СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии группового обучения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ничто так не позволяет организовать активную самостоятельную работу учащихся начальных классов на уроке, как групповая технология .  

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии группового обучения в начальной школе»

Применение технологии группового обучения в начальной школе

Ничто так не позволяет организовать активную самостоятельную работу учащихся начальных классов на уроке, как групповая технология . При групповой форме деятельности для того, чтобы решить конкретные учебные задачи, класс делится на несколько групп . Каждая группа получает либо одинаковое, либо дифференцированное задание и выполняет его только сообща под непосредственным руководством учителя или лидера группы . Особенно часто групповая технология применяется при повторении изученного материала, т.к. позволяет в короткий срок опросить всю группу учащихся . В этом случае каждый ученик сам может побывать и в роли учителя, и в роли отвечающего. Всё это создает благоприятную обстановку на уроке.

Цели использования групповых технологий в обучении детей

  • a)                 Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

  • б)                 Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.

  • в)                 Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.

  • г)                 Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.


Технологический процесс групповой работы

1.                        Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2.                    Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное выполнение задании.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з)           Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,

обобщения).
Подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной



Обучение работе в группе

  • 1 этап.

  • 1 этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия.

  • 2 этап: парная работа.

  • 1)      Работа ''хором'': учащиеся вместе называют первое слово, вместе тянутся за карточкой, вместе называют второе слово, вместе…

  • 2)  По операциям: 1-й ученик называет слово,

  •                                 2-й ученик кладет карточку,

  •                                 1-й ученик соглашается или протестует.

  • 3)      Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и кладет первую карточку , 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.

  • 4)      1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

  • Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение.

  • 3 этап: групповая работа.

  • Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок.



Образование групп.

  • 1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

  • 2)      Учитель делит на группы, назначая организатора.

  • 3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

  • 4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

  • 5)      Загадки.

  • 6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей.

  • Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.

  • 7)      Лото.

  • 8)      Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.



Ролевые функции членов группы

1)      Писарь – записывает решение;

2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.


Контроль учителя за групповой работой

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы :

- Как дети сидят?

- Внимательны ли они или отвлекаются?

- Как ведут себя: живо или апатично?

- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения

- Слушают ли друг друга?

- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?


Общие правила организации групповой работы

  • Жесткая регламентация времени на группообразование.

  • Нормирование будущей работы.

  • Четкость и внятность поставленной задачи.

  • Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

  • Недопустима группа из одних только слабых учеников.

  • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

  •   Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

  •  Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.



Варианты заданий для парной и групповой работы

Русский язык. 

  • Запись слов со взаимопроверкой.

  • Составление звуковых схем слов.

  • Составление схем предложений.

  • Работа с карточками в парах сменного состава

  • Разбор слов по составу.

  • Работа с деформированным предложением.

  • Работа с деформированным текстом.

  • Составление слов по звуковой схеме.

  • Составление предложений по схеме.

  • Проверка орфограмм.

  • Выбор способа проверки орфограмм.

  • Деление текста на логические части.

  • Составление плана

Математика

  • Взаимопроверка решений.

  • Составление схем к задаче.

  • Поиск способа решения:

-примеров с переходом через разряд;

-способов проверки результатов вычисления.

  • Составление и решение задач:

-к одной схеме на разные темы;

-к разным схемам на одну тему;

-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.


Положительные моменты при использовании групповых технологий

  • 1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

  • 2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

  • 3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

  • 4)      Знания усваиваются прочнее.

Однако есть в этой групповой форме и свои недостатки - трудности комплектования

групп и организации работы в них, рабочий шум на уроке.

Несмотря на это, проведенная работа показывает, что применение групповой технологии

при обучении очень эффективно. В групповой работе при выполнении общего дела

учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом, у них формируются положительные

нравственные качества личности, развивается самостоятельное творческое мышление.

Наблюдения показали, что такая форма обучения имеет большее преимущество в

сравнении с традиционной методикой обучения.



Источники материалов:

  1. http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2012/11/05/tekhnologiya-gruppovogo-obucheniya

  2. http://nikulina.ucoz.com/load/portfolio/tekhnologii/tekhnologija_gruppovogo_obuchenija/3-1-0-8

  3. http://festival.1september.ru/articles/103216/























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!