Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научный стиль речи"»
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
ЦЕЛИ:
- узнать, что такое научный стиль речи;
- изучить его особенности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей:
- предварительное обдумывание высказывания
- монологический характер
- строгий отбор языковых средств
- тяготение к нормированной речи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения:
- по возможности точно и полно объяснить факты;
- показать причинно-следственные связи между явлениями;
- выявить закономерности исторического развития.
ОСОБЕННОСТИ
- Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (статья, доклад, учебник, курсовая работа).
- Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
ОСОБЕННОСТИ
Основными характеристиками научного стиля являются:
- логичность – наличие смысловых связей между последовательными единицами текста;
- последовательность – выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному;
- понятность, доступность;
- точность, сжатость.
ЛЕКСИКА
- Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет.
- Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.
- Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
- использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета);
- формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа;
- преобладание существительных над глаголами;
- около 80% глаголов имеют несовершенный вид.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для
- передачи сложной системы научных понятий;
- установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются:
- предложения с однородными членами и обобщающими словами при них (вследствие того что, ввиду того что, в то время как);
- вводные слова и сочетания (во-первых, наконец, с другой стороны),
- слова и словосочетания, указывающие на тесную логическую связь абзацев (таким образом, в заключение).
Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть краткие, переход от одной фразы к другой – логическим и естественным, «незамечаемым».
Каждую написанную фразу следует проверять на слух; надо прочитывать написанное вслух для себя.
Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что они «заменили».
Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном языке всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые приходят от бедности языка.
ПОДСТИЛИ
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля:
- научный. Адресат – учёный, специалист.. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
- научно-учебный. Адресат – будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом.
- научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами
ЖАНРЫ
Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.