СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение"»

 Сложноподчиненное предложение. Место придаточного предложения. Виды придаточных предложений.

Сложноподчиненное предложение. Место придаточного предложения. Виды придаточных предложений.

Цели занятия:  иметь понятие о сложноподчиненном предложении; научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения; обобщать полученные данные; оценивать работу других обучающихся; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать культуру речи через систему художественных образов.

Цели занятия:

  • иметь понятие о сложноподчиненном предложении;

научиться представлять структуру СПП в виде схем; совершенствовать пунктуационные навыки;

  • развивать умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения; обобщать полученные данные; оценивать работу других обучающихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать культуру речи через систему художественных образов.

Мозговой штурм  Что такое предложение? Какие предложения вам известны? Как отличить простое предложение от сложного? Какие виды сложных предложений вы знаете? Что такое сложносочиненное предложение? Как вы думаете, чем отличается ССП от СПП? Какая связь в ССП? Какая связь в СПП? Как отличить союз от союзного слова?  Чем являются союзные слова? Чем являются союзы? Как графически обозначить главное и придаточное предложение? Какие средства связи бывают в предложении? Назовите виды придаточных в сложноподчиненном предложении? Какая связь в словосочетании: сочинительная или подчинительная? Как называются предложение, части которого равноправные?

Мозговой штурм

  • Что такое предложение?
  • Какие предложения вам известны?
  • Как отличить простое предложение от сложного?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • Что такое сложносочиненное предложение?
  • Как вы думаете, чем отличается ССП от СПП?
  • Какая связь в ССП?
  • Какая связь в СПП?
  • Как отличить союз от союзного слова?
  • Чем являются союзные слова?
  • Чем являются союзы?
  • Как графически обозначить главное и придаточное предложение?
  • Какие средства связи бывают в предложении?
  • Назовите виды придаточных в сложноподчиненном предложении?
  • Какая связь в словосочетании: сочинительная или подчинительная?
  • Как называются предложение, части которого равноправные?

Схема: [ ] – главная часть ( ) – придаточное предложение

Схема:

[ ] – главная часть

( ) – придаточное предложение

средства подчинения союзы союзные слова не падает логическое ударение, служебные слова падает логическое ударение, местоимения и наречия Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др. Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.   Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина. В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».

средства подчинения

союзы

союзные слова

не падает логическое ударение, служебные слова

падает логическое ударение, местоимения и наречия

Что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др.

Который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.

Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина.

В библиотеке мы спросили, что нам почитать о «Слове о полку Игореве».

Типы придаточных: Определительные Изъяснительные  Обстоятельственные

Типы придаточных:

  • Определительные
  • Изъяснительные

  • Обстоятельственные
ПРИДАТОЧНЫЕ ?  ВОПРОС : КАКОЙ? [ … СУЩ.], (… ).   Солнце освещало вершины лип , которые уже пожелтели под свежим дыханием осени .

ПРИДАТОЧНЫЕ ? ВОПРОС : КАКОЙ?

[ … СУЩ.], (… ).

Солнце освещало вершины лип , которые уже пожелтели под свежим дыханием осени .

ПРИДАТОЧНЫЕ ?   ВОПРОС : КАКОЙ? [ … СУЩ. ,( … ), … ].   В книге , которую подарил мне товарищ , рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника .

ПРИДАТОЧНЫЕ ? ВОПРОС : КАКОЙ?

[ … СУЩ. ,( … ), … ].

В книге , которую подарил мне товарищ , рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника .

ПРИДАТОЧНЫЕ ?   ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ  [ … ГЛ.], (… ).  Казбич вообразил , будто Азамат украл у него лошадь .

ПРИДАТОЧНЫЕ ? ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

[ … ГЛ.], (… ).

Казбич вообразил , будто Азамат украл у него лошадь .

ПРИДАТОЧНЫЕ ? [ ОБРАЗА [ ОБРАЗА

ПРИДАТОЧНЫЕ ?

[

ОБРАЗА

[

ОБРАЗА

ПРИДАТОЧНЫЕ ? Ученик всё делал так , как требовал мастер . – Ученик всё сделал так хорошо , что мастер его похвалил . – Я увидел впереди трёх девочек , когда выбрался из зарослей . -

ПРИДАТОЧНЫЕ ?

  • Ученик всё делал так , как требовал мастер . –
  • Ученик всё сделал так хорошо , что мастер его похвалил . –
  • Я увидел впереди трёх девочек , когда выбрался из зарослей . -
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ ПРИЧИНЫ [ ПРИЧИНЫ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

[

ПРИЧИНЫ

[

ПРИЧИНЫ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Лес стоял тихий и молчаливый , потому что главные певцы улетели . – Все молчали , чтобы расслышать шорох цветов . – Алексей пополз туда , куда ушёл самолёт . -

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

  • Лес стоял тихий и молчаливый , потому что главные певцы улетели . –
  • Все молчали , чтобы расслышать шорох цветов . –
  • Алексей пополз туда , куда ушёл самолёт . -
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ [ УСТУПКИ [ УСТУПКИ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

[

УСТУПКИ

[

УСТУПКИ

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ Ночь была тиха и светла , хотя луны не было . – Дождь лил как из ведра , так что на крыльцо нельзя было выйти . – Лес стоит молча , словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то . -

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

  • Ночь была тиха и светла , хотя луны не было . –
  • Дождь лил как из ведра , так что на крыльцо нельзя было выйти . –
  • Лес стоит молча , словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то . -
Стилистический тренинг Устраните повторы в сложноподчинённых предложениях. 1.Возникли слухи, которые твердили о «морском дьяволе», который топит большие шхуны и портит сети, которые рыбаки оставляют на ночь. 2.Однажды рыбаки, которые находились далеко от берега, были разбужены блеянием козлёнка, который чудом появился на их баркасе. 3.Все обступили ныряльщика, которого спас «морской дьявол», который убил огромную акулу, которая напала на него.

Стилистический тренинг

Устраните повторы в сложноподчинённых предложениях.

1.Возникли слухи, которые твердили о «морском дьяволе», который топит большие шхуны и портит сети, которые рыбаки оставляют на ночь.

2.Однажды рыбаки, которые находились далеко от берега, были разбужены блеянием козлёнка, который чудом появился на их баркасе.

3.Все обступили ныряльщика, которого спас «морской дьявол», который убил огромную акулу, которая напала на него.

Конструирование предложений Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:  1) [ ], (которые...).  2) [ ], (где...)?  3) [там.., (где...),...].

Конструирование предложений

Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:

1) [ ], (которые...).

2) [ ], (где...)?

3) [там.., (где...),...].

 Определите тип придаточного предложения 1. Куда ни взглянешь,  всюду холмы. 2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться. 3.Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи. 4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности. 5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя. 6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.   7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. 8. Он бежал так, как раньше не бегал. 9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Определите тип придаточного предложения

1. Куда ни взглянешь,  всюду холмы.

2. Когда мы достигли вершины горы, солнце уже успело подняться.

3.Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.

4. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда рассмотреть окрестности.

5. Савельич мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя.

6. Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.  

7. Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

8. Он бежал так, как раньше не бегал.

9. Щенок скулит так жалобно, как будто плачет ребенок.

Домашнее задание 1.Повторить теоретический материал по теме «Сложноподчиненное предложение» 2.Подготовиться к контрольной работе тестового характера

Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал

по теме «Сложноподчиненное предложение»

2.Подготовиться к контрольной работе тестового характера


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!