СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация № 2 к уроку-семинару

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация № 2 к уроку-семинару по роману М. Шолохова "Тихий Дон".

Образ Дона в древнерусской литературе и фольклоре.

?Особое значение придавалось подвигам донских казаков в осаде Азовской турецкой крепости. Ф. Трамлин в обзорно-исторической статье в «Донском календаре на 1876 год» пишет, что «весь период времени от возникновения на Дону казачьей общины до беспримерного в летописях древних и новых народов азовского сиденья (1570 – 1637) составляет беспрерывную цепь самостоятельных битв казаков с юго-восточными враждебными соседями России; крымцами, черкесами, нагайцами, главнейшее значение которых составляло средство, по словам вышеприведенной грамоты, - «прикормитись и одетись» и, как передает народная песня, «доставить зипунов»

Просмотр содержимого документа
«Презентация № 2 к уроку-семинару»

«Ой ты, батюшка тихий Дон» Образ Дона в древнерусской литературе и фольклоре.

«Ой ты, батюшка тихий Дон»

Образ Дона в древнерусской литературе и фольклоре.

Ой ты, батюшка наш,  славный тихий Дон.  Дон - кормилец наш,  Дон Иванович!  Про тебя лежит слава добрая,  Слава добрая, речь хорошая».

Ой ты, батюшка наш, славный тихий Дон. Дон - кормилец наш, Дон Иванович! Про тебя лежит слава добрая, Слава добрая, речь хорошая».

  Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Тихий Дон, наш батюшка, Ой да, тихий Дон,   Ой, и что же ты мутнехонек,   Мутнехонек течешь. Наш батюшка тихий Дон,   Помутился тихий Дон, Помутился Дон От вдовьих слез, от сиротских От горьких слез. Помутился тихий Дон, Тихий Дон наш батюшка, Ой да, тихий Дон. Ой, что же ты мутнехонек, Мутнехонек течешь,   Наш батюшка тихий Дон. 
  •   Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, как символ вольной жизни, батюшка-кормилец.
  • Тихий Дон, наш батюшка,
  • Ой да, тихий Дон,
  •   Ой, и что же ты мутнехонек,
  •   Мутнехонек течешь.
  • Наш батюшка тихий Дон,
  •   Помутился тихий Дон,
  • Помутился Дон От вдовьих слез,
  • от сиротских От горьких слез.
  • Помутился тихий Дон,
  • Тихий Дон наш батюшка,
  • Ой да, тихий Дон.
  • Ой, что же ты мутнехонек,
  • Мутнехонек течешь,
  •   Наш батюшка тихий Дон. 
Особое значение придавалось подвигам донских казаков в осаде Азовской турецкой крепости. Ф. Трамлин в обзорно-исторической статье в «Донском календаре на 1876 год» пишет, что «весь период времени от возникновения на Дону казачьей общины до беспримерного в летописях древних и новых народов азовского сиденья (1570 – 1637) составляет беспрерывную цепь самостоятельных битв казаков с юго-восточными враждебными соседями России; крымцами, черкесами, нагайцами, главнейшее значение которых составляло средство, по словам вышеприведенной грамоты, - «прикормитись и одетись» и, как передает народная песня, «доставить зипунов»: Как у нас-то на Дону, во Черкасском городу, Старики-то пьют, гуляют, по беседушкам сидят, По беседушкам сидят, про Азов говорят: «Ой, не дай Боже Азовцам ума-разума того – Не поставили б они башеньки на усть речки Каланчи, Не перекинули бы цепи через славный тихий Дон, Не подвели бы струны ко звонким колоколам; Уже нельзя нам, братцы, будет во сине море пройтись, По синю морю гулять, зипунов – то доставать…» [5.]
  • Особое значение придавалось подвигам донских казаков в осаде Азовской турецкой крепости. Ф. Трамлин в обзорно-исторической статье в «Донском календаре на 1876 год» пишет, что «весь период времени от возникновения на Дону казачьей общины до беспримерного в летописях древних и новых народов азовского сиденья (1570 – 1637) составляет беспрерывную цепь самостоятельных битв казаков с юго-восточными враждебными соседями России; крымцами, черкесами, нагайцами, главнейшее значение которых составляло средство, по словам вышеприведенной грамоты, - «прикормитись и одетись» и, как передает народная песня, «доставить зипунов»:
  • Как у нас-то на Дону, во Черкасском городу,
  • Старики-то пьют, гуляют, по беседушкам сидят,
  • По беседушкам сидят, про Азов говорят:
  • «Ой, не дай Боже Азовцам ума-разума того –
  • Не поставили б они башеньки на усть речки Каланчи,
  • Не перекинули бы цепи через славный тихий Дон,
  • Не подвели бы струны ко звонким колоколам;
  • Уже нельзя нам, братцы, будет во сине море пройтись,
  • По синю морю гулять, зипунов – то доставать…» [5.]
 Всколыхнулся, взволновался, Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И, с простора долетая, Вольный слышится призыв. Дон детей своих сзывает В Круг Державный Войсковой Атамана выбирает Всенародною душой. (Казачья строевая песня)

Всколыхнулся, взволновался, Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он. Зеленеет степь родная, Золотятся волны нив, И, с простора долетая, Вольный слышится призыв. Дон детей своих сзывает В Круг Державный Войсковой Атамана выбирает Всенародною душой. (Казачья строевая песня)

«Задонщина» «Встали стяги русские на берегу великого Дона». «Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую». «О, Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую». «И тогда как соколы полетели на быстрый Дон».

«Задонщина»

«Встали стяги русские на берегу великого Дона».

«Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую».

«О, Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую».

«И тогда как соколы полетели на быстрый Дон».

«Слово о полку Игореве» Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону! – А в степи, с ордой своею дикой Серым волком рыская чуть свет, Старый Гзак на Дон бежит великий, И Кончак спешит ему вослед. Игорь к Дону мыслями летит До Донца дорогу измеряя.   Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому

«Слово о полку Игореве»

Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону! –

А в степи, с ордой своею дикой Серым волком рыская чуть свет, Старый Гзак на Дон бежит великий, И Кончак спешит ему вослед.

Игорь к Дону мыслями летит До Донца дорогу измеряя.  

Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому"..

Быти грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великаго!»

«Пименово хожение в Царьград»

«Пименово хожение в Царьград»

…  и поплыхомъ рекою Дономъ на низъ. Бысть же сие путное шествие печално и унылниво, бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; аще бо и быша древле грады красны и нарочиты зело видениемъ места, точью пусто же все и не населено; нигде бо видети человека, точию пустыни велиа, и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы орлы, гуси, лебеди, жарави, и прочая; и бяше все пустыни великиа. Въ вторый же день речнаго плаваниа минухомъ две реце, Мечю и Сосну; въ третий же день   Влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ. Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы — орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.

…  и поплыхомъ рекою Дономъ на низъ. Бысть же сие путное шествие печално и унылниво, бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ничтоже: ни града, ни села; аще бо и быша древле грады красны и нарочиты зело видениемъ места, точью пусто же все и не населено; нигде бо видети человека, точию пустыни велиа, и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы орлы, гуси, лебеди, жарави, и прочая; и бяше все пустыни великиа. Въ вторый же день речнаго плаваниа минухомъ две реце, Мечю и Сосну; въ третий же день 

Влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ. Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы — орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.