в южном полушарии природа пробуждается от зимнего сна и наступает весна. Этим примером учащимся можно показать различия северного и южного полушарий, ведь многие ребята долгое время полагают, что смена времен года происходит на всей Земле одновременно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     В заключении мне бы хотелось поделиться одним интересным опытом. В конце учебного года на одном из последних уроков в 9-х классах ученикам предлагается объяснить несколько явлений природы с точки зрения различных предметных дисциплин, допустим: как бы объяснили такое природное явление, как дождь, - географ, биолог, физик и химик. Какие ответы ожидает учитель от учащихся? Примерно такие:

географ: дождь – составная часть круговорота воды, основной источник поступления влаги на сушу, один из типов питания рек и т.д.

биолог: дождь – необходимый компонент жизни растений, входящий в процесс почвенного питания растений…

физик: дождь – одно из физических состояний воды, результат конденсации водяного пара из воздуха…

химик: дождь – состоит из капель воды, химическая формула Н2О …

     Можно привести множество примеров явлений природы – испарение, роса, солнечный свет и другие – и каждый из них определённая наука охарактеризует по-своему. И именно эта работа, как никакая другая, показывает, что все естественные науки очень тесно между собой взаимосвязаны и невозможно изучать одну из них изолированно от другой. 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация и доклад на тему: «Связь элементов географии и биологии в курсе средней школы»»

Раздел : «Межпредметные связи в изучении наук естественного цикла»    Тема: «Взаимосвязь элементов географии и биологии в курсе средней школы»

Раздел : «Межпредметные связи в изучении наук естественного цикла»

Тема: «Взаимосвязь элементов

географии и биологии

в курсе средней школы»

Цель:  На основе практического опыта показать значимость межпредметных связей в процессе обучения. Задачи: 1). Проиллюстрировать конкретные межпредметные связи. 2). Показать значимость межпредметных связей для расширения или уточнения понятия, установления причинно-следственных связей, систематизации и обобщения знаний.

Цель: На основе практического опыта показать значимость межпредметных связей в процессе обучения.

Задачи:

1). Проиллюстрировать конкретные межпредметные связи.

2). Показать значимость межпредметных связей для расширения или уточнения понятия, установления причинно-следственных связей, систематизации и обобщения знаний.

Системный подход к знаниям Современная школа – это многофункциональный комплекс: «Дом Знаний» + чётко слаженный механизм взаимодействия предметов естественного цикла . Изучение каких-либо процессов и явлений связано с интеграцией между дисциплинами. Курс любого школьного предмета пронизан межпредметными связями.

Системный подход к знаниям

Современная школа – это многофункциональный комплекс:

«Дом Знаний» + чётко слаженный механизм взаимодействия предметов естественного цикла .

  • Изучение каких-либо процессов и явлений связано с интеграцией между дисциплинами.
  • Курс любого школьного предмета пронизан межпредметными связями.
Естествознание  –  наука об явлениях и законах природы химия биология физика география

Естествознание – наука об явлениях и законах природы

химия

биология

физика

география

Объяснение явлений природы: географ:  дождь – часть круговорота воды, источник поступления влаги на сушу и т.д. биолог:  дождь – необходимый компонент жизни растений, часть почвенного питания … физик:  дождь – одно из физических состояний воды, результат конденсации водяного пара из воздуха… химик:  дождь – состоит из капель воды, химическая формула Н 2 О …

Объяснение явлений природы:

  • географ: дождь – часть круговорота воды, источник поступления влаги на сушу и т.д.
  • биолог: дождь – необходимый компонент жизни растений, часть почвенного питания …
  • физик: дождь – одно из физических состояний воды, результат конденсации водяного пара из воздуха…
  • химик: дождь – состоит из капель воды, химическая формула Н 2 О …
на уроках биологии Элементы географии

на уроках биологии

Элементы географии

 Природная зональность и животный мир   Приспособленность организмов к условиям внешней среды: цветовая маскировка животных под условия внешней среды (мимикрия), чередование фаз жизненной активности в зависимости от смены природных условий, внешние различия у животных одного вида, обитающих в разных климатических условиях.

Природная зональность и животный мир

Приспособленность организмов к условиям внешней среды:

  • цветовая маскировка животных под условия внешней среды (мимикрия),
  • чередование фаз жизненной активности в зависимости от смены природных условий,
  • внешние различия у животных одного вида, обитающих в разных климатических условиях.
Размножение и развитие рыб Угорь европейский ( Anguilla anguilla )

Размножение и развитие рыб

Угорь европейский

( Anguilla anguilla )

         Элементы биологии      на уроках географии

Элементы биологии

на уроках географии

Голосеменные растения  и лесная промышленность

Голосеменные растения и лесная промышленность

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс

Субтропический климат  Характеристика климата:  Зима  влажная и прохладная Лето сухое и жаркое (покой) Цикламен персидский ( Cyclamen persicum)

Субтропический климат

Характеристика климата:

Зима

влажная и прохладная

Лето

сухое и жаркое

(покой)

Цикламен персидский

( Cyclamen persicum)

Субэкваториальный климат  Гиппеаструм гибридный ( Hippeastrum hybrida) Характеристика климата:  Зима  сухая и тёплая (покой) Лето влажное и жаркое

Субэкваториальный климат

Гиппеаструм гибридный

( Hippeastrum hybrida)

Характеристика климата:

Зима

сухая и тёплая

(покой)

Лето

влажное и жаркое

Экваториальный климат Монстера деликатесная ( Monstera deliciosa ) Характеристики климата: Влажные тропики и экваториальные лесах. Вечнозеленое растение, не имеющее периода покоя.

Экваториальный климат

Монстера деликатесная ( Monstera deliciosa )

Характеристики климата:

Влажные тропики и экваториальные лесах.

Вечнозеленое растение, не имеющее периода покоя.

Выводы: Взаимосвязь географии и биологии: Облегчает понимание материала. Закрепляет полученные знания. Расширяет кругозор. Показывает интеграцию наук между собой.

Выводы:

Взаимосвязь географии и биологии:

  • Облегчает понимание материала.
  • Закрепляет полученные знания.
  • Расширяет кругозор.
  • Показывает интеграцию наук между собой.
Опалиховская средняя школа  2018г.  Выполнила :  учитель географии  Козлова Татьяна Анатольевна

Опалиховская средняя школа 2018г.

Выполнила :

учитель географии

Козлова Татьяна Анатольевна

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!