Применение технологии группового обучения в начальной школе
Ничто так не позволяет организовать активную самостоятельную работу учащихся начальных классов на уроке, как групповая технология . При групповой форме деятельности для того, чтобы решить конкретные учебные задачи, класс делится на несколько групп . Каждая группа получает либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняет его только сообща под непосредственным руководством учителя или лидера группы . Особенно часто групповая технология применяется при повторении изученного материала, т.к. позволяет в короткий срок опросить всю группу учащихся . В этом случае каждый ученик сам может побывать и в роли учителя, и в роли отвечающего. Всё это создает благоприятную обстановку на уроке.
Цели использования групповых технологий в обучении детей
a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Технологический процесс групповой работы
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задании.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,
обобщения).
Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной
Обучение работе в группе
1 этап.
1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия.
2 этап: парная работа.
1) Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…
2) По операциям: 1-й ученик называет слово,
2-й ученик кладет карточку,
1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.
4) 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.
3 этап: групповая работа.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок.
Образование групп.
1) На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2) Учитель делит на группы, назначая организатора.
3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4) Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5) Загадки.
6) Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей.
Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.
7) Лото.
8) Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Ролевые функции членов группы
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Контроль учителя за групповой работой
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :
- Как дети сидят?
- Внимательны ли они или отвлекаются?
- Как ведут себя: живо или апатично?
- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения
- Слушают ли друг друга?
- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?
- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Общие правила организации групповой работы
Жесткая регламентация времени на группообразование.
Нормирование будущей работы.
Четкость и внятность поставленной задачи.
Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
Недопустима группа из одних только слабых учеников.
Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
Запись слов со взаимопроверкой.
Составление звуковых схем слов.
Составление схем предложений.
Работа с карточками в парах сменного состава
Разбор слов по составу.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным текстом.
Составление слов по звуковой схеме.
Составление предложений по схеме.
Проверка орфограмм.
Выбор способа проверки орфограмм.
Деление текста на логические части.
Составление плана
Математика
-примеров с переходом через разряд;
-способов проверки результатов вычисления.
-к одной схеме на разные темы;
-к разным схемам на одну тему;
-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Положительные моменты при использовании групповых технологий
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее.
Однако есть в этой групповой форме и свои недостатки - трудности комплектования
групп и организации работы в них, рабочий шум на уроке.
Несмотря на это, проведенная работа показывает, что применение групповой технологии
при обучении очень эффективно. В групповой работе при выполнении общего дела
учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом, у них формируются положительные
нравственные качества личности, развивается самостоятельное творческое мышление.
Наблюдения показали, что такая форма обучения имеет большее преимущество в
сравнении с традиционной методикой обучения.
Источники материалов:
http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/11/05/tekhnologiya-gruppovogo-obucheniya
http://nikulina.ucoz.com/load/portfolio/tekhnologii/tekhnologija_gruppovogo_obuchenija/3-1-0-8
http://festival.1september.ru/articles/103216/